Требования к базе практики.




Программа производственной практики

 

(название практики)
для специальности 050708.65 педагогика и методика начального образования
(код и наименование)

 

 

Продолжительность практики: 7 недель
Время проведения: 9 семестр (очная и заочная формы обучения), 6 семестр (заочная сокращенная форма обучения)

Общие сведения

 

Программа разработана на основании ГОС ВПО по специальности 050708 – педагогика и методика начального образования от 31 января 2005 г. № 675 пед/сп.
Программа обсуждена на заседании выпускающей кафедры Кафедра начального образования, протокол №10 от 26 июня 2010 г.
Составитель (ФИО, ученая степень, должность, полное наименование кафедры) Ильичева В.А., канд. пед. наук, доцент кафедры начального образования
Рецензент – представитель работодателей (ФИО, ученая степень, должность, место работы) Коробейникова Л.В. – начальник отдела общего и дополнительного образования Управления образования г. Череповца

 

Составитель   Ильичева В.А.
  (подпись) (расшифровка подписи)  
Рецензент (подпись) (расшифровка подписи)

 

Заведующий выпускающей кафедрой     Яковлева Е.В.
  (подпись) (расшифровка подписи)

 

Программа практики согласована:

База практики Должность (в соответствии с направлением подготовки (специальностью) студентов) Ф.И.О.
МОУ СОШ № 9 МОУ СОШ № 26 МОУ СОШ № 27 МОУ НОШ № 43 директор МОУ «Начальная образовательная школа» № 39, почетный работник общего образования, Лауреат городской премии им. Милютина в области образования Дубровская Ирина Николаевна

Разделы программы:

1. Введение.

2. Цели и задачи практики.

3. Содержание педагогической практики.

4. Требования к базе практики.

5. Организация практики.

6. Требования к критериям оценки студентов.

7. Подведение итогов учебной практики (отчётность).

8. Методика переаттестации практик (для заочной форм обучения, а также для образовательных программ, реализуемых в сокращенные сроки).

9. Методические указания (для руководителей практики и студентов).

10. Список литературы.

 

Введение.

 

Педагогическая практика на выпускном курсе является, с одной стороны, логическим продолжением педагогических практик на предыдущих курсах, а с другой – содержит новые для студента виды работ и заданий.

Последовательно в ней выделены следующие этапы (для студентов очной формы обучения): «Первые дни ребенка в школе» (1-я неделя); практика по специальности (2-5 недели); практика по специализации (6 и 7 недели); выполнение констатирующего и формирующего эксперимента в соответствии с темой выпускной квалификационной работы.

На практике «Первые дни ребенка в школе» студенты наблюдают за деятельностью учителя по приобщению первоклассников к школьной жизни, общаются с детьми, анализируют уровень их адаптации к школе. По результатам этой практики выставляется зачет.

На практике по специальности студенты (очной и заочной форм обучения) осуществляют все виды деятельности учителя начальных классов: самостоятельно проводят уроки по предметам, организуют воспитательную работу с классом и отдельными учащимися, осуществляют работу с родителями, оформляют документацию, проверяют тетради, готовят наглядность, пособия для уроков, участвуют в работе методических совещаний.

Главная задача на этом этапе – формирование умений строить систему уроков по предмету, ориентируясь на общие задачи, курса, уровни обученности и развития учеников. На этом этапе практики студенты должны проявить максимум самостоятельности, творчества, инициативы при подготовке и проведении уроков и мероприятий. Особое внимание обращается на подготовку к урокам по вариативным программам и технологиям.

Практика по специализации планируется самостоятельно и организуется студентом в соответствии с дифференцированными заданиями. Вся работа в этом направлении оформляется в отдельной тетради и по результатам выставляется оценка в индивидуальном плане студента-практиканта.

 

Цели и задачи практики.

Цель: обобщение, систематизация психолого-педагогических и методических знаний, полученных на предыдущих этапах образования.

Задачи - формирование и совершенствование:

а) аналитических умений – анализировать учебный процесс во всех его элементах; программы; учебники и учебные пособия для начальной школы; собственную работу;

б) проективных умений – осуществлять тематическое перспективное планирование по всем предметам начальной школы; разрабатывать и проектировать систему уроков; осуществлять планирование воспитательной работы;

в) диагностических умений – подбирать диагностические задания и методики по проблеме исследования;

г) организаторских умений – мобилизовать учащихся на уроке, перемене, мероприятии; проводить уроки, внеклассную работу, работу с родителями в соответствии с задачами учителя, школы; организовывать детей на индивидуальные, групповые занятия коррекционного, развивающего характера.

 

Содержание педагогической практики.

Особенности содержания, организации и методики учебно-воспитательной работы в 1 классе в первую неделю занятий в школе (очная форма обучения) - беседа с учителем; наблюдение организации первого дня занятий в школе; наблюдение и анализ уроков в первую неделю; посещение первого родительского собрания (если проводится в эту неделю). Выявление причины школьной дезадаптации: изучение первоклассников с целью определения детей «группы риска»; выявление готовности к школе и возможных причин трудностей в адаптации к школе конкретного ребенка.

Осуществление целостного педагогического процесса в начальной школе на практике по специальности (2-5 недели):

студенты осуществляют все виды деятельности учителя начальных классов: самостоятельно проводят уроки по предметам (не менее 40 уроков. В течение одной недели проводят все уроки), организуют воспитательную работу с классом и отдельными учащимися (не менее 2 мероприятий, разнообразных по форме), наблюдают за деятельностью учителя в урочное и внеурочное время (для студентов заочной формы обучения не менее 20 наблюдаемых уроков, не менее 40 пробных из которых 10 оценивается учителем), активно участвуют в подготовке и проведении родительского собрания, других форм работы с родителями; оформляют документацию, проверяют тетради, готовят наглядность, пособия для уроков, участвуют в работе методических совещаний, проверяют текущие и контрольные работы учащихся; знакомятся с классным журналом; осуществляют тематическое планирование уроков по двум учебным предметам на четверть; оказывают помощь учителю в организации перемен, прогулок, питания детей.

Главная задача на этом этапе – формирование умений строить систему уроков по предмету, ориентируясь на общие задачи, курса, уровни обученности и развития учеников. На этом этапе практики студент должен проявить максимум самостоятельности, творчества, инициативы при подготовке и проведении уроков и мероприятий.

Осуществление опытно-экспериментального исследования по теме выпускной работы.

Выполнение заданий по специализациям:

1. Специализация «Семейная педагогика » (очная и заочная формы).

Ц е л ь: совершенствование практических умений по организации педагогического руководства семейным воспитанием, оказание педагогической помощи в актуальных вопросах семейного воспитания.

1. Выбор актуального для родителей, учителя, школы направления семейного воспитания.

2. Планирование содержания работы с родителями (коллективные, индивидуальные, групповые формы, совместные с детьми, организация обратной связи и др.).

3. Организация работы с родителями в соответствии с планом.

4. Выводы, методические рекомендации конкретным семьям.

5. Самоанализ работы.

2. Специализация «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя» (очная и заочная формы).

Ц е л ь: Формирование практических умений по подготовке и организации индивидуально-групповых коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в учении.

1. Диагностика и формирование группы детей, имеющих сходные проблемы в учении.

2. Планирование серии ИГКРЗ занятий по устранению проблем (не менее 3-х). На каждое занятие пишется конспект, подбираются дидактические материалы, наглядность.

3. Анализ результатов работы с детьми.

4. Оформление методических рекомендаций учителю с указанием игр, заданий, литературы, которые помогут ему справиться с выявленной вами проблемой в учении

5.Самоанализ работы.

3. Специализация «Основы информатики в начальной школе» (заочная сокращенная форма обучения).

Ц е л ь: Формировать умение составлять конспект урока с элементами информатики и проводить диагностику по данному направлению.

  1. Разработка и проведение 2 диагностических методик, выявляющих отношение администрации, учителей и учащихся к введению уроков информатики в начальную школу;
  2. Разработка конспекта урока (на выбор) с применением элементов информатики.
  3. Самоанализ результатов проведенной работы.

 

Практика по специализации планируется самостоятельно и организуется студентами в соответствии с дифференцированными заданиями. Вся работа в этом направлении оформляется в отдельной тетради и по результатам выставляется оценка в индивидуальном плане студента-практиканта.

 

Требования к базе практики.

Педагогическая практика на пятом курсе студентов очной формы обучения организуется на базе городских средних и начальных общеобразовательных школ. Распределение студентов заочной формы обучения осуществляется на базе школ города и области.

Организация практики.

Распределение студентов по школам осуществляется на основании договора между управлением образования и ЧГУ. По запросам образовательных учреждений города и области студенты могут быть направлены на замещение вакантной должности учителя начальных классов. Для руководства практикой в школах приглашаются учителя первой и высшей аттестационной категорий. С каждым учителем и представителем администрации заключается договор на оказание образовательных услуг.

На период практики за студентами стационара закрепляются преподаватели выпускающей кафедры, от школы - учитель (на каждого студента), учитель, ведущий практику «Первые дни ребенка в школе» (на подгруппу студентов), и представитель администрации (завуч или директор).

Руководство практикой осуществляют преподаватели выпускающей кафедры: руководитель практики по специальности, групповой руководитель, методист по педагогике, методист по специальности, методист по специализации. Приказ о распределении студентов готовится за месяц до начала практики. Установочная конференция проводится со всеми студентами в вузе, с каждой подгруппой - в школах, куда распределены студенты. Итоговая конференция проводится сначала в школе, а после подведения общих итогов практики - в вузе.

Студенты заочной формы обучения самостоятельно подбирают базу практики и заключают договор с образовательным учреждением (в городские и сельские образовательные учреждения Вологодской области). Согласно договору составляется приказ о распределении студентов на практику. Со студентами заочной, заочной сокращенной форм обучения установочная конференция проводится в период сессии, предшествующий практике. Практика проводится в межсессионный период. Итоги практики подводятся на следующей сессии. Руководство практикой студентов заочной формы обучения осуществляют от выпускающей кафедры: руководитель практики по специальности, групповой руководитель, методист по педагогике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: