В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Первый автомобиль был построен в Германии в 1885—1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространенным видом транспорта. |
И днем, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырье для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов.
Вторая половина XX и начало XXI в. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Число автомобилей на дорогах во всем мире растет с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей.
Статистика Только в период с 1992 по 1997 гг. количество автотранспортных средств в России увеличилось более чем на 4 млн единиц. По прогнозам специалистов в ближайшей перспективе в России высокие темпы автомобилизации сохранятся и уровень насыщения автотранспортными средствами к 2020 г. достигнет 550 единиц на 1000 жителей страны (примерно каждый второй житель является водителем). |
Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации).
|
Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899 г.
В настоящее время, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.
Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.
По сравнению с развитыми странами в России значительно выше количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств. В 2008 г. этот показатель составил 56 ДТП. Отмечено, что более 70% ДТП происходит в городах и населенных пунктах.
Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников дорожного движения — водителей и пешеходов. Существует и другой фактор, оказывающий отрицательное влияние на безопасность дорожного движения. В настоящее время существенно влияет на рост аварийности значительное отставание темпов строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного движения. Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 29%. В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.
Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожно го движения в 2006-2012 годах». Целями программы являлись сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 10 процентов — количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2012 г. по сравнению с 2004 г. Это позволило Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы. |
Задачами программы являлись:
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;
- сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
- сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; повышение уровня безопасности транспортных средств и др.
Кроме того, МЧС России с 2004 г. приступило к созданию системы обеспечения безопасности на дорогах Российской Федерации. С этой целью для оказания помощи пострадавшим в ДТП при ликвидации их последствий проводится эксперимент по совместному дежурству и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий силами спасателей МЧС и сотрудниками ГИБДД МВД России.
Применяются меры по формированию у населения страны общей культуры в области безопасности, соблюдение основной массой участников дорожного движения безопасных норм поведения и снижение общего количества ДТП, травматизма и гибели людей.
В заключение необходимо отметить, что культура безопасного поведения на дорогах особое значение приобретает в подростковом возрасте, когда человек все более и более становится самостоятельным в своем поведении и поступках.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
Являясь одной из значимых составных частей общей культуры в области безопасности, культура безопасного поведения на дорогах должна формироваться совместно с расширением сферы жизнедеятельности человека. Она включает в себя такие компоненты, как:
|
Вырабатывать в себе такие качества — задача всех участников дорожного движения, а повышать свою культуру в области безопасности дорожного движения каждый человек должен постоянно с учетом своих возможностей и потребностей.
Вопросы
1. Почему выросло количество автомобилей на дорогах нашей страны?
2. Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?
3. Какое влияние оказывает «человеческий фактор» на возникновение ДТП, травматизм и гибель людей на дорогах?
4. Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и гибели людей на дорогах?
5. Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?
Задания
Прочитав текст параграфа, сформулируйте основные направления в формировании общей культуры по обеспечению безопасности дорожного движения. Свои выводы запишите в дневник безопасности. Рассмотрите несколько примеров из повседневной жизни поведения участников дорожного движения на дорогах, дайте оценку их уровню культуры в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Список вопросов теста
Вопрос 1
В какой стране был построен первый автомобиль?
Варианты ответов
- Англия
- США
- Россия
- Германия
Вопрос 2
Укажите год создания первого автомобиля.
Варианты ответов
- 1885-1886
- 1901-1902
- 1874-1875
Вопрос 3
Первое ДТП со смертельным исходом произошло
Варианты ответов
- в конце XIX века
- в конце XX века
- в конце XVIII века
Вопрос 4
Вставьте пропущенные слова (в одну строчку с маленькой буквы, без знаков препинания между словами): дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором.............. или................. люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной................ учерб.
Вопрос 5
Из перечисленных видов транспорта выберите наиболее опасный
Варианты ответов
- автомобильный
- железнодорожный
- воздушный
Вопрос 6
ДТП чаще всего происходят по вине
Варианты ответов
- пешеходов
- водителей
- плохих метеоусловий
- плохих дорожных условий
Вопрос 7
Человеческий фактор возникновения ДТП составляет
Варианты ответов
- более 85%
- более 65%
- более 75%
Вопрос 8
Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет
Варианты ответов
- менее 10%
- от 10% до 20%
- свыше 20%
Вопрос 9
Вставьте пропущенные слова (с маленькой буквы, в одну строчку, без знаков препинания): к участникам дорожного движения относятся:...............,..............,................... транспортного средства.
Вопрос 10
Выберите применяемые в нашей стране способы регулирования дорожного движения
Варианты ответов
- дорожная разметка
- дорожные знаки
- светофоры
- регулировщики
Вопрос 11
Для регулирования дорожного движения используют, в том числе, дорожные знаки. Какое количество знаков насчитывается в ПДД?
Варианты ответов
- около 100
- около 200
- около 300
Вопрос 12
Дорожные знаки разделены на 8 групп. Впишите недостающую:
1. Предупреждающие.
2. Приоритета.
3. Запрещающие.
4.
5. Особых предписаний.
6. Информационные.
7. Сервиса.
8. Дополнительной информации (таблички).
Вопрос 13
Изучите запрещающие знаки. Выберите из них те, которые применяются для регулирования движения пешеходов и велосипедистов.
Варианты ответов
- Знак 3.6
- Знак 3.8
- Знак 3.9
- Знак 3.10
Вопрос 14
Рассмотрите представленный дорожный знак. Слева от приведенных утверждений поставьте "Да" если утверждение верное, поставьте "Нет" если утверждение неверное.
Варианты ответов
- этот знак называется "Жилая зона"
- этот знак называется "Дети"
- этот знак называется "Пешеходный переход"
- этот знак называется "Осторожно, дети"
- в зоне действия этого знака движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части
- в зоне действия этого знака пешеходы имеют преимущество, им разрешено создавать помехи для движения транспортных средств
- в зоне действия этого знака пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств
Вопрос 15
Является ли велосипедист водителем транспортного средства?
Варианты ответов
- да
- нет
Вопрос 16
С какого возраста велосипедисту разрешено ездить по дорогам?
Варианты ответов
- с 14 лет
- с 16 лет
- не имеет значения
Вопрос 17
При намерении повернуть или остановиться велосипедист обязан предупредить об этом других участников дорожного движения. Для этого установлены определенные сигналы-жесты. Установите соответствие между жестами, показываемыми велосипедистом, и соответствующими этим жестам сигналами.
Варианты ответов
- велосипедист отводит в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку
- велосипедист отводит в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку
- велосипедист поднимает вверх правую или левую руку
Вопрос 18
При отсутствии на обозначенном дорожными знаками пешеходном переходе дорожной разметки "зебры" ширина пешеходного перехода определяется
Варианты ответов
- на усмотрение пешехода
- регулировщиком
- шириной проезжей части дороги между остановившимися для пропуска пешеходов транспортными средствами
- расстоянием между знаками «Пешеходный переход»
Вопрос 19
Вы подошли к регулируемому перекрестку, на котором установлен исправно работающий светофор, а также стоит регулировщик, регулирующий дорожное движение. вам нужно перейти на другую сторону улицы по пешеходному переходу. Как вы поступите?
Варианты ответов
- если машины пропускают меня, я перейду улицу
- перейду улицу на разрешающий для меня зеленый сигнал светофора
- перейду улицу на разрешающий для меня сигнал регулировщика
Вопрос 20
Выберите основную обязанность пассажира.
Варианты ответов
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме
- не отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения
- не открывать двери транспортного средства во время его движения
- не сидеть на бортах при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой
Вопрос 21
С какой стороны пассажир обязан совершать посадку в автомобиль и высадку из автомобиля?
Варианты ответов
- с той, с которой удобнее в настоящий момент
- только со стороны проезжей части
- со стороны тротуара или обочины
- со стороны проезжей части в случае невозможности совершить посадку (высадку) со стороны тротуара или обочины при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам дорожного движения
Вопрос 22
В легковом автомобиле наиболее безопасное место
Варианты ответов
- справа сзади от водителя
- на переднем пассажирском сиденье
- за водителем
Вопрос 23
Самое опасное место в легковом автомобиле
Варианты ответов
- справа сзади от водителя
- за водителем
- на переднем пассажирском сиденье