Социально-экономические последствия.




Дисциплина «Экономика»

1. ВВП и ВНП страны и методы их подсчета.

ВВП (внутриваловый продукт)! – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).
ВНП (внутринациональный продукт)! – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВНП измеряет стоимость продукции, созданной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран – это называется чистые доходы факторов.

 

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы,

где

ЧФД(из-за рубежа)=[доходы граждан за рубежом]–[доходы иностранцев в этой стране].

В ВВП не включаются затраты на приобретение товаров, произведенных в предшествующие годы (например, покупка дома, построенного пять лет назад), а также затраты на покупку промежуточных продуктов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., используемых для производства конечных продуктов).

выделяют два способа подсчета ВВП:

а) по доходам:

ВВП(по доходам)=pз/п]+[рента]+[дивиденды]+[проценты]+[амортизация]+[косвенныеналоги]
б) по расходам:

ВВП(по расходам) = П + И + Г + (Эксп. – Имп.),

где П – Потребительские расходы

И – валовые инвестиции (И=чистые инвистиции+амортизация)

Г – государство

Прибыль для расчета ВВП включает в себя: налог на прибыль, нераспределенную прибыль и дивиденды.

 

Личный доход = з/пл + рента + дивиденды + проценты

Личный располагаемый доход=личный доход–индивидуальные налоги +трансферты

Чистый национальный продукт = ВНП – амортизация

Национальный доход = чистый национальный продукт – косвенные налоги

 

2. Деньги: их сущность и функции. Современные виды денег. Денежно-кредитная политика государства.

 

Деньги! — специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

 

При помощи денег выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене. По мнению сторонников трудовой теории стоимости, не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда.

 

Основные функции денег

· Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены. Денежная единица является эталоном для товаров.

· Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар. Деньги как средство обращения преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене.

· Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами.

· Средство накопления. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте.

· Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

 

В современных условиях в роли денег выступают не столько конкретные товары (золото или иные драгоценные металлы, из которых делаются инвестиционные монеты), сколько обязательства государства или центрального банка в форме банкнот. Самостоятельной стоимости такие деньги не имеют и являются эквивалентом лишь номинально. Государство обязывает граждан принимать банкноты и монеты в качестве законного средства платежа на данной территории.

 

Денежно-кредитная (монетарная) политика! — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

 

Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

 

Денежно-кредитное регулирование! — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

 

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

 

3. Инфляция; ее причины, типы и виды. Социально-экономические последствия инфляции.

Инфляция! — повышение общего уровня цен на товары и услуги.

 

При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс. Инфляция не означает роста всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения. Важно, чтобы изменялся общий уровень цен, то есть дефлятор ВВП.

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер.

 

 

Причины инфляции

· Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

· Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.

· Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

· Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

· Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

 

Виды инфляции

· В зависимости от характера обесценения денег:

v открытая инфляция – ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен.

v скрытая (подавленная) инфляция – государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита (нехватки благ). При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее, искусственно завышаются цены на якобы «новые» изделия. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

· В зависимости от темпов развития:

v умеренная (ползучая) инфляция – Цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе – примерно на 10 % в год.

v галопирующая инфляция – вздорожание продуктов и услуг от 20 до 200 % в год может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа.

v гиперинфляция – катастрофический рост цен – на 500 – 1000 % и более в год.

· В зависимости от соотношения роста цен по различным товарным группам:

v сбалансированная инфляция – При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными.

v несбалансированная инфляция – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

· В зависимости от степени ожидаемости:

v непредвиденная инфляция – становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

v ожидаемая инфляция – это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

 

Социально-экономические последствия.

· В условиях инфляции реальные доходы населения сокращаются. Необходимо ввести два понятия

v Номинальный доход — фактически полученный доход.

v реальный доход — сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода.

Это означает, что при неизменной величине номинального дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, т. е. реальный доход будет падать. Во время инфляции несут потери люди, получающие фиксированные доходы. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осуществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень инфляции чаще всего гораздо выше, чем номинальная ставка процента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбережения населения обесцениваются.

Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.

· «Бегство» от денег» — ускоренная материализация денежных средств населения и бизнеса. В условиях обесценивания денег субъекты рыночных отношений стараются как можно быстрее избавиться от них, переводя деньги в товары и услуги. В период устойчивой инфляции люди, чтобы не обесценились их сбережения и текущие доходы, вынуждены тратить деньги сейчас. Предприятия поступают точно также.

· Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки.

