Задание 2
Рассмотрите таблицу «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ | ИЗМЕНЕНИЕ |
появление третьего слоя клеток в зародыше червей | |
Идиоадаптация | удлинение ушей у зайцеобразных |
Задание 3
Сколько нуклеотидов во фрагменте матричной цепи ДНК кодируют 55 аминокислот во фрагменте полипептида? В ответе запишите только соответствующее число.
Задание 3
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.
Задание 3
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.
Задание 3
Сколько хромосом содержится в ядре клетки кожи, если в ядре оплодотворённой яйцеклетки человека содержится 46 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.
Задание 4
К эукариотам относят
1) обыкновенную амёбу
2) дрожжи
3) малярийного паразита
4) холерный вибрион
5) кишечную палочку
6) вирус иммунодефицита человека
Задание 4
Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот
1) наличием нуклеоида в цитоплазме
2) наличием рибосом в цитоплазме
3) синтезом АТФ в митохондриях
4) присутствием эндоплазматической сети
5) отсутствием морфологически обособленного ядра
6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов
Задание 4
Выберите признаки, отличающие грибы от растений.
1) химический состав клеточной стенки
|
2) неограниченный рост
3) неподвижность
4) способ питания
5) размножение спорами
6) наличие плодовых тел
Задание 4
Каковы особенности строения и функций митохондрий?
1) внутренняя мембрана образует граны
2) входят в состав ядра
3) синтезируют собственные белки
4) участвуют в окислении органических веществ до и
5) обеспечивают синтез глюкозы
6) являются местом синтеза АТФ
Задание 5
Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ | ВИД ВЕЩЕСТВА | |
А) молекула сильно разветвлена Б) имеет четвертичную структуру В) откладывается в запас в печени Г) мономерами являются аминокислоты Д) используется для поддержания уровня кислорода | 1) гемоглобин 2) гликоген |
Задание 6
При скрещивании гетерозиготного по одной паре признаков растения с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит % (знак % в ответе не указывать)
Задание 6
Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
Задание 7
Выберите два верных ответа из пяти. Какая болезнь человека — результат генной мутации?
1) синдром приобретенного иммунодефицита
2) грипп
3) дальтонизм
4) гепатит
5) фенилкетонурия
Задание 7
Выберите два верных ответа из пяти. Мутации в клетках живых организмов вызывает
1) ультрафиолетовое излучение
2) избыточное освещение
3) инфракрасное излучение
|
4) радиоактивное излучение
5) видимый свет
Задание 7
Выберите два верных ответа из пяти. При мутационной изменчивости нарушается структура молекулы
1) рибосомной РНК
2) дезоксирибонуклеиновой кислоты
3) белка
4) аденозинтрифосфорной кислоты
5) транспортной РНК
Задание 8
Установите соответствие между признаком и диапазоном его нормы реакции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ДИАПАЗОН | |
А) строение глаза насекомого Б) удойность коровы В) урожайность пшеницы Г) масса тела человека Д) количество пальцев на руках | 1) узкая норма реакции 2) широкая норма реакции |
Задание 9
Грибы, как и растения:
1) растут в течение всей жизни
2) имеют ограниченный рост
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела
4) питаются готовыми органическими веществами
5) содержат хитин в оболочках клеток
6) имеют клеточное строение
Задание 9
Выберите три верных ответа из шести. Какова роль водоросли, входящей в состав лишайника? Она
1) паразитирует на грибе
2) обеспечивает гриб органическими веществами
3) обеспечивает гриб водой
4) защищает гриб от паразитов
5) производит органические вещества из углекислого газа и воды
6) фотосинтезирует
Задание 9
Выберите три верных ответа из шести. Роль лишайников в том, что они
1) являются основным видом пищи для некоторых птиц
2) являются «пионерами» в сообществах
3) защищают стволы от переохлаждения
4) являются хорошими биоиндикаторами чистоты окружающей среды
|
5) являются основными природными красителями
6) являются основным видом пищи для северных оленей
Задание 9
Выберите три верных ответа из шести. По форме слоевища лишайники делятся на
1) древесные
2) кустистые
3) плоские
4) листоватые
5) накипные
6) талломные
Задание 9
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Из перечисленных признаков выберите те, которые есть у клеток грибов.
1) наследственный аппарат расположен в нуклеоиде
2) клеточная стенка содержит хитин
3) клетка эукариотическая
4) запасное вещество гликоген
5) клеточная мембрана отсутствует
6) тип питания автотрофный
Задание 10
Соотнесите признаки животных с классами, для которых этот признак характерен.
ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ | КЛАССЫ | |
А) оплодотворение внутреннее Б) оплодотворение у большинства видов наружное В) непрямое развитие Г) размножение и развитие происходит на суше Д) тонкая кожа, покрытая слизью Е) яйца с большим запасом питательных веществ | 1) земноводные 2) пресмыкающиеся |
Задание 10
Установите соответствие между отдельными мерами профилактики и конкретными паразитами.
МЕРЫПРОФИЛАКТИКИ | ПАРАЗИТЫ | |
А) не есть сырое, плохо проваренное или прожаренное мясо Б) не пить сырую воду из водоёмов, не есть щавель, дикий лук с сырых лугов В) не есть немытые сырые фрукты и овощи Г) защищать продукты питания от мух Д) не грызть ногти | 1) аскарида 2) печеночный сосальщик 3) бычий цепень 4) острица |
Задание 11
Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.
1) проникновение спермиев в зародышевый мешок
2) перенос пыльцы на рыльце пестика
3) слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка
4) образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки
5) прорастание пыльцевой трубки в семязачаток
Задание 12
Поджелудочная железа в организме человека
1) участвует в иммунных реакциях
2) соединена с желудком
3) соединена с тонким кишечником
4) образует гормоны
5) выделяет желчь
6) выделяет пищеварительные ферменты
Задание 13
Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.
ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА | ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК | |
1) белочная 2) сосудистая 3) сетчатка | А) защита от механических и химических повреждений Б) снабжение глазного яблока кровью В) поглощение световых лучей Г) участие в восприятии света Д) преобразование раздражения в нервные импульсы |
Задание 13
Установите соответствие между железой организма человека и типом, к которому её относят.
ЖЕЛЕЗА | ТИП ЖЕЛЁЗ | |
A) поджелудочная Б) щитовидная B) слёзная Г) сальная Д) половая Е) надпочечник | 1) внутренней секреции 2) смешанной секреции 3) внешней секреции |
Задание 14
Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.
1) колебание слуховых косточек
2) колебание жидкости в улитке
3) колебание барабанной перепонки
4) раздражение слуховых рецепторов
Задание 14
Установите последовательность процессов, происходящих при образовании и движении мочи в выделительной системе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) фильтрация крови в капиллярном клубочке
2) поступление вторичной мочи в почечную лоханку
3) движение первичной мочи по каналу нефрона
4) обратное всасывание глюкозы и солей в петле Генле
5) поступление вторичной мочи в собирательные трубочки
Задание 16
Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.
ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА | ФОРМЫЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА | |
А) действует в постоянных условиях среды Б) сохраняет особей со средним значением признака В) действует в изменяющихся условиях среды Г) закрепляет появление новой нормы реакции Д) снижает уровень генетической изменчивости в популяции Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего значения признаками | 1) движущий 2) стабилизирующий |
Задание 18
Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА | |
А) аккумулируют солнечную энергию Б) потребляют органические вещества других организмов В) синтезируют органические вещества из неорганических Г) преобразуют органические вещества Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ | 1) консументы первого порядка 2) продуценты |
Задание 19
Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
1) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками
2) появление кустарников и полукустарников
3) формирование травяного сообщества
4) появление накипных лишайников на скальных породах
5) формирование лесного сообщества
Задание 19
Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные организмы.
1) Насекомые
2) Растения
3) Хищные птицы
4) Насекомоядные птицы
Задание 19
Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты.
1) инфузория-туфелька
2) сенная палочка
3) чайка
4) рыба
5) моллюск
6) ил
Задание 20
Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ
Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) воздушное | 2) древесина | 3) дыхание | 4) луб |
5) почвенное | 6) ситовидная трубка | 7) сосуд | 8) фотосинтез |
Задание 20
Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода | 2) испарение | 3) кислород | 4) транспирация |
5) углекислый газ | 6) устьица | 7) фотосинтез | 8) чечевичка |
Задание 22
Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?
Задание 23
Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Что обозначено цифрами 1, 2? Какова роль этих организмов в экосистеме?
Задание 24
Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.
4. Во всех клетках имеется ядро.
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.
Задание 25
Какие признаки характерны для мхов?
Задание 25
Почему неправильно относить грибы к растениям?
Задание 26
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.
Задание 27
Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
У | Ц | А | Г | ||
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда; третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Задание 28
Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
Задание 28
Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).
Задание 28
У дрозофил серая окраска тела (А) доминирует над чёрной, а нормальная форма крыльев (В) — над скрюченной (неаллельные гены расположены в разных аутосомах). При скрещивании серых мух с нормальными крыльями с серыми мухами со скрюченными крыльями одна четверть потомства имела чёрное тело. При этом в потомстве 50% особей имели нормальные крылья, а 50 % — скрюченные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, сотношение видов фенотипов особей данного потомства. Какой тип наследования признаков проявляется в данном скрещивании?
Задание 28
Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB рыжая — Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Задание 27
Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
Задание 27
Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток они образуются.
Задание 27
Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток образуются эти клетки?