СУЩНОСТЬ И ВИДЫПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Производственное планирование – это непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации производственных целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, определение потребности и распределение ресурсов.
К основным задачам производственного планирования относят:
1. обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;
2. перспективная ориентация и ранее распознавание проблем развития производства;
3. координация производственной деятельности структурных подразделений и работников организации;
4. создание объективной базы для эффективного контроля производства;
5. стимулирование (мотивация) трудовой активности работников;
6. информационное обеспечение работников организации для решения производственных вопросов.
Производственная программа – программа, предусматривающая разработку номенклатурного перечня производимой продукции, определение объема производства и стоимости изготовления.
Задачи производственной программы:
- согласование объемов производства и реализации (спрос – возможности);
- загрузка оборудования;
- занятость персонала;
- обеспеченность материалами;
- равномерность производства.
Процесс формирования производственной программы состоит из следующих этапов:
1. Формирование ассортиментного перечня изделий – программа формируется исходя из перспективного плана реализации продукции, разработанного в соответствии с принятой стратегией развития организации; при этом учитываются следующие факторы: наличие платежеспособного спроса, наличие у предприятия конкурентных преимуществ, наличие или возможность обеспечения требуемого потенциала.
|
2. Определение объемов производства изделий – для измерения объемов производства используются натуральные (в штуках, весовых величинах и пр.), стоимостные (в рублях и пр.) и трудовые (в трудоемкости изготовления) единицах.
3. Проверка пропускной способности организации – производится путем сравнения предварительной программы с производственной мощностью организации по каждой номенклатурной позиции и по всей совокупности изделий.
4. Выравнивание мощности возможно осуществить путем производства продукции «про запас» в периоды низкого спроса и продажи из запасов при возрастании спроса.
5. Приспособление к спросу предполагает при необходимости сверхурочную работу, гибкий рабочий график, привлечение временных рабочих, субподряд и др.
6. Оптимизация производственной программы – оптимальной следует считать производственную программу, обеспеченную спросом, соответствующую структуре ресурсов организации и обеспечивающую наилучшие результаты по принятому критерию (например, максимум получаемой прибыли, максимум объема производства, минимальная себестоимость, максимальное использование производственной мощности).
7. Дезагрегирование производственной программы представляет собой переход от агрегатного плана к более детальному распределению работ. Дезагрегирование осуществляется по трем структурным составляющим:
- конструктивным элементам изготавливаемых изделий;
|
- времени, т.е. по отрезкам календарного периода;
- подразделениям предприятия.
Агрегатное планирование – процесс формирования сбалансированных по ресурсам производственных программ предприятия на плановый период и дифференциации их по отрезкам календарного периода и по отдельным структурным подразделениям предприятия.
Агрегатный план позволяет сопоставить данные маркетинговых исследований рынка и возможностей производства в среднесрочном периоде, четко определяет в терминах продуктовых групп, что должно быть изготовлено и реализовано для того, чтобы был выполнен бизнес-план предприятия. Он относится к среднесрочным планам (обычно составляется на срок от 3-х месяцев до 1 года).
Агрегатное планирование охватывает два уровня управления:
- организацию в целом (межцеховой уровень);
- ее подразделения (внутрицеховое управление).
В рамках агрегатного планирования на уровне организации с помощью специальных методов осуществляются следующие виды расчетов:
- формирование производственной программы предприятия;
- распределение программ выпуска изделий по отдельным отрезкам планового периода.
На уровне внутрицехового управления в рамках агрегатного планирования осуществляются:
- формирование годовых, квартальных и месячных производственных программ по цехам;
- распределение программ по отрезкам календарного периода.
Стратегии агрегатного планирования.
1. Управление уровнем запасов (заделов). Можно увеличивать незавершенное производство и запасы готовой продукции в периоды снижения спроса, чтобы встретить ими высокий спрос в будущие периоды. Если принять эту стратегию, то придется смириться с тем, что затраты на хранение и страхование продукции, потери от ее старения и порчи, а также капитальные вложения в складские объекты увеличатся. С другой стороны, когда предприятие входит в период высокого спроса, нехватка продукции на складах приведет к потере объема продаж и потенциальных покупателей в будущем.
|
2. Варьирование численности работников путем их найма или увольнения. Один из путей отслеживания спроса – это наем или увольнение производственных рабочих для выравнивания темпа производства в соответствии с изменением спроса. Но часто новые рабочие нуждаются в обучении, требуется время для овладения навыками работы, поэтому средняя производительность временно падает. Ожидаемые увольнения снижают моральный дух рабочих и могут также привести к снижению производительности труда. Кроме того, высокая текучесть кадров не способствует развитию корпоративной культуры, что в целом отрицательно влияет на организацию.
3. Варьирование темпов производства путем использования сверхурочного времени или времени простоев. Иногда оказывается возможным сохранять постоянную численность рабочих, изменяя продолжительность рабочего времени. Этот способ удобен, но имеет ограниченное применение, особенно в тех случаях, когда спрос возрастает быстро и значительно. К тому же затраты на оплату сверхурочной работы увеличиваются, а длительные сверхурочные работы утомляют рабочих, что в итоге проявляется в снижении производительности труда.
4. Субподряд. Предприятие может временно «приобретать» дополнительные производственные мощности, заключая субподряд на выполнение отдельных работ в пиковые периоды спроса. Субподряд, однако, имеет несколько негативных моментов. Во-первых, это недешево, во-вторых, это риск «открыть дверь» конкуренту и потерять клиентов и, в-третьих, трудно найти совершенную подрядную организацию, выполняющую работы качественно и точно в срок.
5. Использование временно нанимаемых рабочих. Временные рабочие особенно в секторе обслуживания могут закрыть лишь потребность в неквалифицированном труде.
6. Воздействие на спрос. Когда спрос низкий, предприятие может попробовать воздействовать на него, прибегая к рекламе, приемам продвижения товаров на рынок (в частности, увеличивая персональные продажи и снижая цены). Однако эти приемы не всегда способны установить баланс между спросом и имеющейся производственной мощностью предприятия.
7. Задержка выполнения заказа в период высокого спроса. Задержанные заказы – это заказы на товары или услуги, которые принимаются фирмой, но не могут быть выполнены в установленный срок. Если покупатели согласны ждать, не изменяя своего мнения о фирме и не снимая заказа, задержка заказов является вполне приемлемой стратегией. Но это не всегда так. Поэтому данный прием малоприменим для производителей большинства товаров.
8. Производство разносезонных изделий. Стратегия, широко используемая, позволяющая сгладить резкие колебания результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Методы агрегатного планирования:
1. Метод прогнозирования; Применяются в основном при разработке
2. Анализ жизненного цикла товара; плана реализации продукции
3. Метод анализа точки окупаемости (график безубыточности) – предполагает определение целесообразных объемов выпуска и допустимого уровня цен реализации продукции конкретного вида, при которых ее производство становится прибыльным;
4. Метод расчета покрытия затрат – позволяет ранжировать все предложения из портфеля заказов по уровню их прибыльности для включения в производственную программу предприятия;
5. Экономико-математические методы оптимизации производственной программы организации – заключается в построении системы уравнений, представляющих собой ограничения, и нахождении такого ее решения, которое приносило бы экстремальные значения критериям оптимальности.
Производственное расписание представляет собой развертку действий, необходимых для выполнения планов, во времени, фиксируя моменты их начала и завершения и определяя порядок их выполнения.
Расписания детализируют планы верхнего уровня, доводя их до конкретных исполнителей и разбивая на краткосрочные задания на смену, сутки, час.
Типы ситуаций составления производственного расписания
Внешнеориентированное расписание | Внутреннеориентированное расписание | |
Зависимые от спроса действия | Ситуация 1 Потребительский спрос известен в терминах: что и когда необходимо сделать, поэтому действия производственной системы могут быть точно просчитаны. Подходы к составлению расписаний вполне не определены. Известные действия должны быть выполнены, чтобы уложиться в установленные покупателем сроки, а также удовлетворить внутренние ограничения системы | Ситуация 3 Потребительский спрос известен в терминах: что необходимо сделать, а даты, когда это необходимо, в расчет не принимаются. Действия производственной системы могут быть точно просчитаны. Подходы к составлению расписаний вполне определены. Известные действия должны быть выполнены, чтобы достичь внутренних целей системы |
Не зависимые от спроса действия | Ситуация 4 Обычно не существует | Ситуация 2 Потребительский спрос неизвестен. Действия производственной системы на заданный период времени строятся на основе прогнозных оценок. Подходы к составлению расписаний вполне определены, если выполняются действия, которые должны соответствовать прогнозам на заданный период и удовлетворять внутренним целям системы |
Методики составления производственных расписаний:
1. Обратное расписание (графики Гантта) – расписание совокупности работ, необходимых для удовлетворения спроса, моделируется в виде отрезков прямых на оси времени в обратном направлении от даты завершения.
2. Расписание, разрабатываемое вперед (графики Гантта) – противоположно обратному расписанию, когда моделирование осуществляется вперед от заданной даты, чтобы получить дату завершения выполнения совокупности работ.
3. Очередность выполнения – определение лучшего порядка пропуска заданной совокупности работ через заданную последовательность рабочих мест в целях минимизации суммарного времени выполнения работ, ожидания их в очереди, простоя оборудования и т.д.
4. Диспетчирование – определение лучшего порядка пропуска заданной совокупности работ через один рабочий центр.
5. Назначения – закрепление ресурсов из набора доступных за каждой из работ, которые необходимо выполнить, в целях оптимизации совокупного использования ресурсов.
6. Расписание (график, стандарт-план) – расписания и графики устанавливают, когда конкретные рабочие центры или другие ресурсы будут доступны для желающих ими воспользоваться.
7. Оптимизированная производственная технология – составление расписания движения материального потока через «узкое место» процесса.
8. Планирование потребности в компонентах изделий (MRP) – система централизованного управления, планирующая наличие необходимых компонентов продукции в нужном месте в установленное время и в требуемом количестве для наиболее полного удовлетворения спроса на них.
9. Планирование ресурсов предприятия (MRP II) – развитие предыдущего подхода, но на более широкой концептуальной основе.
10. Сетевой анализ (метод критического пути) – используется аналогично прямому и обратному расписанию, но может отображать более сложные логические взаимосвязи и взаимозависимости между работами, которые необходимо выполнить в составе проекта; открывает большие возможности для моделирования.
11. Балансировка линий – решает задачу синхронизации работы непрерывной поточной линии, что в конечном счете определяет принципиальную возможность создания линии.
К основным принципам планирования относятся:
1) Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии фирмы.
2) Социальная ориентация плана предусматривает решение (наряду с техническими и экономическими проблемами) проблем обеспечения соответствия международным требованиям по экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также показателей социального развития.
3) Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов.
4) Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением числа учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вторых, повышением точности прогнозов.
5) Согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления устанавливается с помощью анализа динамики факторов внешней среды и исследования влияния этих факторов на плановые показатели.
6) Вариантность плана связана с разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего достижение запланированной цели с наименьшими затратами.
7) Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям предусматривается создание резерва.
8) Экономическая обоснованность плана – окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.
9) Автоматизация системы планирования – один из способов планирования, требующих применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, оперативную обработку, надежное хранение и передачу информации.
10) Обеспечение обратной связи системы планирования – предполагает возможность для исполнителя плана (выход системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) плана его разработчику.