Олег Федорович Кудрявцев д.и.н. профессор МГИМО специализация: Возрождение




Родина Возрождения – Италия, ее главная идея, проблема и задача – проблема человека, Ренессанс, по сравнению со Средними веками, есть переход от трансцендентной к имманентной картине мира, от теоцентризма к антропоцентризму. В искусстве появляется новый жанр – портрет (первый портер в середине XIV в. портрет короля Иоанна Доброго в Лувре), появляется ландшафтная живопись, домашние хроники т.е. в целом изменяется система жанров. Одна из его причин – социальные изменения, особенно в Италии, которые привели к тому, что человек почувствовал себя активной силой, субъектом творчества, а не объектом (это видно по частной переписке), меняется тип мировоззрения и идеология.

Первая фигура ренессансного гуманизма, его зачинатель – Франческо Петрарка, родился в 1304 году, умер 1374г., родился в семье флорентинского изгнанника в Ареццо, жил на юге Франции в папских землях в Карпантра, он никогда не был во Флоренции, но всю жизнь был с ней так или иначе связан. Родители хотели дать ему прибыльную профессию и послали учиться юриспруденции, он вместо того читал античных поэтов и писателей, отец застал его за этим, бросил его Овидия в камин и отправил Франческо в Болонью, но он и там продолжал писать и со временем прославился. Он вел переписку на манеру Цицерона и поэму «Африка» о подвигах Сципиона, как возрождение древней эпической поэзии, которую он не закончил. В его мировоззрении и произошёл эпохальный перелом, ознаменовавший начало Ренессанса. Среди его писем есть письмо 1336 г. (он специально ставил неверную дату), на самом деле 1351 г. архиепископу генуэзскому, где тот описывает свои впечатления о горе рядом со своим поместьем, на которую он поднялся, взяв с собою брата, чтобы обозреть все вокруг. По дороге он встретил пастуха, который сказал, что там ничего интересного, но Петрарка шел и достиг вершины, откуда он увидел течение Роны, якобы увидел оттуда Марсель, Пиренеи. Там он достал из кармана «Исповедь» Августина и нашел там место, где прочитал о том, как люди дивятся красоте природы, но забывают, что нет ничего интереснее, прекраснее и загадочнее, чем душа человеческая, эта мысль и легла ему на душу. К этому событию Петрарка и хотел приурочить перелом в своей душе. Он пишет поэму «Африка», которая приносит ему большую известность, он также написал письмо, адресованное Цицерону, а также написал письмо «Потомкам», где он рассказывает о себе и ставит под сомнение спасение. Он пишет, что получил письмо от канцлера парижского университета в Сорбонне, и от римского сената, где оба предлагали ему короноваться венком поэта, спустя 1200 лет после забвения такой традиции. Якобы он долго думал и выбирал, и выбрал Рим, что добавить к славе Вечного города часть своей славы. По дороге в Рим он делает крюк и приезжает в Неаполь, где ученый король Роберто испытал его знания, затем он дал ему королевскую мантию и провожатых до Рима. Там при торжественном стечении горожан, на Капитолийском холме старый сенатор возложил на его рано поседевшую голову венок поэта, а Петрарка снял его, прошел пешком до Ватикана и положил венок на алтарь святого Петра, прочитав речь, где сказал, что устроил это шествие только ради напоминания людям о величии древней культуры. Петрарка написал трактат «О средствах против всякой судьбы» и «Диалоги», где его участники - Разум, Уныние и т.д. обсуждают человека, там выдвигаются идеи против трактата «О ничтожестве человеческого состояния». Важно напомнить, что одна и важнейших тем и приемов литературы в Средние века – пространные рассуждения и утверждения о ничтожности человека и презрении к миру (папа Иннокентий III написал трактат «О ничтожестве человеческого состояния»). Петрарка пишет, что при помощи своего ума, наук и искусств, человек ставит себя выше всех тварей Божьих и всего мироздания, всех стихий. Петрарка пишет инвективу против некоего врача «О своем и чужом невежестве», где выступает против естественного знания и говорит о том, что самым интересным быть может то, что помогает познать человека, понять откуда он идет и куда, и зачем, говорит, что божественное должны обсуждать божественные создания – ангелы, а люди – человеческое.

Ближайший преемник и сподвижник Петрарки – Джованни Боккаччо, автор «Декамерона». И его отец хотел приучить к торговой деятельности, сам был богатейшим человеком Неаполя. Боккаччо родился в 1313 г. и сразу проявил интерес к литературе и поэзии, в 1330-1340-е годы происходит его литературная переориентация, он начинает писать ученые трактаты, например, «Генеалогию языческих богов». «Декамерон» пишет о том, как во время страшной чумы во Флоренции десять благородных юношей и девушек пели и танцевали на загородной вилле, а по вечерам рассказывали истории: каждый по десять историй, всего сто новелл. Эти новеллы рассказывают о людях всех состояний и национальностей, это «энциклопедия человека» в ренессансном представлении. Здесь Боккаччо показывает великую способность человека творить самого себя: он может и унизить себя до самого низкого подонка, и возвысить себя до ангела. Первая новелла рассказывает о флорентинском негодяе-ростовщике, воре, убийце, который наслаждается своей преступной жизнью, и вдруг он заболел. К нему приходит на исповедь приходит, как он попросил – самый святой монах, исповедь умирающего исключительно пародийная, затем он умирает. Боккаччо говорит, что этот негодяй стал практически бесом, ниже опуститься просто нельзя, но у того получилось. Последняя новелла о крестьянке Гризельде, которую взял в жены маркиз, потом он начинает испытывать: приказывает якобы убить их общих детей, потом предлагает развестись, якобы добившись разрешения от папы, приказывает ей организовать его свадьбу с новой женщиной, она на все соглашается, потому что действительно любит ее. Когда она проходит все испытания, маркиз возвращает ее в жены. То есть человек в лице Гризельды здесь дошел до полного самоотречения ради любви к ближнему, т.е. к Господу, вся эта история есть в некотором смысле, пересказ истории Иова. Тем самым человек возвысил себя до практически божественного состояния. Так 1 и 100 новеллы представляют два полюса архитектуры человеческого «я». Новелла в середине рассказывает о невероятном, но красивом и богатом дураке Чимоне. Как-то по пути он встретил спящую девушку со своей служанкой («Венера» Тициана), и влюбился в неё в нем вдруг проснулся человек. Однако девушка была помолвлена с неким владетелем с острова Родос, она уплывала на корабле, тогда Чимоне снарядил корабль и захватил ее корабль с боем, однако буря пригнала их к Родосу, где Чимоне схватили и посадили в тюрьму. Впрочем, он смог выбраться из тюрьмы, убить на свадьбе соперника, захватить возлюбленную и увезти ее к себе домой. Тем самым человек сумел победить Фортуну и стал практически вторым богом.

Крупнейшим представителем гуманистической мысли конца XIV в. был Коллючо Саллютати, которого сделали канцлером Флорентийской республики («его письмо стоит тысячу копейщиков» сказал о нем герцог Миланский), он впервые приглашает во Флоренцию грека Хризолора преподавать греческий.

Настоящая плеяда гуманистов – т.е. преподавателей гуманитарных дисциплин – латыни и греческого, истории, поэзии, этики («моральной философии»), появляется в начале XV в. Они переводят «Политику» и «Этику», «Экономику» Аристотеля – т.е. те его труды, которые связаны с человеком. Флорентийская республика (там канцлер Леонардо Бруни, который пишет «Историю Флоренции», с томами этого труда его и хоронят) и итальянские государи берут гуманистов на должности канцлеров по всей Италии. Этот гуманизм называют «гражданским гуманизмом», его главные вопросы – благо государство, юстиция-справедливость, гражданские добродетели, истинное благородство (трактаты «De vera nobilitate»). Еще одним гуманистом этого времени был сын флорентийского купца Николо Никколи, который на отеческие деньги покупал древние книги и создавал свою библиотеку, ходил в одежде на манер древних, ел из древней посуды, читал книги, изучал языки, впрочем, не оставив по себе сочинений. Свою библиотеку он завещал монастырю Сан-Марко, и она стала первой публичной библиотекой, через сто лет появится первый музей, основанный гуманистом Паоло Джови в 50-е годы XVI в. Жизнеописание Николо Никколи представляет собой классическую жизнь гуманиста, с той только разницей, что по нем не осталось сочинений.

Дальнейшее развитие возрождения связано с освоением античного наследия. Леон Батиста Альберти, внебрачный сын знатной флорентийской семьи, оставшийся без наследства, получил небольшую церковную должность и с юности увлекался науками. Он пишет сам о себе в своей биографии, что не было такой области знания, где бы он ни был сведущ, особенно это касалось архитектуры, написал трактаты об архитектуре, который до сих пор читают наряду с Витрувием, о скульпторе, об этике, об экономике (деньги не ради денег, а ради «инвестиций» в человека), о политике. Он стал первым теоретиком искусства, живописи, скульптуры, архитектуры. Он считал, что человек представляет собой микрокосмо, потому он владеет всеми возможностями и может достичь всего. В то же время, он признает крайнюю уязвимость и слабость, хрупкость человека, который может погибнуть о сущей мелочи, говорит о том, что человек разрушает существующую в природе гармонию, переделывает природы зверей, природы и себя. С одной стороны - это высшее творение Божие, с другой стороны, это тот, кто ненасытен в разрушении природной гармонии и самого себя. Он пытался каждую минуту использовать рационально, считал, что каждую минуту нужно было поставить нас службу освоению знаний, что человек в состоянии постичь и освоить все, что угодно. Он был настоящим homo universalis. Он построил церкви Сан-Андреа в Ферраре, особенно знаменитую Санта-Мария-Новелла во Флоренции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: