Образец разбора сложноподчинённого предложения




Порядок разбора

1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы.

2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдель-

ное слово, какое именно, указать часть речи этого слова).

3. Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и каково средство синтак-

сической связи (союз, союзное слово).

4. Определить тип придаточного предложения.

5. Объяснить постановку знаков препинания.

6. Составить схему.

7. Разобрать каждую часть как простое предложение.

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирает-ся по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно ука-зать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбина-цию этих видов.

 

Образец разбора сложноподчинённого предложения

1) Ктоне признаёт, 2) что то, 3) чего Лермонтов требует от поэта,

2) составляет одну из обязанностей его призвания? (В. Белинский)

1. Предложение состоит из трёх частей:

1) — главная;

2) — придаточная;

3) — придаточная.

Первое придаточное — придаточное первой степени — поясняет главное предложение; второе придаточное — придаточное второй степени — относится к первому придаточному и поясняет в нём подлежащее то, выраженное местоиме-нием. Способ связи — последовательное подчинение.

2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к глав-

ному предложению союзом что. Придаточное второй степени отвечает на во-

прос к а к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом

чего.

3. Придаточное первой степени — изъяснительное. Придаточное второй степе-

ни — местоименно-определительное.

4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. По-

скольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно

выделяется с двух сторон запятыми.

Сложное предложение по цели высказывания является вопросительным, по-этому в конце предложения ставится вопросительный знак.

чего? какое?

5.

[1], (2 что то, (3 чего), 2)?

 

придат. I степени придат. II степени

6. Каждая часть сложного предложения разбирается как простое предложение.

 

 

 


ВИДЫПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Виды придаточных Вопросы Способ присоединения Примеры
Определительные относятся к существитель-ному, всегда находятся пос-ле главного или внутри главного предложения Какой? Союзные слова:что, кто, который, где, куда, откуда… Егорушка в надеж-де, что туча уходит мимо, выглянул из ро-гожи.
Изъяснительные относятся в главном предло-жении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (ра-доваться, жаль, ради др ) Вопросы косвенных падежей Союзы и союзные слова:что, как буд-то, чтобы, ли и др Мы знали, что Петь-ка принес всего двух карасей, но молчали.
Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для об-стоятельств.
1. Места Где? Куда? Откуда? Союзные слова:где, куда, откуда Деревья кругом, куда ни взглянешь, были золотые.
2. Времени Когда? С како-го времени? До какого време-ни? Когда, с тех пор, едва, как только Только иногда, когда речь заходила о фрон-тах, незнакомец умолкал.
3.Условия При каком условии? Если, если…то Если начнутся дож-ди, палатки придется переносить выше.
4. Причины Почему? По какой причине? Потому что, оттого что, так как, ибо Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.
5. Цели С какой целью? Для чего? чтобы Чтобы не заблудить-ся, я решил вернуться на тропинку.
6. Следствия Вследствие чего что произошло? так что Снег становился бе-лее, так что ломило глаза.
7. Образа действия Как? Каким образом? как, будто, точно, словно Старик говорил так, как будто было очень холодно.
8. Меры и степени В какой мере? В какой степе-ни? До какой степени? что, как, сколько Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.
9. Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? как, чем, словно, будто… Мы втроем начали бе-седу, как будто век были знакомы.  
10. Уступки Несмотря на что? хотя, несмотря на, пусть, пускай, даром что Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него ника-кого двора не было.

 

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Тип подчинения Определение Пример
Последовательное Первое придаточное подчиняет-ся главному, а остальные после-довательно друг за другом Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца, который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать.
Параллельное Придаточные относятся к раз-ным словам одного и того же главного. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков по-дозвал к себе первого мужи-ка, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плечах.
Однородное подчинение Придаточные относятся к одно-му и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла,как засветились одна за другой звездочки.
Неоднородное подчинение Придаточные относятся к од-ному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы Я должен был нанять быков, чтобы стащить тележку на эту проклятую гору, потому что была гололедица.
Комбинированное подчинение Такое подчинение, при котором одни придаточные последова-тельно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с не-ба или с земли.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Порядок разбора Образец разбора
1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы. 2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдельное слово, какое именно, указать часть речи этого сло- ва). 3. Указать, на какой вопрос отвечает прида- точная часть и каково средство синтакси- ческой связи (союз, союзное слово). 4. Определить тип придаточного предложения. 5. Объяснить постановку знаков препинания. 6. Составить схему. 7. Разобрать каждую часть как простое пред- ложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирается по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно указать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбинацию этих видов. 1) Кто не признаёт, 2) что то, 3) чего Лермонтов требует от поэта, 2) составляет одну из обязанностей его призвания? (В. Бе-линский) 1. Предложение состоит из трёх частей: 1) — главная; 2) — придаточная; 3) — придаточная. Первое придаточное — придаточное пер-вой степени — поясняет главное предложение; второе придаточное — придаточное второй степе-ни — относится к первому придаточному и пояс-няет в нём подлежащее то, выраженное местоиме-нием. Способ связи — последовательное подчине-ние. 2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к главному предложению союзом что. Придаточное второй степени отвечает на вопрос к а - к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом чего.
Порядок разбора Образец разбора
  3. Придаточное первой степени — изъясни- тельное. Придаточное второй степени — местоименно-определительное. 4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. Поскольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно выделяется с двух сторон запятыми. Сложное предложение по цели высказы-вания является вопросительным, поэтому в конце предложения ставится вопросительный знак. чего? какое? 5. [1], (2 что то, (3 чего), 2)?   придат. I степени придат. II степени   6. Каждая часть сложного предложения разби- рается как простое предложение.

 

ВИДЫСЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
п/п Вид придаточ- ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
  Определи-тельное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные сло- ва: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является определе-нием по отношению к имени существи-тельному или место-имению в главной части «Не надо утомлять со-седей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, кото-рые уже были кем-то рассказаны вашим слу-шателям» (По Д.С. Ли-хачёву). «Воспитанный чело-век – это тот, кто хочет и умеет счи-таться с другими...» (Д.С. Лихачёв)
  Изъясни- тельное ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Союзы: что, как, ли, буд-то, чтобы, как бы не Союзные сло- ва: что, как, кто, где, ка- кой, откуда, зачем, сколь- ко Относится к глаголу в главном предложе-нии и выражает до-бавочное разъясне-ние «Я убежден, что нас-тоящая воспитан-ность проявляется прежде всего у себя до- ма, в отношениях со своими родными». (По Д.С. Лихачёву)
  Образа действия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто... Союзные сло- ва: как, сколько Относится к глаголу, наречию, прилага-тельному, существи-тельному в главном и выражает значение образа действия, сте-пени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать вы-двигалось на первое место» (По Д.С. Лихачёву)
  Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные сло- ва: где, куда, откуда Уточнение места «Интеллигентность присутствует там, где проявляется ува-жение к другим, миру, природе» (По Д.С. Лихачёву)
  Времени КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как Уточнение времени действия По мере того как куль-тура человечества движется вперед, но-вые ценности присое- диняются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня (По Д.C. Лихачёву)
  Условия ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ко- гда, кабы, Указание на условие, при котором проис-ходит действие, наз-ванное глаголом сказуемым «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каж-дому поводу,он не- воспитанный человек»
п/п Вид придаточ- ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
      коль скоро   (Д.С. Лихачёв)
  Причины ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? Союзы: пото- му что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как Разъяснение причи-ны «...я обращаюсь глав-ным образом к муж-чине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях» (По Д.С. Лихачёву).
  Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы Назначение дейст-вия, названного гла-голом-сказуемым «...не надо звонко класть вилку на тарел- ку, с шумом втягивать в себя суп, громко го- ворить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у сосе-дей не было опасений» (Д.С. Лихачёв).
  Сравни-тельное КАК? Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели Сравнение двух действий, состояний «Уметь извиниться, признавать перед дру- гими ошибку лучше, чем юлить, врать, об- манывая тем самым прежде всего самого себя» (По Д.С. Лиха-чёву)
  Уступи-тельное НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, да-ром что, несмотря на то что. Союзные сло- ва: что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ. Указание на то, вопреки чему со- вершается действие «Несмотря на то что нас одолевают мелоч- ные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть откры-тым и терпимым к лю- дям». (По Д.С. Лихачёву)
  Следствия   Союз: так что Следствие, вывод, заключение «Именно в юности ум человека наиболее вос- приимчив к усвоению знаний, так что не те- ряйте времени на пус-тяки, на «отдых» (По Д.С. Лихачёву)
  Присое-динитель-ное   Союзные сло- ва: что (в именитель-ном и косвен-ных падежах: чему, чем, чего), почему, зачем, отчего Дополнительная информация, заме- чания, ко всему главному «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при бо-лезнях, что дарит ему возможность полу-чать настоящую ра- дость» (По Д.С. Лиха-чёву). Мы уже в коридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: