Содержание
1. Организация бюджетного процесса. Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета
2. Планирование расходов организаций здравоохранения на оплату транспортных услуги и услуг связи
Задача
Список использованных источников
Организация бюджетного процесса. Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета
Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией, другими законодательными и нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
В Республике Беларусь, как и во многих странах, бюджетный год совпадает с календарным, т. е. начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Но срок действия бюджета не совпадает с бюджетным циклом. По времени стадии бюджетного процесса приходятся: составление - до 1 октября года, предшествующего началу нового бюджетного года; рассмотрение и утверждение - до 1 января нового года; исполнение - в течение года действия закона о бюджете; составление и утверждение отчета - до 1 июня года, следующего за отчетным. Таким образом, бюджетный цикл составляет более чем двухгодичный период.
Счетный период включает бюджетный год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший бюджетный год.
Регулирование бюджетного процесса осуществляется посредством применения норм бюджетного права, закрепленных в законе о бюджетной системе, ежегодно принимаемых закона о бюджете на предстоящий год. Однако в силу того, что бюджетная деятельность регламентируется также нормами государственного права, субъекты бюджетного процесса руководствуются нормативами регламентного характера, содержащимися в законах о Национальном собрании, Президенте, Совете Министров, а также подзаконными актами. Особо в этой связи следует выделить нормативные акты, издаваемые Министерством финансов, в функции которого входит организация бюджетного процесса в Республике Беларусь. Органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий разрабатывают свою нормативную базу, регламентирующую осуществление бюджетного процесса в регионах.
|
Республика Беларусь является унитарным государством, и этому типу управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты. В настоящее время функционирует 1664 местных бюджета, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их социально-экономическому развитию.
Составление проекта республиканского бюджета имеет целью определить сумму денежных средств, которая должна быть сосредоточена в республиканском бюджете, в бюджетах областей и города Минска и в целом в консолидированном бюджете республики для направления на финансирование pacходов и мероприятий общегосударственного и местного значения.
Составление проекта бюджета происходит в несколько этапов. Первый состоит в доведении Министерством финансов по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений общереспубликанских и других налогов и доходов.
|
Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений денежно-кредитной политики. Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства а после их одобрения - на рассмотрение Президента.
Составлению проекта бюджета предшествует разработка соответствующих организационных мероприятий: определяются основные этапы и виды работ; ожидаемое исполнение доходов и расходов консолидированного бюджета республики и его составных частей за текущий финансовый год: производится анализ статистических отчетных данных о развитии экономики республики в целом и отдельных административно-территориальных единиц; систематизируются для учета в проекте бюджета принятые законодательные и нормативные акты об изменении налогового и другого законодательства, поручения Президента, постановления Правительства о приоритетном финансировании отдельных отраслей экономики и социальной сферы.
|
На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет.
Планирование расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании. Исходя из этого Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.
В бюджете на очередной финансовый год предусматриваются ассигнования на выплату процентов по внутреннему и внешнему государственному долгу, погашение задолженности по государственному долгу прошлых лет.
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды. Порядок их формирования и размеры определяются при утверждении бюджетов.
Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.
Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.
Такой порядок создает правовую базу для обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета.
Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно Президенту и в местные Советы депутатов.
Представленный Правительством на рассмотрение Президента проект бюджета является перечнем документов, указанных в законе о бюджетной системе. К ним относятся: пояснительная записка к проекту бюджета; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; проект консолидированного бюджета Республики Беларусь; основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами; оценка ожидаемого пополнения республиканского и консолидированных бюджетов; прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета; проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
В процессе подготовительных мероприятий Министерство финансов устанавливает министерствам, другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому, иным юридическим лицам порядок и сроки представления необходимых данных и прогнозных показателей по доходам и расходам для разработки проектов республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.
С момента представления материалов по проекту бюджета прекращается определенные права и обязанности у участников составления проекта бюджета, однако они возобновляются в связи с составлением бюджета следующего года.
Составление бюджета относится к компетенции исполнительной власти. Однако в октябре 2003 г. группа депутатов палаты представителей представила Правительству и Президенту проект бюджета Республики Беларусь на 2004 г. альтернативный подготовленному Советом Министерств проекту. Этот факт сам по себе примечателен тем, что впервые в истории современной Беларуси создан прецедент, позволяющий придать принципу гласности новое звучание. Вместе с тем с юридической точки зрения проект альтернативного бюджета не может стать предметом рассмотрения и утверждения белорусским парламентом.
Бюджетная инициатива отечественных парламентариев ограничена, они могут вносить предложения по изменению отдельных статей доходов и расходов республиканского бюджета. Любой вариант бюджета, подготовленный не органами исполнительной ветви власти, может быть предметом обсуждения общественностью, приемлемые его принципы и положения могут быть заимствованы органами, которым по закону надлежит разрабатывать основной финансовый план государства на предстоящий год. Рассмотрение и утверждение бюджета относится к компетенции представительной власти. Однако элементы рассмотрения присутствуют и на стадии составления проекта бюджета. Так, Совет Министров рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета и консолидированного бюджета республики, а также предложения о размерах нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска.
По действующему в настоящее время порядку представленный Президентом проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения о принятии проекта бюджета или его отклонении.
С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства. Содоклад по этому вопросу делает председатель комиссии по бюджету и финансам. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным на голосование бюджетным показателям считается принятым, если за него проголосовало большинство избранных депутатов.
При обсуждении вносимых поправок в представленный проект бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие увеличение доходов.
Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется законом, в котором отражаются:
- превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами (бюджетный дефицит), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
- распределение доходов между республиканским и местными бюджетами
- нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджет областей и города Минска;
- доходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и по ведомственной бюджетной классификации;
- перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета;
- объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета;
- перечень защищенных статей; размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
В законе о бюджете устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга.
В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается Правительству на доработку.
При несогласии с решением Парламента глава государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение. Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.
Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.
Как на республиканском, так и на местном уровнях бюджеты должны быть приняты до 1 января очередного финансового года. Каждый нижестоящий бюджет утверждается после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
Последние десять лет скорее правилом, чем исключением, становится принятие бюджетов после наступления нового финансового года. В этой связи не возникает проблем с формированием доходной части бюджетов, так как налоги не привязываются к годовому периоду, в то время как расходы осуществляются в соответствии с годовыми бюджетными назначениями.
В случае утверждения республиканского и местных бюджетов после начала финансового года Правительство и местные исполнительные и распределительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового года. Однако такое право обременено дополнительным обстоятельством, а именно - поступающими доходами. Если поступающих доходов недостаточно, чтобы финансировать расходы на уровне прошлого года, то в действие должны быть приведены механизмы секвестирования или блокирования, по усмотрению соответственно Правительства либо местных органов.
Закон о бюджете не является единственным правоустанавливающим актом. Правительство после принятия закона о бюджете принимает постановление, в котором определяются меры по реализации принятого закона, в частности, в нем содержатся поручения Министерству финансов, министерствам и республиканским органам государственного управления по обеспечению полного поступления расходов, своевременному финансированию расходов и другим вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета
После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.
До начала фактического финансирования расходов Министерство финансов по согласованию с министерствами, другими органами государственного управления устанавливает поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета. Это является основанием для разработки и утверждения Министерством финансов специального документа: Росписи доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита республиканского бюджета.
Таким образом, стадия утверждения бюджета оканчивается утверждением закона о бюджете. После этого акта Советом Министров, Министерством финансов и местными финансовыми органами производятся действия и принимаются документы, конкретизирующие и детализирующие отдельные положения и статьи закона.
Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится к компетенции исполнительной власти. Последняя разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета. Можно выделить основные принципы исполнения бюджетов всех уровней.
1. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.
2. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами. Из этого правила, тем не менее, есть исключение. По бюджетам городов районного подчинения, сельским и поселковым бюджетам роспись доходов и расходов отдельно не составляется, поскольку поквартальное распределение годовых назначений по этим бюджетам утверждается по всем подразделениям бюджетной классификации при утверждении бюджета, и это распределение является также и росписью доходов и расходов, на основании которой исполняется бюджет. Исполнение бюджета - это длительный процесс, в течение которого субъекты бюджетных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, их целевой установкой является обеспечение выполнения бюджета по доходам и расходам. Достижение указанной цели возможно при строгом соблюдении государственной финансовой дисциплины, которая обеспечивается и охраняется государством. При исполнении бюджета могут возникать различного рода нарушения со стороны распорядителей бюджетных средств и их получателей. В этой связи Министерство финансов и местные финансовые органы могут ограничивать и приостанавливать финансирование расходов; давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распределителей средств; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные суммы, использованные не по целевому назначению.
3. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, а также определенная часть населения.
4. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики Беларусь.
Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для осуществления запланированных расходов, может быть временно позаимствована оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся на начало года.
Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- трансферты населению;
- бюджетные ссуды юридическим лицам;
- субвенции, субсидии юридическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
- ссуды, дотации, субсидии, субвенции другим бюджетам;
- средства на погашение и обслуживание долговых обязательств.
Поквартальное распределение бюджетных средств производится по каждому министерству, управлению (отделу исполкома), по каждому виду доходов и по каждой сводной смете расходов. Составленное таким образом поквартальное распределение доходов и расходов служит основанием для разработки росписи доходов и расходов соответствующего бюджета. В утвержденные росписи доходов и расходов бюджета могут быть внесены изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов, вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись доходов и расходов могут быть также внесены руководителем финансовых органа в пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финансовых органов основанием для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также уведомления по взаимным расчетам, направленные вышестоящим финансовым органом. Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь место при издании после утверждения бюджета новых законов, постановлений и распоряжений Правительства.
При недостаточности средств на счете Министерства финансов платежные документы оплачиваются с учетом приоритетности финансирования расходов республиканского бюджета, определяемой перечнем защищенных статей бюджета. Данный перечень устанавливается и утверждается законом о бюджете РБ на очередной финансовый год.
На основании анализа исполнения бюджета, прогноза поступления доходов и поквартальной росписи расходов бюджетов Министерством финансов могут устанавливаться лимиты бюджетных ассигнований.
Выделяемые из бюджета средства поступают в распоряжение руководителей бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями бюджетных средств. По определению распорядители бюджетных средств - это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета.
Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся руководители министерств и ведомств, управлений (отделов) исполкомов местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители подчиненных органов подведомственных организаций и учреждений.
Главные и нижестоящие распорядители бюджетных средств наделены различными правами в использовании средств. Главные распорядители имеют право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых ими учреждений, но и распределять выделенные им ассигнования между нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных средств, если в их подчинении есть подведомственные учреждения, должны использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределять их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства для непосредственного расходования.
Право на получение бюджетных средств распорядители получают формально с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактически перечисление средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии утвержденных планов и смет.
Как главные, так и нижестоящие распорядители бюджетных средств обязаны использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.
В процессе исполнения бюджетов по расходам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль предшествует расходованию бюджетных средств и предотвращает нарушение финансовой дисциплины. Такой контроль осуществляется при составлении проекта бюджета, при проверке смет учреждений. Основная задача текущего контроля- предотвратить и устранить нарушения в исполнении бюджета по расходам, обеспечить расходование средств по целевому назначению. При последующем контроле проверяется правильность, законность и хозяйственная целесообразность произведенного расхода, его эффективность, сохранность денежных средств и материальных ценностей.
В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения между звеньями бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом о бюджетной системе. В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих Советов депутатов в части размеров нормативов, а также в части взаимных расчетов, либо несоблюдение ими и их исполнительными комитетами указанных положений в процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке.
Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Однако для завершения расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов предусматривается льготный период, составляющий один месяц.
Завершающим этапом последней стадии бюджетного процесса - исполнения бюджета является отчет об исполнении бюджета. В отчете можно выделить три этапа - подготовка отчета, его рассмотрение и утверждение.
Работа по составлению отчета начинается сразу же после завершения бюджетного года. Организация работы по составлению отчета возлагается на Правительство и исполкомы местных Советов депутатов. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджета занимаются Министерство финансов и финансовые органы.
Органы исполнительной власти общей компетенции направляют всем распорядителям бюджетных средств письмо с требованием предоставить информацию о фактическом использовании бюджетных средств. Финансовые органы на основе представленных им отчетных данных и своей информации составляют проект отчета об исполнении бюджета.
Составляемые финорганами отчеты передаются соответствующим органам исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы представительной власти. Отчет рассматривается в постоянных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании органов представительной власти. Утверждение отчета оформляется законом по республиканскому бюджету и постановлением (решением) органа местной представительной власти.
По республиканскому бюджету отчет должен быть представлен в Парламент не позже пяти месяцев со времени окончания финансового года. Сроки представления отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от уровня бюджетов и определяются местной представительной властью.
Принятый Палатой представителей отчет об исполнении республиканского бюджета вносится на рассмотрение в Совет Республики. Одобренный Советом Республики отчет представляется на подпись Президенту РБ и утверждается законом РБ.
Общим правилом для всех видов местных бюджетов является то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год. Однако по республиканскому бюджету отчет утверждается до утверждения бюджета на предстоящий год.
Бюджетный цикл в Республике Беларусь составляет более чем двухгодичный период.
Очень важным на современном этапе является переход на казначейскую систему исполнения бюджета, при которой предусматривается аккумулирование бюджетных средств на едином казначейском счете в Национальном банке Республики Беларусь. Это позволило предотвратить распыление бюджетных средств на многочисленных счетах в коммерческих банках республики и обеспечить эффективный контроль за их расходованием. Причем бюджетные средства поступают непосредственно получателям минуя счета распорядителей бюджетных средств.
Планирование расходов организаций здравоохранения на оплату транспортных услуги и услуг связи
Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от14 марта 2005 г. № 6 «Об утверждении инструкции по составлению сметы расходов больничной организации, финансируемой за счет средств бюджета» по подстатье 1100500 "Оплата транспортных услуг" предусматриваются расходы (затраты) на содержание и наем транспорта (автомобильного, гужевого и других видов), включая техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт транспортных средств; на наем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и для других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания, лекарственных и перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и тому подобного; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Затраты на содержание транспортных средств, включаемые в себестоимость медицинской помощи, группируются на:
- затраты на топливо и смазочные материалы;
- затраты на комплектование транспортных средств автомобильными шинами и эксплуатацию автомобильных шин;
- затраты на проведение технического обслуживания и текущий ремонт транспортных средств.
Затраты на топливо и смазочные материалы для автомобильного транспорта включаются в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи в пределах норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, утверждаемых Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, регламентирующих расход топлива в процессе передвижения транспортного средства (л/100 км), и планируемого пробега транспортного средства на год.
При расчете затрат на топливо, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, учитываются такие факторы, при которых нормы расхода топлива рекомендуется повышать: при отрицательных температурах окружающей среды в зимнее время; при пробеге первой тысячи километров автотранспортными средствами (двигателями), вышедшими из капитального ремонта, и новыми; для автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации более восьми лет.
Расчет расходов (затрат) на топливо и смазочные материалы для автотранспортных средств, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, производится по форме, приведенной согласно приложению 60 к Инструкции.
Затраты на эксплуатацию автомобильных шин и комплектование автотранспортных средств шинами, включаемые в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, исчисляются исходя из планируемого к эксплуатации количества шин по каждой модели, их стоимости и процента фактического износа шин в год к эксплуатационной норме пробега шин.
При исчислении затрат на эксплуатацию автомобильных шин и комплектование автотранспортных средств шинами, включаемых в нормативную и плановую себестоимость, применяются эксплуатационные нормы пробега шин для грузовых и легковых автомобилей, автобусов и троллейбусов, предусмотренные правилами эксплуатации автомобильных шин, утверждаемые Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Сумма износа шин, включаемая в нормативную себестоимость медицинской помощи, определяется путем умножения количества шин по каждой модели на сумму начисленного износа шин к эксплуатационной норме их пробега. Сумма износа шин к эксплуатационной норме их пробега рассчитывается следующим образом:
,
где Сизноса - сумма износа шины (одного комплекта шин) к эксплуатационной норме их пробега;
Спробег - средний пробег шины (одного комплекта шин) на планируемый год;
Низноса - норма износа на 1000 км пробега к стоимости шины в процентах, которая исчисляется путем деления эксплуатационной нормы пробега шин (одного комплекта шин), установленной для конкретной модели шин, на средний пробег шины (одного комплекта шин), планируемый на год;
Пстоимость - первоначальная стоимость шины (одного комплекта шин).
Сумма износа шин, включаемая в плановую себестоимость, определяется путем умножения количества шин по каждой модели на сумму износа шин на 1 км нормативного и сверхнормативного пробега. Сумма износа шин на 1 км нормативного и сверхнормативного пробега исчисляется следующим образом:
,
где Сизноса - сумма износа шин (одного комплекта шин) на 1 км нормативного и сверхнормативного пробега;
Пстоимость - первоначальная стоимость шины (одного комплекта шин);
Физноса - процент износа в год шин к фактическому пробегу шин, который образуется при делении среднего пробега шин (одного комплекта шин), предусмотренного на планируемый год, на фактический пробег шин с момента их эксплуатации.
Расчет затрат на комплектование автотранспортных средств шинами, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, производится по форме, приведенной согласно приложению 61 к Инструкции.
Затраты на проведение технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств, включаемые в нормативную и плановую себестоимость, исчисляются на основании норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. № 35 "Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 139, 8/8827), и индекса роста потребительских цен, устанавливаемых Министерством экономики Республики Беларусь при формировании основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на планируемый год по элементу расходов 1100500 "Оплата транспортных услуг".
При определении затрат на проведение технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта следует учитывать, что техническое обслуживание подвижного состава автомобильного транспорта в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание;
- первое техническое обслуживание;
- второе техническое обслуживание;
- сезонное техническое обслуживание.
Изменение видов технического обслуживания допускается на основании рекомендаций сервисных документов заводов - изготовителей подвижного состава автомобильного транспорта и особых условий эксплуатации.
Ежедневное техническое обслуживание выполняется ежедневно и включает: контроль узлов и деталей, обеспечивающих безопасность дорожного движения; поддержание чистоты подвижного состава; заправку топливом, смазочными материалами и специальными жидкостями.
Первое и второе техническое обслуживание выполняется периодически через установленный в положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденном Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, пробег и включает комплекс операций, предупреждающих и выявляющих неисправности, уменьшающих интенсивность изнашиваемости деталей подвижного состава, снижающих перерасход топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.
Первое и второе техническое обслуживание отличается перечнями операций поддержания работоспособности подвижного состава на конкретном пробеге.
Сезонное техническое обслуживание выполняется периодически при переходе с теплого периода эксплуатации на холодный и обратно для подготовки подвижного состава к безотказной работе в новых условиях.
Расчет расходов (затрат) на техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств, включаемых в нормативную и плановую себестоимость медицинской помощи, производится по форме, приведенной согласно приложению 62 к Инструкции.