Общая характеристика учебного курса




Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03.)

Для реализации используется:

· учебник А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова, Р.М. Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2014 г.

· Программа курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2014 г.-32с. (ФГОС. Инновационная школа)

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») для 5 класса составлена на основе Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р. М Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2014г. с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Цель рабочей программы: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Задачи:

- формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

- способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

- знакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами религиозных культур народов России;

- развивать представления обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке; развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

- прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;

- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;

- воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс.

Виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(модуль «Основы религиозных культур народов России»): словарная работа с текстом учебника; разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем; работа с дополнительной литературой (отрывками из разнообразных литературных произведений, исторических документов, священной книги христиан – Библии); задания с выбором ответа (в тестовой форме); задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания); задания на составление вопросов к тексту; задания на составление плана или конспекта текста; задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.); задания на выборочный пересказ текста; задания творческого характера; разработка проектов; работа с притчами; тематические дискуссии; анализ ситуаций; работа с иллюстративным материалом.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; работа в группе; фронтальные; работа в парах.

Общая характеристика учебного курса

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

Описание места учебного курса в учебном плане

Для реализации программного содержания используется учебник:

Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014.

Согласно годовому учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская ООШ» на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозный культур народов России» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин) в 5 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю (35 недель).

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов для проведения проектов: 3 часа

Учебно-тематическое планирование

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы религиозных культур народов России»)

 

Разделы

Количество часов

1.

Введение в тему

1 ч.

2.

Христианство

12 ч.

3.

Ислам

6 ч.

4.

Иудаизм

6 ч.

5.

Буддизм

6 ч.

6.

Повторительно-обобщающий урок

1 ч.

7.

Творческий проект обучающихся

3 ч.

 

Итого:

35ч.

 

Календарно -тематическое планирование

 

 

№ уро ка

 

Наименование разделов, тем

 

Характеристика основных видов деятельности обучающихся,

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.

Введение в тему

Знакомство с традиционными религиями России. Прогнозирование разделов.

 

 

2.

Православие в Древней Руси

Сообщение обучающихся о Крещении Руси, о Киево-Печерском монастыре.

Работа с дополнительными информационными источниками. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.

 

 

3.

«Поучение» Владимира

Мономаха

Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками. Работа над понятием «поучение».

 

 

 

4.

Православная

Церковь и нашествие

монголов

Сообщение обучающихся о монгольском нашествии. Работа с дополнительными информационными источниками на тему: «Объединение русских земель вокруг Москвы».

 

 

5.

Православие в Московской Руси

 

Представление иконы митрополита Петра, преп. Нила Сорского, преп. Иосифа Вырицкого. Сообщение обучающихся о преп. Ниле Сорском и Иосифе Вырицком. Работа со словарем.

Работа над понятием «нестяжание».

 

 

6.

Православие в Российском царстве

Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками - «История Российского царства». Сообщения обучающихся на тему: «Митрополит Филипп», «Патриарх Гермоген».

 

 

7.

Заветы

оптинских

старцев

Знакомство с историей православия во времена Российской империи по тексту учебника. Работа над понятием «старец». Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Представление иконы «Амвросий Оптинский». Сообщения обучающихся на тему: «Заветы оптинских старцев».

 

 

8.

Православие в

Советской России

Знакомство с основными события истории православия XX — начала XXI в. И в современной России по тексту учебника. Сообщения обучающихся на тему: «Патриарх Тихон», «Святитель Лука». Представление иконы. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Рассказ учителя о роли Церкви в годы Великой Отечественной войны.

 

 

9.

Православие в современной

России

 

 

10.

Православие в

традициях

русского

народа

Знакомство с православными традициями и обрядами по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Сообщения обучающихся на тему: «Таинства Церкви». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Представление иконы «Преображение Господне».

Работа в группах над проблемным вопросом «Что такое именины?»

 

 

11.

Православие и традиционные ценности русского народа

 

 

12.

Дом и семья в православии

Знакомство с семейными православными традициями по тексту учебника. Сообщения обучающихся на тему: «Житие баговерных князей Петра и Февронии». Представление иконы святых Петра и Февронии. Исследовательская работа на тему: «Ценности православной семьи». Рассказ учителя о Всероссийском Дне семьи, любви и верности.

 

 

13.

Святые Петр и

Феврония

 

 

14.

Древняя история

ислама на территории

России

Знакомство с основными событиями, связанными с историей ислама в России с древности до современностипо тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных мечетях России.

 

 

15.

Мусульмане в России

 

 

16.

Ислам в современной

России

Знакомство с современным этапом развития мусульманства в нашей стране по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Беседа о мусульманских ценностях. Просмотр слайдов.

 

 

17.

Мусульманские

ценности и идеалы

 

 

18.

Дом и семья в исламе

Знакомство с мусульманскими ценностями семьи по тексту учебника. Обсуждение притчи о сыновьях. Пересказ старинного предания. Обсуждение в группах продолжения истории, данной в учебнике.

 

 

19.

Появление и развитие

иудаизма в России

Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в России с древности до начала XX в. по тексту учебника. Знакомство с новыми словами. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных мечетях России.

 

 

20.

Иудаизм в Российской

Империи

 

 

21.

Иудаизм в СССР

Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в СССР и на современном этапе по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

Сообщения обучающихся о геноциде евреев в годы Великой Отечественной войны.

 

 

22.

Иудаизм в современной России

 

 

 

23.

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

Знакомство с основными ценностями семьи, дома, отношения к ближним.

Обсуждение советов из книги «Доброе сердце». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

Сравнительный анализ семейных ценностей в православии, исламе и иудаизме.

 

 

24.

Тибетский буддизм

Знакомство с основными особенностями тибетского буддизма и историей его возникновения и распространения в России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.

 

 

25.

Распространение буддизма среди

Народов России

 

 

26.

Буддизм в СССР

Сообщения обучающихся о буддийских монастырях. Знакомство с основными событиями, связанными с историей буддизма в СССР и современной России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

 

 

27.

Буддизм в современной России

 

 

28.

Буддизм в культуре и традициях народов России

Сообщения обучающихся о буддийских праздниках. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий.

 

 

29.

Повторитель но-

обобщающий урок «религии народов России»

Работа в группах. Разгадывание кроссворда. Игра «Угадай картинки». Сообщения обучающихся.

 

 

30.

Творческий проект обучающихся «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России»

Защита проекта «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России»

 

Итого:

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: