Опыт инновационной деятельности в зарубежных странах и в России




В различных промышленно развитых государствах инновационные процессы имеют свою специфику. Особенности инновационной деятельности в некоторых зарубежных странах рассмотрены ниже.

В США финансовые ресурсы поступают как от государства, так и частных фирм и организаций. Финансирование всех разработок и нововведений в США осуществляется примерно в следующих пропорциях: 35 % – из федерального бюджета (около 200 млрд. долл. США); 60 % – за счет собственных средств производственных компаний; 5 % – из средств правительств штатов, органов местного самоуправления. Университеты, колледжи и частные неправительственные организации участвуют в финансировании НИОКР на уровне 5-6 %. Для системы государственной поддержки инноваций в США в последнее время характерно распределение программно-целевого подхода. Финансирование сосредоточено как на приоритетных технологических (биотехнология, энергетика, электроника, здравоохранение), так и отраслевых направлениях (аэрокосмическое, военно - промышленное и т.д.). Около 75 % НИОКР в аэрокосмической промышленности производится на государственных ассигнованиях. Научные исследования на производство новых материалов на 35 % финансируются государством. Преимущественная часть данных разработок финансируется федеральным правительством через систему грантов.

Исполнительная власть в США является проводником национальной политики в сфере инновационной деятельности. При этом федеральное правительство не имеет централизованного органа управления научными разработками и данную деятельность осуществляет через небольшое число агентств и компаний. Коммерциализацию результатов НИОКР регулируют более 20 законов и указов президента США, обеспечивающих баланс интересов частных компаний – потребителей НИОКР, университетов и государства как основного инвестора НИОКР.

Важным направлением реализации государственной политики в развитии инновационной деятельности в США является поддержка малого инновационного предпринимательства. На указанные цели в США ежегодно затрачивается свыше млрд. долл. из государственных средств и 935 млн. долл. – из средств частного сектора. К основным формам поддержки относятся:

- специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства;

- займы по линии государственной поддержки инноваций;

- государственные финансовые вложения;

- создание разветвленной ветви венчурных фондов;

- финансирование из средств частного сектора и др.

Рисунок 3 – Структура частных инвестиций в НИОКР инновационного бизнеса в США, в %

Источник: Мустафин М.А Инновационная политика в развитых странах мира. –https://www.bankclub.ru/files/case-study/mustafin.pdf

 

Рассмотрим инновационный опыт стран Западной Европы.

В настоящее время в европейских государствах возрастает значение наукоёмких производств и высокотехнологических изделий. Европейские страны с начала 1990-х годов активно стимулируют инновационное предпринимательство. В системе государственного финансирования НИОКР сочетаются как прямые формы, так и косвенные формы (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные списания). Такой тип поддержки активно применяется во Франции, Австрии, Швеции и т.д.

Повышенное внимание уделяется созданию и развитию малых инновационных компаний. Государственная поддержка инновационных процессов в странах Западной Европы направлена в основном:

- на стимулирование инновационных процессов;

- поощрение сотрудничества университетов и межфирменной кооперации;

- совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности;

- совершенствование информационных услуг;

- совершенствование антимонопольного законодательства.

Большая часть финансирования инновационных процессов приходится на так называемое косвенное финансирование, к которому относятся:

- выделение субсидий (вместо прямого финансирования НИОКР), понижающих затраты на НИОКР, и применение льготного налогообложения;

- развитие системы венчурного финансирования;

- развитие фондовых рынков;

- укрепление институциональных (пенсионных) фондов;

- содействие частным инвестициям («бизнес-ангелы»);

- развитие сферы образования;

- подготовка профессиональных и управленческих кадров;

- формирование управленческих консультационных фирм;

- создание научно-технических информационных центров;

- разработка иммиграционного законодательства.

Европейские государства стремятся содействовать кооперации университетов и коммерческих компаний, потребляющих инновации, выступая в роли посредника (брокера). В этих странах также действуют программы по поддержке приоритетных направлений науки, где осуществляется традиционное прямое финансирование. Широкое распространение получила кластерная философия – концентрация усилий государства на поддержке инновационной деятельности и создании новых кооперационных связей между компаниями и вузами, ранее не находившимися во взаимодействии друг с другом, для содействия научным исследованиям по определенным направлениям и индустриальному развитию территорий. Кластеры помогают предприятиям быть конкурентоспособными, так как в одном или нескольких интегрированных кластерах производится разработка нового продукта и оборудования по его производству. Цель кластеров – разработать новый вид продукта, сырья, материалов и оборудования по их изготовлению и найти потенциальных потребителей результатов НИОКР.

Значительное внимание европейские правительства уделяют развитию патентного законодательства и аспектов его практического применения.

Так, например, в части поддержки малого и среднего бизнеса, занимающегося инновационным предпринимательством, европейские государства ввели бесплатное предоставление патентной информации малыми средним предприятиям.

Рассмотрим инновационный опыт Японии.

В Японии доля частных инвестиций в инновации составляет 80 %. Остальные 20 % финансирует правительство Японии. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Фундаментальные исследования финансируются главным образом государством.

Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Фирмы, занимающиеся НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий.

Инновационное предпринимательство Японии не получает большой помощи на выделение финансирования промышленных НИОКР: на долю государства приходится около 25 % затрат на НИОКР. Но зато правительство принимает протекционистские меры по защите национального рынка и приоритетных направлений научно-технического прогресса. Правительство Японии создало систему финансирования НИР и ОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно - финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк – правительство – субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям.

Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране. Министерство внешней торговли и промышленности Японии осуществляют разработку крупных национальных программ (космические исследования, биотехнология, генетика, экология, новейшие нетрадиционные источники энергии и т.д.). Государственные расходы на приоритетные направления НИОКР в начале 90х годов в Японии составляли около 3,5 % ВНП.

Наиболее полно инновационная деятельность японских промышленных предприятий реализуется во внутрикорпоративных подразделений в форме проектных временных групп и в виде внутренних венчуров. Зачастую внутренние венчурные подразделения создаются на базе существующих отделений корпораций. Неразвитость механизма финансирования независимых внешних венчурных компаний компенсируется различными видами эффективных межфирменных и внутрифирменных взаимодействий в инновационном процессе. В 80-х годах ХХ века вокруг ведущих корпораций Японии сформировалось плотная сеть многоярусных субподрядов и вертикально/горизонтальных предпринимательских групп «кэйрецу», которая объединила фирмы малого, среднего и крупного размера на основе финансово-кредитных, акционерных, функционально-производственных связей. Эти объединения действуют на основе временных совместных инновационных предприятий или исследовательских ассоциаций.

Рисунок 4 – Структура инновационной деятельности в Японии, в %

Источник: Мустафин М.А Инновационная политика в развитых странах мира. –https://www.bankclub.ru/files/case-study/mustafin.pdf

 

Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:

- финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;

- финансирование НИОКР из различных фондов;

- льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;

- государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;

- льготное кредитование перспективных НИОКР;

- национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);

- защита японского производителя от конкуренции;

- создание условий для получения новых технологий из других стран;

- импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;

- привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;

- согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности.

Организации, поддерживающие малое инновационное предпринимательство:

- японский центр ключевых технологий – помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки;

- организация по развитию новых источников энергии способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований.

Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются «Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных компаний подрядчиков создаются научные центры в префектурах, и «Основополагающий закон по науке и технологиям», нацеленный на создание ученым разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР. В рамках этого плана на НИОКР только в 2000 г. В Японии было выделено свыше 38 млрд. долл. США.

Теперь рассмотрим инновационный опыт Республики Корея.

Инновационная деятельность в Республике Корея финансируется и контролируется правительством страны. Основная её задача – решение ключевых проблем экономики страны. Инновационный процесс можно условно разделить на три направления:

- базовые общепромышленные технологии и НИОКР;

- создание технологий среднесрочной перспективы и среднесрочные НИОКР;

- НИОКР технологий следующего поколения.

Создан Национальный комитет по стандартизации, возглавляемый премьер-министром страны. Для финансирования НИОКР наряду с традиционными источниками финансирования применяется система «залога технологий» по рыночной стоимости.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить следующее. Изменения факторов производства выражается в возрастающей роли информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управления ими.

Для высокотехнологического развития России требуется много усилий и средств, как материальных, так и интеллектуальных. Безусловно, России ценен инновационный опыт развитых стран. Именно промышленные компании вкупе с научно-исследовательскими центрами и институтами позволят обеспечить определенный прорыв в некоторых инновационных проектах. Крупные промышленные предприятия России способны осуществить долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на самые разнообразные потребности рынка, а также должны быть устойчивыми к дестабилизирующему влиянию краткосрочных колебаний рынка.

Анализ ситуации в российской экономике показал, что усилий, предпринимаемых государством, пока недостаточно для изменения тенденций в развитии промышленности и использовании инноваций. В то же время можно говорить о том, что базовое законодательство, позволяющее реализовывать в России высокотехнологичные проекты, существует.

Сохранен научный потенциал институтов Российской академии наук, в том числе работающих по фундаментальным проектам машиностроения. Полученные результаты фундаментальных исследований дают возможность машиностроительной промышленности создавать новые перспективные машины, на равных конкурирующие с западными производителями. Это пример использования высоких технологий двойного назначения.

Существенного прогресса удалось достичь в разработке новых материалов, обеспечивающих надежность, качество, улучшение экономических показателей. Вопрос создания и применения новых материалов достаточно сложный, необходимо не только получить материал в лабораторных условиях, но и сделать из него реальные конструкции. Институтом машиноведения в содружестве с институтом проблем механики РАН разработан класс новых материалов – так называемых топокомпозитов. На основе этих материалов разработан ряд тормозных систем, других устройств повышенной надежности и долговечности. Особенно это важно для задач, где велик абразивный износ – это сельскохозяйственная техника, дисковые тормоза современных самолетов и ряд других инженерных приложений. В этом направлении Россия входит в число мировых лидеров.

Ведется активная работа по внедрению лазерных методов упрочнения. На базе Института машиноведения создан технологический центр в Саратове для упрочнения сельскохозяйственной техники. Лазерная наплавка повышает износостойкость в 6 раз, лазерное упрочнение – в 4 раза, применяемая сейчас индукционная наплавка – всего в 2 раза.

В институте физико-химических проблем керамических материалов созданы катализаторы для автомобильного транспорта, налажена линия по их производству. Создать условия для внедрения этих катализаторов – задача правительственного уровня, в том числе через ужесточение экологического законодательства.

В институте сверхпластичности создана новая технология раскатки сложнопрофильных деталей, которая обеспечивает их повышенную прочность, надежность, особенно если речь идет о дисках или шасси самолетов, подвергающихся повышенным ударным нагрузкам при посадке самолета.

Существует ряд перспективных разработок в сфере технической диагностики. В ЦИАМ разработан токовихревой метод определения зарождающейся трещины в газотурбинном двигателе. Ведется работа по развитию этих методов, предполагающая получение информации о состоянии повреждаемости конструкции самолета через Интернет.

В Санкт-Петербургском институте «Механобр», работающем с Институтом машиноведения, создана новая теория воздействия вибрации на нелинейные среды и механические системы – вибрационная механика и виброреология. Практическим приложением стало создание нового класса высокоэффективных вибрационных машин для переработки твердых природных и техногенных материалов – грохотов, дробилок, мельниц, поставляемых, в том числе, на экспорт. В «Механобре» созданы принципиально новые машины для дробления твердых материалов – конусные инерционные дробилки. На основе новых вибрационных технологий создана линия для переработки старых автомобилей с одновременной вибросепарацией металла и неметалла. Разработана технология быстрой переработки использованной резины.

Возможность успешной реализации инновационных проектов подтверждают и примеры функционирования целого ряда венчурных компаний.

Delta Private Equity Partners сегодня управляет двумя фондами прямых частных инвестиций: Инвестиционным фондом США – Россия и Delta Russia Fund. Инвестиционный фонд США – Россия с капиталом в размере 440 млн. долл. был создан в России в 1995 году как частный фонд, хотя его единственным финансовым спонсором выступило правительство США. Его основной целью было содействие развитию экономики свободного рынка в России путем предоставления инвестиционного капитала – за счет собственных и заемных средств – перспективным предпринимательским компаниям, имеющим потенциал для роста в сочетании с оказанием технического содействия менеджерским командам. Инвестиционный цикл Фонда закончился летом 2004 года. За десять лет в российские компании было инвестировано более 320 миллионов долларов США. После выполнения первичной миссии Фонда в июне 2004 года был сформирован частный фонд-преемник Delta Russia Fund ("DRF"), объемом в 120 млн. долл. Инвесторами стали финансовые организации и частные лица из США, Западной Европы, Японии и России. В настоящее время состоялся выход из 14 компаний. Значительная часть проектов связана с инвестициями в высокотехнологичные компании.

НОРУМ – частная компания, управляющая Региональным фондом венчурного капитала Северо-Запада и Запада России от имени и по поручению Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). На данный момент инвестиционный капитал Регионального фонда венчурного капитала Северо-Запада и Запада России насчитывает 88 миллионов долларов США, из них 85 миллионов были предоставлены ЕБРР и 3 миллиона – консорциумом частных инвесторов Норум.

К концу февраля 2007 г. Фонд подписал инвестиционные договоры с 24 российскими компаниями, в том числе высокотехнологичными, на общую сумму в размере 78,80 миллиона долларов США, из которых 77,85 млн. долл. США уже было инвестировано. Текущий портфель Фонда составляет 9 компаний.

Пакеты акций 15 компаний Фонда уже проданы (полностью или частично), при этом инвесторам Фонда была возвращена сумма в размере 71,28 млн. долл. США, возврат 7,53 млн. долл. США обеспечен гарантиями оплаты с подписанием договоров купли-продажи и определением дивидендной политики компаний.

К числу сравнительно успешных инновационных проектов с государственным финансированием можно отнести важнейшие инновационные проекты государственного значения (мегапроекты). Несмотря на название, проекты подтверждают правомерность рассмотрения инновационной политики как составной части промышленной. Проекты предполагают не только разработку новых технологий или оборудования, но и их внедрение в производство, а в числе показателей результативности проекта используется его вклад в приращение ВВП.

Государство оказывает на конкурсной основе безвозмездную поддержку таким проектам на условиях долевого участия. Отобранные проекты поддерживаются бюджетными грантами. При этом государство осуществляет финансирование исключительно НИОКР, а коммерческие партнеры несут иные виды затрат, связанные с инвестициями в оборудование и прочими расходами.

Существенной особенностью данной программы было предоставление права окончательного решения независимой экспертной комиссии. Срок реализации проектов не должен был превышать четырех лет, и по окончании этого периода валовая выручка инициаторов проекта от его реализации должна была в 4-5 раз превосходить запрошенный объем стартового финансирования со стороны государства, что позволяло рассчитывать на окупаемость вложений государства в проект через будущий прирост налоговых платежей.

В качестве примеров можно рассмотреть два проекта – «Нанокомпозиты» и «Синтетические кристаллы».

Инновационный проект «Нанокомпозиты» (2004-2009 гг.), предусматривающий разработку технологий и организацию производства полимерных композиционных материалов на основе нанонаполнителей с повышенным в 1,5-2 раза сроком эксплуатации. Суммарный объем инвестиций по проекту – 214 млн. руб., доля бюджетных средств –51 % (110 млн. руб.), доля внебюджетных средств – 49 % (104 млн. руб.). Результатом проекта станут освоение 9 объектов для коммерциализации, внедрение 16 технологических инноваций, получение 23 патентов на объекты коммерциализации.

Инновационный проект «Синтетические кристаллы» (2003-2006 гг.), направленный на развитие промышленности синтетических кристаллов-диэлектриков и изделий из них. Суммарный объем инвестиций – 962 млн. руб., доля бюджетных средств – 48 % (460 млн. руб.), Доля внебюджетных средств – 52 % (502 млн. руб.). Реализация проекта позволит освоить производство новых видов синтетических кристаллов и изделий на их основе. Предполагается, что по итогам реализации проекта будут освоены 77 видов продукции для коммерциализации, внедрена 41 технологическая инновация, получены 25 патентов на объекты коммерциализации.

Отдельным направлением участия государства в развитии высокотехнологичных отраслей можно участие в инновационной деятельности государственных корпораций. К примеру, в рамках Стратегии развития транспорта предполагается усиление инновационной составляющей экономического роста. Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» предусматривается реконструкция и модернизация железнодорожных линий общей протяженностью более 8 тыс. км для организации на них скоростного движения пассажирских поездов со скоростями до 160-200 км/ч.

ООО «Российские железные дороги» активно реализует свои планы по развитию этого направления и будет предъявлять спрос на высокоскоростной состав. В настоящее время предприятиями отрасли уже разработаны модели пассажирских вагонов, рассчитанных на скорость движения до 200 км/ч. Также имеются разработки и опытные образцы скоростных электровозов.

В целом быстрая организация производства новых видов подвижного состава и комплектующих, внедрение высокопроизводительных процессов в производстве фактически невозможна без трансферта современных технологий из-за рубежа.

Стоит отметить, что успешным примером трансферта технологий является организация совместного предприятия Siemens и Группы компаний «Трансмашхолдинг» по выпуску статических преобразователей для пассажирских вагонов и локомотивов. В дальнейшем это совместное предприятие (Трансконвертер) планирует освоить и производство асинхронного тягового электропривода. Также ожидается создание других совместных предприятий, обеспечивающих достижение мирового уровня качества по ключевым направлениям развития отрасли.

Проанализированные «истории успеха» свидетельствуют о наличии спроса на инновации в самых различных секторах экономики и об определенном прогрессе в создании предложения и инфраструктуры рынка инноваций. Задачей становится распространение положительной практики и ликвидация существующих барьеров на пути реализации инновационных проектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: