Предисловие
Задержка в развитии логического мышления и в образовании понятий проистекает непосредственно из того, что дети не овладели еще достаточно языком, этим главным орудием логического мышления и образования понятий.
Л. С. Выготский
В практической работе, дошкольного учреждения часто возникает необходимость провести коррекционио-развивающую работу с дошкольниками 3—4 лет. При разработке занятий, обращаясь к психолого-педагогической литературе взрослый сталкивается с отсутствием готовых программ работы с детьми такого возраста. В лучшем случае можно найти разрозненные упражнения по развитию сенсорики, воображения, мышления. Этим фактом обусловлен выбор возрастной группы для системы занятий, представленных в данной книге.
Вместе с тем, чаше всего в дошкольное учреждение дети приходят из семьи п возрасте 3-х лет. Основными проблемами у таких детей являются недостатки в развитии мыслительной деятельности и речи, т. к. часто родители довольствуются «жестовой речью > детей, которая иногда прикрывает трудности речевой организации поведения.
Созданные развивающие занятия отнюдь не тождественны традиционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-то новыми знаниями или умениями. Смысл представленных занятий в том, чтобы, опираясь на нейрофизиологию человека, а также < -зону ближайшего развития >. продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, т. с. те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком в будущем собственно учебной программы.
R современной психологии и педагогике о взаимозависимости мышления и речи существуют разные мнения. Так, многие авторы, например А. Н. Корнев. считают: Современные экспериментальные исследования доказали, что существуют разные языки мозга
(К. Прибрам) и часть из них имеет образную основу». Однако во многих теоретических исследованиях, посвященных мышлению и речи человека, эти два процесса представляются как две оборотные стороны одного и того же явления. Невозможно развитие мышления без речи и невозможно усвоение речи без мышления. [7]
В своей работе мы придерживаемся точки зрения деятельност-ного подхода в психологии. Основоположниками этого направления являются Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Деятельностный подход основан на разработках великих советских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова, которые указывали на тесную взаимосвязь мышления и речи.
Речемыслительная деятельность — развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Данная деятельность базируется на принципах развивающего обучения и учитывает особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.
Для развития мышления используются игры и игровые упражнения, связанные с движениями тела, рук, пальцев, а также игровые упражнения, направленные на формирование операций анализа, синтеза, обобщения.
Телесные упражнения («Я хороший», «Кулачки» и др.) развивают межполушарное взаимодействие, эффективно снимают син-кенезии и мышечные зажимы (А. Лоуэн), происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. При регулярном выполнении реципкорных движений образуется миелинизация большого количества нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.
Игровые упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений. Практика показывает, что воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, — его называют «эффектом ненаправленной коррекции», ребенок получает знания о собственном теле. Использование упражнений активизирует высшие психические функции, является гарантом спокойствия и уравновешивания психики.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избы-
точной нервной возбудимости, агрессии, улучшают межличностные отношения, способствуют росту доброжелательности во взаимоотношениях, улучшают общее чувство гармонии и ритма.
Игры и игровые упражнения для мелкой моторики рук способствуют развитию миелинизации нервных волокон. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком.
Каждый палец руки имеет представительство в коре больших полушарий головного мозга. Испытывая нагрузку, мелкая мускулатура пальцев развивается, связки укрепляются, становятся более сильными — это важно для правильного развития мозга.
Развитие речевой сферы дошкольников также двигается от телесного уровня (дыхание, артикуляционный аппарат, движения рук и пальцев рук) к самой речи детей (пассивный и активный словарь, связная речь).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность поведения. Практически все игры-упражнения требуют у частя обеих рук, их согласованного действия, посредством чего синхронизируется работа обоих полушарий.
Левое полушарие непосредственно связано с формированием логической структуры высказывания, его грамматическим оформлением. Оно отвечает за правильность и последовательность мыслительных операций, осуществляет операциональный аспект мыслительной деятельности. Правое полушарие обеспечивает формирование замысла высказывания, его целостность, эмоциональную окраску, соответствие мысли действительности.
Таким образом, оба полушария принимают участие в речемыс-лительной деятельности, причем вклад каждого имеет взаимодополняющий характер.
При организации занятий приняты во внимание не только личные возможности детей, но и «зона их ближайшего развития». Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с игровым заданием при некоторой помощи взрослого, причем при повторных проведениях игры эта помощь постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. В связи с этим в занятиях использован принцип повторное игр и игровых упражнений.
Содержание каждого занятия представляет собой определенный замысел, который может быть реализован на двух-трех занятиях. Система развивающих занятий для дошкольников включает возможности вариативного применения ее содержания.
Программа занятий рассчитана на одно занятие в неделю протяжении учебного года в одной микрогруппе. Продолжительность занятия соответствует требованиям программы до-щкольного образования «Пролеска» [12]. Однако, по усмотрению взрослого, занятия или упражнения могут быть более или менее продолжительными в зависимости от индивидуальных возможностей детей, от психологических условий проведения, места психологических занятий в сетке образовательных занятий на неделю, в течение дня. Советы педагогам:
1.При выполнении упражнений объясните детям задание и предложите выполнить его самостоятельно.
2.Если дети затрудняются, помогите им, но ни в коем случае не делайте за детей. Только убедившись, что данное задание детям не под силу, сделайте упражнение вместе с ними.
Свои действия дети могут сопровождать речевой деятельностью, в этомвзрослый не препятствует, а поддерживает речевую активность ребенка.
Методические рекомендации к занятиям
Цель: развитие речемыслительной деятельности детей 3—4
лет через овладение контролем над собственными телесными
действиями.а,
Задачи:
— стимулировать подвижность артикуляционного аппарата и развитие речевого дыхания;
— развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, группировки, сериации и классификации на основе сравнения множеств предметов и явлений по одному признаку; - формировать кинестетический контроль задвижениями во время выполнения действий.
Условия проведения:
Занятия проводятся в достаточно просторном помещении, которое должно быть оснащено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий, оборудовано специальными, соответствующими возрасту детей дидактическими, сюжетно-образными, музыкальными, театральными, спортивными игрушками и игровыми пособиями, крупногабаритными материалами.
Работа с детьми 3—4 лет осуществляется в игровой форме, игровое пространство организуется с использованием 4-х модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой).
В процессе занятия дети должны соблюдать правило: «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».
В ходе работы должен осуществляться индивидуально-типологический подход. С одной стороны, необходим учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, с другой — учет особенностей группы в целом.
Занятия 1—4 являются также диагностическими. Полученная информация поможет скорректировать дальнейшие задания для каждой отдельно взятой группы.
Взрослый должен создавать атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.
Количество участников: 5—7 человек.
Количество занятий: 32 занятия (1 раз в неделю на протяжении учебного года).
Длительность занятий: 15—20 минут.
Структура занятия:
1. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата дошкольников и навыков физиологически правильного дыхания
Блок упражнений включает в себя совместные движения руки и артикуляционного аппарата", «если они пластичны и свободны, помогают активизировать интеллектуальную деятельность детей, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.
После артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным, Дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое. Слабый вдохи выдох приводит к тихой речи. Неправильный толчкообразный вдох — то громкая, то тихая речь. Неравномерное pacпределение воздуха — добор воздуха в середине слова, торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.
Дыхательные упражнения сначала проводятся без речи Упражнения по обучению детей дыхательному управляемому ротовому неречевому выдоху являются подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков.Дыха тельные упражнения могут сочетаться с движениями.
Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (ах-ох-ух). Нагрузка постепенно возрастает за счет увеличения числа повторений и усложнения задания.
На данный блок упражнений во время занятия отводится 5 минут.