2.1.1 Вывод о популярности селфи среди наших респондентов, подтверждается результатами ответа на вопрос «Знаете ли вы, что такое селфи?»
Таблица 1
Знаете ли Вы, что такое «селфи»? | ||||||
Возрастная группа | 11-12 лет | 11-12 лет | 13-16 лет | 13-15 лет | 17-21 год | 16-20 лет |
Пол | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
1. Да | 100% | 100% | 100% | 100% | 94% | 100% |
2. Нет | 0% | 0% | 6% | 0% |
Рис.1. Доли респондентов, знающих и не знающих суть понятия «селфи».
Анализ ответов на данный вопрос показывает, что практически абсолютное большинство респондентов знакомо с явлением селфи, что доказывает его распространенность в молодежной среде.
2.1.2. Отношение к селфи, как к любому публичному явлению в обществе, неоднозначно.
Рис.2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к «селфи»?»
Таблица 2
Как Вы относитесь к "селфи"? | ||||||
Возрастная группа | 11-12 лет | 11-12 лет | 13-16 лет | 13-15 лет | 17-21 год | 16-20 лет |
Пол | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
Положительно | 54% | 62% | 21,6% | 47,6% | 27% | 31,1% |
Отрицательно | 13% | 5% | 5,9% | 2,4% | 4% | 2,2% |
Нейтрально | 33% | 33% | 72,5% | 50% | 69% | 66,7% |
Рис.3. Соотношение групп респондентов по отношению к явлению селфи.
Анализ ответов на вопрос об отношении к селфи показал, что половина опрошенных учащихся (53%) относятся к селфи нейтрально. В половозрастных группах отношение варьирует, но в основном преобладают респонденты с нейтральным отношением к этому явлению. Отмечается, что в группе девочек 11-12 лет выявляется наибольшее количество учащихся, положительно относящихся к селфи. В группах мальчиков 11-12 лет, девочек 13-15 лет, положительно относится к селфи практически каждый второй опрошенный, в группе девочек 16-20 лет - каждый третий. Это результат закономерен, т.к. психологи отмечают наибольший интерес к селфи именно как раз в этой группе подростков, т.к. именно этом возрасте наиболее явно встает вопрос о самоидентификации личности в обществе» «Кто я?», «Как меня воспринимают окружающие?» Селфи играет здесь определенную роль публичного автопортрета.
Незначительное число респондентов относится к селфи отрицательно.
2.1.3. Одним из часто встречающихся вопросов, возникающий при исследовании селфи, является вопрос о возникновении нового рода психологической зависимости - селфизависимости или селфи-нарциссизма. Данный вопрос был включен в проводимое исследование.
Рис.4. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы «селфи-зависимость» проблемой современного общества?»
Таблица 3
Считаете ли Вы «селфи-зависимость» проблемой современного общества? | ||||||
Возрастная группа | 11-12 лет | 11-12 лет | 13-16 лет | 13-15 лет | 17-21 год | 16-20 лет |
Пол | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
Да | 49% | 41% | 43,1% | 38,1% | 23,5% | 48,9% |
Нет | 14% | 36% | 7,8% | 19% | 23,5% | 11,1% |
Мне всё равно | 37% | 23% | 49% | 42,9% | 52,9% | 40% |
Рис.5. Соотношение групп респондентов по вопросу о селфи-зависимости как одной из проблем современного общества.
Анализ ответов респондентов показал, что подростки либо индифферентно относятся к вопросу селфи-зависимости (40%), либо считают, что такая проблема существует (41%). Причем анализ распределение ответов по половозрастным группам скорее говорит об отсутствие зависимости ответов от пола и возраста респондентов.
Распределение ответов на этот вопрос указывает на необходимость провести работу по просвещению подростков как о рисках экстремального селфи, так и о способах предупреждения негативных последствий селфи.
2.1.4. Почему же селфи стало так популярно?
Рис.6 Распределение ответов респондентов о причинах популярности селфи.
Таблица 4
По Вашему мнению, почему "селфи" стало так популярно? | ||||||
Возрастная группа | 11-12 лет | 11-12 лет | 13-16 лет | 13-15 лет | 17-21 год | 16-20 лет |
Пол | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
Из-за появления соц. сетей | 22% | 26% | 29,4% | 33,3% | 29,4% | 28,9% |
Потому что это стало модно | 35% | 23% | 49% | 35,7% | 23,5% | 40% |
Это способ самовыражения человека | 43% | 52% | 21,6% | 31% | 47,1% | 31,1% |
Рис.7 Распределение ответов респондентов по половозрастным группам о причинах популярности селфи.
Анализ результатов опроса по данному вопросу показал, что практически каждый второй младший подросток (11-12 лет) считает селфи способом самовыражения человека., тогда как, большая часть мальчиков 13-16 лет и девушек группы 16 -20 лет причиной популярности селфи считают модой на него. Также половина респондентов в группе мальчиков /юношей 17-21 года считают, что селфи - это способ самовыражения человека, поэтому оно стало так популярно.
Не отрицают респонденты и значимости социальных сетей в популярности селфи, поскольку именно ведь именно выложенная в соцсеть фотография считается полноценным селфи.
Таким образом, анализируя вопросы первого блока можно сделать выводы:
- большинству наших респондентов известно такое явление, как селфи;
- значительная часть респондентов относится к селфи положительно или нейтрально, небольшая группа относится негативно. Положительно относится практически каждая вторая опрошенная из группы девочек-подростков 11-15 лет, каждый второй мальчик 11-12 лет, каждая третья из группы девочек 16-20 лет;
- основными причинами популярности селфи названы возможность самовыражения (для младших подростков), мода на них, и популярность социальных сетей.