· Потери обычно несут кредиторы (кредитодатели), а выигрывают дебиторы (кредитополучатели). Из-за инфляции получателю кредита дают «дорогие» деньги, а он возвращает его «дешевыми» деньгами.

· Цены в период открытой инфляции растут быстрее номинальных доходов. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

· Нестабильность экономической ситуации и экономической информации. Если цены подвержены постоянным изменениям, производители оказываются дезориентированными: в инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвесторам относительно эффективности вложений в ту или иную отрасль или сферу экономики. В результате возникают неизбежные отраслевые и региональные диспропорции.

 

4. Монополия, ее сущность, виды, поведение на рынке. Антимонопольная политика государства.

Монополия! — фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов.
Монополия! – это внутригосударственная или международная (надгосударственная) организация, в силу своего доминантного положения способная нанести вред государству, а также другим организациям и народам или способная их уничтожить.

Виды монополий

· Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирование - это либеральная точка зрения противников монополии в области экономики.

Фактически государство, как организация, всегда монополия. У государства всегда есть монополия на работу спецслужб, вооруженных сил, внешней и внутренней политики.

· Искусственные монополии (объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод).

 

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

v создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

v ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

v создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

v применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

v «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

 

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм:

v Картели.

Сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность.

Регламентируют объем (квоты) производимого продукта,

Условия реализации,

Цены;

v Синдикаты.

Сохраняют производственную деятельность

Теряют коммерческую самостоятельность;

v Тресты.

Объединение собственности и управления

Полная ликвидация производственной и коммерческой самостоятельности.

v Комбинат. Тресты, объединяющие предприятия разных отраслей.

v Концерны.

Объединения предприятий различных отраслей

Единый финансовый контроль путем скупки их акций.

 

Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимальную прибыль. Такая цена всегда выше предельных издержек и выше средних общих издержек. Поэтому не регулируемая чистая монополия в кратковременном периоде получает экономическую прибыль.

Монополия никогда не выберет комбинацию “цена-количество” на неэластичном отрезке своей кривой спроса. В целях получения максимальной прибыли монополия может осуществлять ценовую дискриминацию (устанавливать разные цены для покупателей с неодинаковыми доходами). При этом монополия назначает для каждой группы покупателей максимально возможные цены, которые они готовы заплатить. Это даёт возможность производить такой объём продукции, какой был бы в условиях конкурентного рынка.

В долговременном периоде прибылям монополии всех видов угрожают:

· конкуренты,

· государственное регулирование цен и тарифов.

Поэтому получение максимальной прибыли, возможно только в краткосрочном периоде; в долговременном периоде чаще всего монополия получает среднеотраслевую или несколько выше среднеотраслевой прибыль.

5. Определение и изменение экономического роста. Факторы и типы экономического роста.

Экономический рост! — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени.

Экономический рост тесно связан с ростом общего уровня и качества жизни населения — ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, доступностью качественного образования, сокращением продолжительности рабочего дня, безопасностью граждан и т. д.

 

Типы экономического роста:

· Экстенсивный. Рост достигается путём увеличения экстенсивных факторов роста

· Интенсивный. За счёт интенсивных факторов роста. С развитием и освоением современных достижений науки и техники интенсивные факторы роста становятся преобладающими.

 

В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие.

 

Факторы экономического роста:

· Интенсивные. Определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики (индустриальной + инновационной) – высококачественный человеческий капитал.

· Экстенсивные. Реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса.

К экстенсивным факторам роста относятся:

v увеличение земли,

v затрат капитала труда.

Эти факторы не связаны с:

v инновациями,

v новыми производственными технологиями и технологиями управления,

v ростом качества человеческого капитала.

Стабильный рост возможен за счет:

· роста производительности труда,

· рост инноваций,

· стабильных инвестиций

· снижения реальных затрат (издержек) на уровне отдельных фирм в целом в экономике.

 

Такие факторы, как технический прогресс, накопление физического и человеческого капитала, создание инфраструктуры и экономических институтов, в долгосрочной перспективе способствуют экономическому росту через повышение производительности труда, производительности человеческого капитала, модернизацию физического капитала и снижение издержек.

 

Основные характеристики экономического роста в XX в. по количественным и качественным параметрам:

· высокий темп прироста — производства на душу населения, производительности труда, а также быстрые изменения в структуре экономики, обществе, идеологии;

· качественные изменения — экспансионистский характер роста за счет трансферта технологий и ограниченность роста, то есть наблюдение этого явления по наиболее развитым странам, в то время как 75% населения Земли не достигают минимально необходимого уровня жизни.

 

К концу ХХ и в начале XXI вв. наблюдаются следующие основные тенденции:

· Средние темпы роста возросли с 1 до 3%.

· Развитые страны дают 1/2 мирового продукта и 2/3 оборота торговли.

· Возросла скорость увеличения производства в развивающихся странах с 2,4 до 5–6%, появились новые индустриальные страны 2-го поколения.

· Сформировалось новое качество экономического роста:

v экономичное производство, с быстрым тиражированием продукта;

v рост технического уровня и качества продукции;

v увеличение конечных продуктов и разнообразия;

v рост доли потребления;

v формирование более эффективной и быстро реагирующей на изменения структуры хозяйства.

 

6. Понятие рыночных структур и их типы. Основные правила поведения фирмы в различных рыночных структурах.

 

Структура рынка! — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

· Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

· Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

· Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

· Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

· Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

· Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

· Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

· Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей.

 

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.

 

Издержки! – затраты на производство и реализацию продукции в денежной форме.
Прибыль! – превышение выручки от реализации над общими (полными) издержками

 

В какой бы рыночной структуре ни действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:

· Следует ли ей вообще оставаться в отрасли и производить продукцию или прекратить свое существование?

· Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги для получения максимальной прибыли?

 

ПРАВИЛО 1:
Фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи любого объема ее продукции не превосходит переменных издержек производства этого количества товаров и услуг

 

ПРАВИЛО 2:
Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам

 

7. Понятие факторов производства и виды доходов. Предельная производительность факторов производства.

Фактор производства! – факторы, необходимые для организации производства товаров и услуг, включающие в себя: средства производства (оборудование, инструмент, помещение), сырье и материалы, а также капитал, человеческий труд и деловую активность.

Факторы

1. Труд (затраты человеческой энергии, направленные на изготовлении материальных благ и услуг)

2. Земля (всеобщие средства производства и естественный фактор)

3. Капитал (все реальные денежные активы, используемые для создания товаров и услуг)

4. Предпринимательская деятельность, направленная на соединение названных факторов производства для создания товаров и услуг, она с одной стороны приносит доход предприятию. С другой стороны удовлетворяет общественные потребности)

Доход! – это денежная сумма регулярно и законно поступающая в непосредственное распоряжение субъекта рыночных отношений.

 

Виды факторных доходов

Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:

 

· от природных ресурсов — ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);

· от трудовых ресурсов — заработную плату;

· от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);

· от предпринимательских способностей — предпринимательский доход;

· от знаний — доход от интеллектуальной собственности.

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА! — вклад производственного фактора, равный изменению дохода от производства продукта при добавлении или отнятии единицы этого фактора, если количества других факторов остаются неизменными.

 

Теория предельной производительности достаточно правильно описывает функциональные (количественные) зависимости между общей величиной выпуска изделий в их натуральном выражении и силой действия отдельных факторов, а так же можно кратко изложить в виде ряда положений.

· Первое положение. Новую стоимость создают все факторы производства: труд, капитал и земля. Эти факторы оказывают производственные услуги. Своего рода "платой" за эти услуги являются заработная плата, прибыль, рента.

· Второе положение. Согласно концепции предельной производительности каждый из трех факторов в процессе создания стоимости (соответствующего фактору дохода) имеет определенные границы своего производительного эффекта.

· Третье положение. Образование новой стоимости (и соответствующего дохода, приходящегося на фактор) происходит в соответствии с законом убывающей производительности последовательных затрат: если объемы одних производственных факторов являются неизменными, то предельный продукт любого из переменных факторов (например, труда) сверх некоторого уровня его использования будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора в производство.

·

8. Распределение доходов в рыночной экономике и их измерения. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни.

Доход! – это денежная сумма регулярно и законно поступающая в непосредственное распоряжение субъекта рыночных отношений.

 

Доходы являются конечной целью и мощным стиму­лом трудовой и предпринимательской деятельности каждого ак­тивного участника рыночной экономики, объективным и мощ­ным стимулом его повседневной деятельности. Доходы есть де­нежная оценка результатов деятельности физических или юридических лиц, как субъектов рыночной экономики.

Рыночное распределение доходов на основе конкурентного механизма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом. Указанный механизм не гарантирует равенства в распределении доходов, и в реальности в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается значительное неравенство в их распределении.

 

Распределение доходов:

· Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательства). В этом случае мы интересуемся, какая доля «национального пирога» приходится на заработную плату, процент, рентные доходы, прибыль.

· Персональное распределение - это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются. В этом случае анализируется, какую долю национального дохода (в денежном выражении) получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.

 

Распределения доходов может строится только на правильном соизмерении простого и сложного труда, максимальная разница между которыми в соответствии с научно обоснованными рекомендациями не превышает 6-7 раз.

Распределением доходов невозможно решить проблему социальной справедливости. Проблема заключается в распределении благ, существующих в обществе и влияющих на степень удовлетворения потребностей населения, а значит, сводится к вопросу собственности, в связи с этим и не может быть решена в условиях капиталистической системы.

 

Кривая Лоренца! (lorenz curve) — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства.

 

График или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.

На оси абсцисс откладывается доля населения, а на оси ординат — доля доходов в обществе в процентном отношении. Как видно из графика, в обществе всегда имеет место быть неравенство в распределении доходов, что отражает кривая OABCDE — кривая Лоренца. Например, первые 20% населения могут получать 5% доходов, 40% населения — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов, 80% населения — 60% доходов, ну и естественно 100% населения — 100% доходов.

Отклонения кривой Лоренца от биссектрисы можно изме­рить через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и биссектрисой к площади всего треугольника, образованного бис­сектрисой и кривой Лоренца. В результате получим показатель, характеризующий степень неравенства, который в экономиче­ской литературе получил название коэффициента концентрации доходов или коэффициента Джини.

Коэффициент Джини! — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому либо изучаемому признаку.

Линия OABCDE показывает фактическое распределение совокупного дохода. Заштрихованная площадь показывает степень неравенства в распределении доходов. Обозначим ее через Т. Разделив Т на площадь треугольника OEF, получим коэффициент Джини, показатель степени неравенства доходов:

Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем дальше кривая Лоренца отстоит от биссектрисы и тем силь­нее неравенство. При определении коэффициента Джини опираются на некий принцип идеального равенства, который предпо­лагает, что 1 % населения должен получать 1 % совокупного до­хода этого общества.

9. Роль и экономические функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.

ГРЭ! – воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц с целью придания им организованного характера, обеспечения законности и отстаивания государственных и общественных интересов.

Результат ГРЭ – разработка экономической политики государства, которая представляет собой проводимую государством, правительством генеральную линию действий, систему мер в области управления экономикой в соответствии с целями и интересами государства.

Виды экономической политики:

· Конъюнктурная (антициклическая);

· Антиинфляционная;

· Внешнеэкономическая;

· Структурная;

· Социальная.

Функции государства в рыночной экономике:

· По формированию рыночных отношений:

v обеспечение правовой базы и общественной атмосферы

v защита конкуренции

· По модификации (изменению) рыночных отношений:

v перераспределение доходов и богатства;

v перераспределение ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

v стабилизация экономики

 

Все цели государства объединяются в пирамиду целей на основе принципа диалектического единства:

1 уровень - основная цель:

· достижение максимального благосостояния общества

2 уровень - группа главных целей:

· свободное развитие общества

· правовой порядок - внутренняя и внешняя безопасность

3 уровень целей - прикладные цели:

· экономический рост;

· полная занятость;

· положительный платежный баланс;

· стабильность национальной денежной единицы;

· экологическое равновесие;

· социальная справедливость.

 

Методы ГРЭ:

· Прямой (административный) - хозяйствующие субъекты принимают решения, руководствуясь не собственным выбором, а предписаниями государства.

Средства метода:

v законотворчество (запретительно-разрешительного характера);

v управление производственными предприятиями;

v изменение доли государственной собственности на средства производства.

 

· Косвенный (экономический) - государство прямо не вмешивается в процессе принятия решений хозяйствующими субъектами, но создает условия, чтобы субъекты, самостоятельно принимая решения, тяготели к тем вариантам, которые соответствуют экономической политики государства.

Средства метода:

v фискальная;

v кредитно-денежная политика.

 

Инструменты ГРЭ:

· Бюджетная политика - манипулирование доходами и расходами с целью изменения спроса.

· Кредитно-денежная политика.

 

10. Рыночное равновесие спроса и предложения. Нарушение рыночного равновесия. Понятие устойчивости рыночного равновесия.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ! – ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ.

 

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

· Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

· Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

· Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

· Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепенно погашается, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения и объем спроса равен объему предложения. Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Когда отклонения от равновесной цены постепенно выравниваются на уровне ра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: