Родительское собрание на тему: «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».
Цель: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.
«С чего начинается гендерное воспитание».
Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, в связи с этим ввели понятие «гендер» (означает род).
Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определили как женщину или мужчину.
Воспитание детей
Народная
Девочки большую часть времени проводили с матерью или гувернанткой, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Современная
Девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.
Психологи доказали, что к 2-3 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, и обозначают себя соответствующим образом, то есть могут относить в соответствующую полу категорию.
А с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникших ситуаций или желаний ребенка.
Любовь-забота и любовь-доверие.
Есть два типа любви – любовь как забота и любовь как доверие. Мальчикам нужна одна, девочкам другая. Главное не перепутать. Как вы думаете, какая для кого?
Сначала о девочках.
Родители обычно считают девочек более благоразумными. Поэтому им больше доверяют.
Девочкам обычно обращены такие фразы: «Я в тебя верю, ты справишься!»
Девочкам же обычно достается меньше контроля и меньше защиты
Девочек учат постоять за себя, чтобы хулиганы не обидели
Девочкам с ранних лет доверяют мытье посуды, полов, уход за братьями и сестрами
Девочкам достается и больше критики от взрослых – и внешности, и оценок, и талантов
А мальчики?
- Мальчиков и мам связывает особая трепетная любовь, которая не проходит со временем
- Поэтому именно мальчикам обращены: «Надень шапку, покушай супчик, ты не заболел?»
- Мальчиков же обычно стараются окружить любовью и теплом, очень берегут
- Мальчиков же больше контролируют, опекают – и это не уходит с возрастом
- На мальчиков дома обычно не накладывают никаких обязанностей – максимум вынести мусор
- Обычно мальчиков мамы очень боятся обидеть и ранить
То есть по факту мальчикам мы даем заботу, а девочкам – доверие. Поэтому у нас растут сильные женщины, которые со всем справятся и мужчины, за которыми нужен постоянный уход. Причем никому это не нравится, но ничего не меняется. Ведь начинается все в детстве. А как надо бы?
Надо бы окружать заботой девочек. С самого рождения:
- Защищать ее
- Ограждать от всего лишнего
- Не сваливать на нее много обязанностей
- Интересоваться ею и ее делами
- Встречать со школы, провожать в школу
- Следить за тем, с кем она общается и как
- Следить, не тяжело ли ей в садике, в коллективе
- Всегда приходить ей на помощь – даже если она не просит.
- Никогда не смеяться над ней, стараться не обижать
- Не заставлять ее покорять Эвересты
- И ничего не заставлять
Девочка, к которой отнеслись как к драгоценности, начинает сама так к себе относиться. И это ее лучшая защита в жизни. Это ее чувство собственного достоинства, которое не позволит выходить замуж за кого попало, терпеть по отношению к себе жестокость, насиловать саму себя. Для нее станет естественным слышать себя, принимать себя, любить. И тогда ей будет, что отдать миру.
Девочка в прежние времена всегда находилась под защитой. С рождения и до смерти. Сначала отец – и братья, потом муж, потом сыновья. Она всегда была окружена этой заботой. Чувствовала себя любимой, а значит, была спокойна, умиротворена. И этим умиротворением заполняла пространство вокруг.
Это сейчас мы все время пытаемся любовь заслужить, привыкнув, что в нас верят.
С мальчиком же нужно обращаться, как с деревом. Закалить его трудностями, чтобы он смог вынести в жизни все. И чтобы при этом внутри у него был стержень. Стержень вашей в него веры.
Это сыну нужно говорить: «Я в тебя верю!»
Это сыну нужно отдавать ответственность за его жизнь, то есть перестать бегать за ним с шапочкой
Сыну нужно предоставлять возможность пройти испытания, например, походы, спорт, сложные задачи. Всего этого в жизни мальчика должно быть много.
Сына нужно укреплять трудом, в том числе по дому
Стоит начать ждать помощи от сына, привлекать, просить.
Мальчику нужен этот посыл: «Ты справишься!»
Мальчику нужны возможности для покорения вершин, а для этого ему эти вершины стоит показывать, отпускать его туда и верить, что справится (даже если не с первого раза)
С самого детства мужчинам растили крылья, а не рога. Поэтому взрослые мальчики могли этими крыльями укрыть от ненастий всех своих близких, а заодно покорить любую вершину. Сейчас же мы своей женской заботой, не пуская к мальчикам мужчин, выращиваем из них домашних животных.
Упражнение «Волшебный сундучок»
По очереди вынимают из сундучка карточки, зачитывают в слух правило этикета, комментируют (возможно дискутируют). При обсуждении обязательно делать акцент на гендерных особенностях каждого правила.
Содержания карточек. Общие правила этикета
- Делать все достойно, без суеты (громко не смеяться, прилюдно не чесаться, не сплёвывать на пол или землю, не ковырять в носу).
- Одеваться опрятно.
- Говорить ясно, не бормотать и не глотать окончания, не использовать слова паразиты.
- При обращении к другим людям использовать вежливые слова.
- Обращаться к не знакомым людям на «вы».
- Мужчина пропускает женщину вперед, за исключением подвальных помещений и спуска по лестнице.
- При причинении неудобств другим людям извиниться по возможности оказать помощь.
- Не смотреть на людей пристально. Взгляд не должен задерживаться на человеке больше нескольких секунд (особенно если он это заметил).
- Не говорить о других людях плохо в их отсутствии.
- Сдерживать негативные эмоции.
- Изящно выражать позитивные эмоции.
- Не опаздывать.
- Держать слово.
- Мужчина открывает дверь спутнице.
- Входящий выпускает выходящего (правило может нарушаться во время дождя).
Тест для родителей
В меру своего понимания и ощущения ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, так, как Вы считаете нужным. А потом сравните Ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии.
1.Девочки послушнее мальчиков?
2. Девочки чаще защищают слабых?
3. У мальчиков более аналитический склад ума?
4. Мальчики амбициознее девочек?
5. Мальчики более способны в точных науках?
6. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?
7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая?
9. Мальчики агрессивнее девочек?
10. Мальчики лучше ориентируются на местности?
11. Девочки пассивнее мальчиков?
12. У девочек лучше развито чувство коллективизма?
13. Девочки более чувствительны к прикосновениям?
14. Девочки легче поддаются чужому влиянию?
15.Мальчики более активны?
16. Девочки более пугливы?
17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?
18. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?
19. У мальчиков более развита склонность к командованию?
20. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?
А теперь слово специалистам:
- Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.
- Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
- Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.
- Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
- Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.
- Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.
- Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.
- Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.
- Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
- Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.
- Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее.
- Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.
- Неправда. Существенного отличия нет.
- Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются "правил игры", принятых в компании.
- Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.
- Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
- Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
- Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
- Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
- Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.