Структурно-функциональный подход Э. Дюркгейма.




План:1. Позитивистский подход к социальным проблемам. Творчество А. Кетле и О. Конта. 2. Социология К. Маркса.

Структурно-функциональный подход Э. Дюркгейма.4. Социология М. Вебера.

 

Позитивистский подход к социальным проблемам. ТворчествоА. Кетле и О. Конта.

XIX век - век естествознания; его идеалом является опытное, «позитивное» знание. Особенности этого стиля мышления наложили отпечаток на сам процесс формирования социологии и криминологии. Общество (и преступность) стали рассматриваться как объективные явления, ничем в принципе не отличающиеся от объектов познания физики и биологии. Сообразуясь с научными идеалами своего времени, один из основателей социологического направления в криминологии Адольф Кетле писал: «Цель моя - показать, что в мире, где многие упорно видят только беспорядочный хаос, существуют всесильные и неизменные законы ». Законы, управляющие социальными процессами, столь же точны и неизменны, как законы механики, и аналогичны им (действие равно противодействию; общество, как любая система, стремится к равновесию и т. д.). Эти законы едины для всех эпох и народов.

Огюст Конт (1798-1857), давший название науке социологии, всвоем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью пауки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание, - социологию. Во всеобщей классификации наук О. Конт поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и историче­ский метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Конт совершил революционный переворот в науках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, и прежде всего, философские суждения, оторванные от жизни.Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом. Для него отдельный индивид - почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Учение Конта состояло из двух частей - социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

О. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития об­щества соответствуют стадиям развития человеческого ума.В первую, теологическую, стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.), люди обожествляли явления окружающего мира. Вторую, метафизическую, стадию (с 1300 по 1800 г.) характеризует разрушение старых верований - фундамента общественного порядка, распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анар­хию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаме­нующая наступление третьей стадии - позитивной. Свидетельством вступления в последнюю, позитивную, эру является распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

Социология К. Маркса.

Карл Маркс (1818-1883) более пессимистично смотрел на возможности современного ему общества, нежели Конт. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, ска­зочное обогащение кучки буржуазии, продажу своих детей в рабство и т. п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - уничтожение существующего общества и замена новым, более справедливым. Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи - за реформистский. В отличие от Конта и Дюркгейма, Маркс придавал негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм - непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Структурно-функциональный подход Э. Дюркгейма.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) был основоположником структурно-функционального подхода в социологии. Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их научными объективными методами. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды, считая их фактами, вещами, дос­тупными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией. Социальные факты объективны в том смысле, что индивид при появлении на свет застает их в готовом виде, они существуют независимо от его индивидуального сознания и решающим образом влияют на его поведение. С помощью этих институтов осуществляется социальное регулирование и социальный контроль со стороны общества за своими членами. Они же формируют внутреннюю целостность общества, его сплоченность, солидарность между его членами.

Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплоченности или ее резким ослаблением, Дюркгейм обозначил термином аномия (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, неспособными понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». Аномия определяет состояние многих социальных процессов, в том числе преступности. Дюркгеймовское понятие аномии было развито в работах многих социологов и криминологов. С помощью понятия аномии Дюркгейм объяснил причины самоубийств. Статистика показывает, что число самоубийств в раз­ных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Дюркгейм пришел к выводу, что источником самоубийств и преступлений является ослабление социальной сплоченности: чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичные, нежели сельчане и католики.Таким образом, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например, расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

Немалый вклад внес Дюркгейм в развитие социологической теории. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т. е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы илиобщества, отражающем характер народа, его идеалы и традиции. Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться - значит поделить между собой общеезанятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим - форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества. В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Социология М. Вебера.

Макс Вебер (1864-1920) - соотечественник К.Маркса - жил в одно время с Э.Дюркгеймом. Тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «общество» - собирательные понятия. Мы говорим «о капиталисте», «предпринимателе», «рабочем» или «короле» как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «вообще» не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг - поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, взаимно дополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода. Но как выяснить мотивы? Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: целе рациона лъное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек вы­полняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).

Творческое наследие Вебера обширно. Он заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. А гипотеза Вебера о происхождении капитализма из протестантской этики (кальвинизма) до сих пор является предметом научных дискуссий.

Таким образом, развитие социологических представлений об обществе шло от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом знания углублялись и обогащались. Наибольший вклад в развитие этих знаний внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер. Они не только создали самую развитую теорию общества в тот исторический период, но и заложили методологический фундамент современной социологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: