Правила пользования таблицей




Задание 2

 

Рассмотрите таблицу «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ИЗМЕНЕНИЕ
  появление третьего слоя клеток в зародыше червей
Идиоадаптация удлинение ушей у зайцеобразных

Задание 3

Сколько нуклеотидов во фрагменте матричной цепи ДНК кодируют 55 аминокислот во фрагменте полипептида? В ответе запишите только соответствующее число.

Задание 3

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.

Задание 3

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

Задание 3

Сколько хромосом содержится в ядре клетки кожи, если в ядре оплодотворённой яйцеклетки человека содержится 46 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.

Задание 4

К эукариотам относят

 

1) обыкновенную амёбу

2) дрожжи

3) малярийного паразита

4) холерный вибрион

5) кишечную палочку

6) вирус иммунодефицита человека

Задание 4

Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот

 

1) наличием нуклеоида в цитоплазме

2) наличием рибосом в цитоплазме

3) синтезом АТФ в митохондриях

4) присутствием эндоплазматической сети

5) отсутствием морфологически обособленного ядра

6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов

Задание 4

Выберите признаки, отличающие грибы от растений.

 

1) химический состав клеточной стенки

2) неограниченный рост

3) неподвижность

4) способ питания

5) размножение спорами

6) наличие плодовых тел

Задание 4

Каковы особенности строения и функций митохондрий?

 

1) внутренняя мембрана образует граны

2) входят в состав ядра

3) синтезируют собственные белки

4) участвуют в окислении органических веществ до и

5) обеспечивают синтез глюкозы

6) являются местом синтеза АТФ

Задание 5

Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.

 

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ   ВИД ВЕЩЕСТВА
А) молекула сильно разветвлена Б) имеет четвертичную структуру В) откладывается в запас в печени Г) мономерами являются аминокислоты Д) используется для поддержания уровня кислорода   1) гемоглобин 2) гликоген

Задание 6

При скрещивании гетерозиготного по одной паре признаков растения с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит % (знак % в ответе не указывать)

Задание 6

Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Задание 7

Выберите два верных ответа из пяти. Какая болезнь человека — результат генной мутации?

 

1) синдром приобретенного иммунодефицита

2) грипп

3) дальтонизм

4) гепатит

5) фенилкетонурия

Задание 7

Выберите два верных ответа из пяти. Мутации в клетках живых организмов вызывает

 

1) ультрафиолетовое излучение

2) избыточное освещение

3) инфракрасное излучение

4) радиоактивное излучение

5) видимый свет

Задание 7

Выберите два верных ответа из пяти. При мутационной изменчивости нарушается структура молекулы

 

1) рибосомной РНК

2) дезоксирибонуклеиновой кислоты

3) белка

4) аденозинтрифосфорной кислоты

5) транспортной РНК

Задание 8

Установите соответствие между признаком и диапазоном его нормы реакции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАК   ДИАПАЗОН
А) строение глаза насекомого Б) удойность коровы В) урожайность пшеницы Г) масса тела человека Д) количество пальцев на руках   1) узкая норма реакции 2) широкая норма реакции

Задание 9

Грибы, как и растения:

 

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) всасывают питательные вещества поверхностью тела

4) питаются готовыми органическими веществами

5) содержат хитин в оболочках клеток

6) имеют клеточное строение

Задание 9

Выберите три верных ответа из шести. Какова роль водоросли, входящей в состав лишайника? Она

 

1) паразитирует на грибе

2) обеспечивает гриб органическими веществами

3) обеспечивает гриб водой

4) защищает гриб от паразитов

5) производит органические вещества из углекислого газа и воды

6) фотосинтезирует

Задание 9

Выберите три верных ответа из шести. Роль лишайников в том, что они

 

1) являются основным видом пищи для некоторых птиц

2) являются «пионерами» в сообществах

3) защищают стволы от переохлаждения

4) являются хорошими биоиндикаторами чистоты окружающей среды

5) являются основными природными красителями

6) являются основным видом пищи для северных оленей

Задание 9

Выберите три верных ответа из шести. По форме слоевища лишайники делятся на

 

1) древесные

2) кустистые

3) плоские

4) листоватые

5) накипные

6) талломные

Задание 9

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Из перечисленных признаков выберите те, которые есть у клеток грибов.

 

1) наследственный аппарат расположен в нуклеоиде

2) клеточная стенка содержит хитин

3) клетка эукариотическая

4) запасное вещество гликоген

5) клеточная мембрана отсутствует

6) тип питания автотрофный

Задание 10

Соотнесите признаки животных с классами, для которых этот признак характерен.

 

ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ   КЛАССЫ
А) оплодотворение внутреннее Б) оплодотворение у большинства видов наружное В) непрямое развитие Г) размножение и развитие происходит на суше Д) тонкая кожа, покрытая слизью Е) яйца с большим запасом питательных веществ   1) земноводные 2) пресмыкающиеся

Задание 10

Установите соответствие между отдельными мерами профилактики и конкретными паразитами.

 

МЕРЫПРОФИЛАКТИКИ   ПАРАЗИТЫ
А) не есть сырое, плохо проваренное или прожаренное мясо Б) не пить сырую воду из водоёмов, не есть щавель, дикий лук с сырых лугов В) не есть немытые сырые фрукты и овощи Г) защищать продукты питания от мух Д) не грызть ногти   1) аскарида 2) печеночный сосальщик 3) бычий цепень 4) острица

Задание 11

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

 

1) проникновение спермиев в зародышевый мешок

2) перенос пыльцы на рыльце пестика

3) слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка

4) образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки

5) прорастание пыльцевой трубки в семязачаток

Задание 12

Поджелудочная железа в организме человека

 

1) участвует в иммунных реакциях

2) соединена с желудком

3) соединена с тонким кишечником

4) образует гормоны

5) выделяет желчь

6) выделяет пищеварительные ферменты

Задание 13

Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

 

ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА   ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК
1) белочная 2) сосудистая 3) сетчатка   А) защита от механических и химических повреждений Б) снабжение глазного яблока кровью В) поглощение световых лучей Г) участие в восприятии света Д) преобразование раздражения в нервные импульсы

Задание 13

Установите соответствие между железой организма человека и типом, к которому её относят.

 

ЖЕЛЕЗА   ТИП ЖЕЛЁЗ
A) поджелудочная Б) щитовидная B) слёзная Г) сальная Д) половая Е) надпочечник   1) внутренней секреции 2) смешанной секреции 3) внешней секреции

Задание 14

Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

 

1) колебание слуховых косточек

2) колебание жидкости в улитке

3) колебание барабанной перепонки

4) раздражение слуховых рецепторов

Задание 14

Установите последовательность процессов, происходящих при образовании и движении мочи в выделительной системе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) фильтрация крови в капиллярном клубочке

2) поступление вторичной мочи в почечную лоханку

3) движение первичной мочи по каналу нефрона

4) обратное всасывание глюкозы и солей в петле Генле

5) поступление вторичной мочи в собирательные трубочки

Задание 16

Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.

 

ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА   ФОРМЫЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А) действует в постоянных условиях среды Б) сохраняет особей со средним значением признака В) действует в изменяющихся условиях среды Г) закрепляет появление новой нормы реакции Д) снижает уровень генетической изменчивости в популяции Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего значения признаками   1) движущий 2) стабилизирующий

Задание 18

Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:

 

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) аккумулируют солнечную энергию Б) потребляют органические вещества других организмов В) синтезируют органические вещества из неорганических Г) преобразуют органические вещества Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ   1) консументы первого порядка 2) продуценты

Задание 19

Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

 

1) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

2) появление кустарников и полукустарников

3) формирование травяного сообщества

4) появление накипных лишайников на скальных породах

5) формирование лесного сообщества

Задание 19

Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные организмы.

 

1) Насекомые

2) Растения

3) Хищные птицы

4) Насекомоядные птицы

Задание 19

Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты.

 

1) инфузория-туфелька

2) сенная палочка

3) чайка

4) рыба

5) моллюск

6) ил

Задание 20

Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ

Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) воздушное 2) древесина 3) дыхание 4) луб
5) почвенное 6) ситовидная трубка 7) сосуд 8) фотосинтез

 

Задание 20

 

Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода 2) испарение 3) кислород 4) транспирация
5) углекислый газ 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

Задание 22

Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

Задание 23

 

Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Что обозначено цифрами 1, 2? Какова роль этих организмов в экосистеме?

Задание 24

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.

2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.

3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.

4. Во всех клетках имеется ядро.

5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

Задание 25

Какие признаки характерны для мхов?

Задание 25

Почему неправильно относить грибы к растениям?

Задание 26

Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.

Задание 27

Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

 

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое основание Второе основание Третье основание
  У Ц А Г  
У Фен Фен Лей Лей Сер Сер Сер Сер Тир Тир — — Цис Цис — Три У Ц А Г
Ц Лей Лей Лей Лей Про Про Про Про Гис Гис Глн Глн Арг Арг Арг Арг У Ц А Г
А Иле Иле Иле Мет Тре Тре Тре Тре Асн Асн Лиз Лиз Сер Сер Арг Арг У Ц А Г
Г Вал Вал Вал Вал Ала Ала Ала Ала Асп Асп Глу Глу Гли Гли Гли Гли У Ц А Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда; третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Задание 28

Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Задание 28

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).

Задание 28

 

У дрозофил серая окраска тела (А) доминирует над чёрной, а нормальная форма крыльев (В) — над скрюченной (неаллельные гены расположены в разных аутосомах). При скрещивании серых мух с нормальными крыльями с серыми мухами со скрюченными крыльями одна четверть потомства имела чёрное тело. При этом в потомстве 50% особей имели нормальные крылья, а 50 % — скрюченные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, сотношение видов фенотипов особей данного потомства. Какой тип наследования признаков проявляется в данном скрещивании?

Задание 28

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB рыжая — Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Задание 27

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Задание 27

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток они образуются.

Задание 27

 

Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток образуются эти клетки?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: