Отрядный вечер «Детские права»
Цель: Способствовать формированию у детей правовых знаний и ознакомить детей с основными правами, указанными в Конвенции о правах ребёнка в разделе образования.
Задачи:
- способствовать развитию навыков дискуссии;
- способствовать формированию правовой культуры у детей;
- развивать навык оценки собственных поступков со стороны правового статуса;
- Актуализировать знания детей в сфере права
Место: Изумрудный 3
Возраст: 12-13 лет
Материал: Презентация, бланки с сокращенными статьями из конвенции, видеоролик с викториной.
Ход проведения
Беседа
- Ребята, мы все живем на планете Земля. На Земле живёт много людей. Они, имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию, у каждого свой характер, свои привычки. Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились как нужно себя вести, чтобы всем было комфортно. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться.
- Ваши права записаны в очень серьезном документе – «Конвенция о правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенцию подписали 150 стран. В этом документе описываются ваши права и обязанности, о которых мы с вами сегодня узнаем.
- Как вы думаете, какие основные права есть у каждого ребенка? (Презентация с анаграммами)
- Право на жизнь.
-Как только ребёнок появляется на свет, у него появляется право на жизнь. Как выдумаете, что означает это право?
- Право на жизнь – это право, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции нашего государства – Российской Федерации. Оно означает, что жизнь человека – высшая ценность и никто не может лишить ее нас с вами безнаказанно. Неправомерное лишение человека жизни называется убийством и строго наказывается судом в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
|
- Право на имя
(После рождения ребенок получает свой первый документ- свидетельство о рождении, в нем записаны имя, фамилия ребенка-это ещё одно право-право на имя и фамилию.
- У каждого из вас есть имя - у кого-то привычное, у кого-то редкое, но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родные. С первых дней жизни человек слышит очень часто своё имя, сначала в уменьшенной форме, потом в полной, потом с отчеством
- Право на семью.
- В Декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право на семью. Семья - родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе.
- Ребёнок имеет право жить со своими родителями, право на заботу и любовь. Как вы чувствуете любовь родителей? (Дети по очереди отвечают, как заботятся о них родители).
- Из ваших рассказов видно, что ваши родители очень любят вас, заботятся о вас. Но у каждого человека помимо права, есть ещё и обязанности перед родителями. В хорошей, дружной семье все помогают друг другу. Вы тоже должны помогать своим родителям. В чём может заключаться ваша помощь?
- Право на свободу.
- право на свободу и личную неприкосновенность также закреплено конвенцией о правах ребенка, конституцией нашего государства – российской федерации. Оно означает, что как физически, так и морально личность, то есть человек, не может быть подвергнут принуждению со стороны других лиц. Например, нельзя заставлять ребенка что-либо делать против его воли: работать, держать взаперти в каком-то помещении, принудительно везти на машине и тому подобное.
|
- Право на образование.
- право на общедоступное начальное образование означает, что все страны, подписавшие конвенцию, гарантируют всем детям до 12 лет, независимо от материального состояния их семей, возможность бесплатно учиться в школе. Делая начальное образование не только общедоступным, но и обязательным, государство заботиться о том, чтобы все его граждане были грамотными, умели бы читать, писать, считать.
- Право на отдых и досуг.
дети имеют право на отдых, игры и развлечения. Расскажите, как вы любите отдыхать?
помните, вы имеете не только права, но и обязанности. Какие обязанности есть у школьников? (добросовестно учиться, беречь школьное имущество, уважать старших, соблюдать правила внутреннего распорядка)
- Отлично, вот мы с вами и узнали основныеваши права. Возможно кто-то из вас их уже знал и просто освежил информацию для себя.
- Но так как сегодня первое сентября. Мы с вами поговорим и узнаем много нового о ваших правах в области образования.
- Ребята, как вы думаете, какие права в области образования у вас есть?
(Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
|
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в уставе учебного заведения. Чаще всего в них закреплены следующие права учащихся: право на защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности; право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками; право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).
«Упражнение Джефа»
1) Не все люди достойны получать бесплатное образование
2) Я считаю, что в школе у детей есть только права, а обязанности им ни к чему.
3) Я считаю, что платное образование гораздо лучше бесплатного.
4) Неважно где ты учишься, важно как ты учишься.
5) Все ли предметы в школе важны для изучения?
«Законы в мире сказок и мультфильмов»
- Отлично, а теперь мы предлагаем вам вернуться в детство и вспомнить сказки, в которых нарушаются права героев в образовании.
1. " Рапунцель" (Братья Гримм) - нарушение прав ребенка: лишили девочку полноценного воспитания, образования и родительской любви и заточили в башне.
2. Дж.Родари «Чеполлино»;
А.К.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
- Какие права нарушаются?
- Что может сделать главный герой в данной ситуации?
- Что можно изменить в сюжете, чтобы избежать данной ситуации?
- Кто может помочь нашим героям?
- Ребята, вы уже знаете, что помимо прав в образовании, у вас есть много других прав. Знаете ли вы их? (Ответы детей). Да, вы правы, такие права у вас есть, но их на самом деле намного больше.
- А вы когда ни будь замечали, что во многих мультфильмах эти права нарушаются? (Ответ детей)
- Мы предлагаем вам поделиться на две команды и пройти викторину.
«Викторина «Права детей в мультиках (Видео викторина)»
- Рефлексия
"Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Пушкин
Великий, талантливый.
Думает, страдает, любит.
Чувства добрые пробуждает.
Гений.