Методические рекомендации к занятиям




Предисловие

Задержка в развитии логического мышления и в образовании понятий проистекает непосред­ственно из того, что дети не овладели еще доста­точно языком, этим главным орудием логического мышления и образования понятий.

Л. С. Выготский

В практической работе, дошкольного учреждения часто возни­кает необходимость провести коррекционио-развивающую работу с дошкольниками 3—4 лет. При разработке занятий, обращаясь к психолого-педагогической литературе взрослый сталкивается с отсутствием готовых программ работы с детьми такого возрас­та. В лучшем случае можно найти разрозненные упражнения по развитию сенсорики, воображения, мышления. Этим фактом обусловлен выбор возрастной группы для системы занятий, пред­ставленных в данной книге.

Вместе с тем, чаше всего в дошкольное учреждение дети при­ходят из семьи п возрасте 3-х лет. Основными проблемами у таких детей являются недостатки в развитии мыслительной деятельно­сти и речи, т. к. часто родители довольствуются «жестовой речью > детей, которая иногда прикрывает трудности речевой организа­ции поведения.

Созданные развивающие занятия отнюдь не тождественны тра­диционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-то новыми знаниями или умениями. Смысл представлен­ных занятий в том, чтобы, опираясь на нейрофизиологию человека, а также < -зону ближайшего развития >. продвинуть вперед психи­ческое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное по­ведение, т. с. те психические функции и личностные качества, ко­торые лежат в основе успешного освоения ребенком в будущем собственно учебной программы.

R современной психологии и педагогике о взаимозависимости мышления и речи существуют разные мнения. Так, многие авторы, например А. Н. Корнев. считают: Современные эксперименталь­ные исследования доказали, что существуют разные языки мозга


(К. Прибрам) и часть из них имеет образную основу». Однако во многих теоретических исследованиях, посвященных мышлению и речи человека, эти два процесса представляются как две оборот­ные стороны одного и того же явления. Невозможно развитие мыш­ления без речи и невозможно усвоение речи без мышления. [7]

В своей работе мы придерживаемся точки зрения деятельност-ного подхода в психологии. Основоположниками этого направления являются Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Деятельностный подход основан на разработках великих советских физиологов И. М. Сече­нова и И. П. Павлова, которые указывали на тесную взаимосвязь мышления и речи.

Речемыслительная деятельность — развитие двух взаимозави­симых психологических процессов (мышления и речи) у дошколь­ников в условиях обучения и воспитания. Данная деятельность базируется на принципах развивающего обучения и учитывает особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошколь­ном возрасте.

Для развития мышления используются игры и игровые уп­ражнения, связанные с движениями тела, рук, пальцев, а также игровые упражнения, направленные на формирование операций анализа, синтеза, обобщения.

Телесные упражнения («Я хороший», «Кулачки» и др.) разви­вают межполушарное взаимодействие, эффективно снимают син-кенезии и мышечные зажимы (А. Лоуэн), происходит «чувствова­ние» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. При регулярном выполнении реципкорных движений образуется миелинизация большого количества нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Игровые упражнения для релаксации способствуют расслаб­лению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений. Практика показывает, что воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интел­лектуальной сфер, — его называют «эффектом ненаправленной коррекции», ребенок получает знания о собственном теле. Исполь­зование упражнений активизирует высшие психические функции, является гарантом спокойствия и уравновешивания психики.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зре­ния, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправлен­ные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимо­действие и повышают энергетизацию организма. Систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избы-


точной нервной возбудимости, агрессии, улучшают межличностные отношения, способствуют росту доброжелательности во взаимоот­ношениях, улучшают общее чувство гармонии и ритма.

Игры и игровые упражнения для мелкой моторики рук спо­собствуют развитию миелинизации нервных волокон. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком.

Каждый палец руки имеет представительство в коре больших полушарий головного мозга. Испытывая нагрузку, мелкая муску­латура пальцев развивается, связки укрепляются, становятся бо­лее сильными — это важно для правильного развития мозга.

Развитие речевой сферы дошкольников также двигается от те­лесного уровня (дыхание, артикуляционный аппарат, движения рук и пальцев рук) к самой речи детей (пассивный и активный словарь, связная речь).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, раз­вивают самоконтроль и произвольность поведения. Практически все игры-упражнения требуют у частя обеих рук, их согласован­ного действия, посредством чего синхронизируется работа обоих полушарий.

Левое полушарие непосредственно связано с формированием ло­гической структуры высказывания, его грамматическим оформлени­ем. Оно отвечает за правильность и последовательность мыслитель­ных операций, осуществляет операциональный аспект мыслительной деятельности. Правое полушарие обеспечивает формирование за­мысла высказывания, его целостность, эмоциональную окраску, соответствие мысли действительности.

Таким образом, оба полушария принимают участие в речемыс-лительной деятельности, причем вклад каждого имеет взаимодо­полняющий характер.

При организации занятий приняты во внимание не только личные возможности детей, но и «зона их ближайшего развития». Основ­ным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с игровым заданием при некоторой помощи взрослого, причем при повторных проведениях игры эта помощь постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. В связи с этим в занятиях исполь­зован принцип повторное игр и игровых упражнений.

Содержание каждого занятия представляет собой опреде­ленный замысел, который может быть реализован на двух-трех занятиях. Система развивающих занятий для дошколь­ников включает возможности вариативного применения ее содержания.


Программа занятий рассчитана на одно занятие в неделю протяжении учебного года в одной микрогруппе. Продолжи­тельность занятия соответствует требованиям программы до-щкольного образования «Пролеска» [12]. Однако, по усмотрению взрослого, занятия или упражнения могут быть более или ме­нее продолжительными в зависимости от индивидуальных воз­можностей детей, от психологических условий проведения, места психологических занятий в сетке образовательных занятий на неделю, в течение дня. Советы педагогам:

1.При выполнении упражнений объясните детям задание и пред­ложите выполнить его самостоятельно.

2.Если дети затрудняются, помогите им, но ни в коем случае не делайте за детей. Только убедившись, что данное задание детям не под силу, сделайте упражнение вместе с ними.

Свои действия дети могут сопровождать речевой деятельностью, в этомвзрослый не препятствует, а поддерживает речевую активность ребенка.

 

 

Методические рекомендации к занятиям

Цель: развитие речемыслительной деятельности детей 3—4
лет через овладение контролем над собственными телесными
действиями.а,

Задачи:

— стимулировать подвижность артикуляционного аппарата и развитие речевого дыхания;

— развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, группировки, сериации и классификации на основе сравнения множеств предметов и явлений по одному признаку; - формировать кинестетический контроль задвижениями во время выполнения действий.

Условия проведения:

Занятия проводятся в достаточно просторном помещении, которое должно быть оснащено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для по­собий, оборудовано специальными, соответствующими возрасту детей дидактическими, сюжетно-образными, музыкальными, театральными, спортивными игрушками и игровыми пособиями, крупногабаритными материалами.

Работа с детьми 3—4 лет осуществляется в игровой фор­ме, игровое пространство организуется с использованием 4-х модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой).

В процессе занятия дети должны соблюдать правило: «Поль­зуйся всеми свободами, но не мешай другим».

В ходе работы должен осуществляться индивидуально-типологический подход. С одной стороны, необходим учет инди­видуально-типологических особенностей каждого ребенка, с дру­гой — учет особенностей группы в целом.

Занятия 1—4 являются также диагностическими. Получен­ная информация поможет скорректировать дальнейшие задания для каждой отдельно взятой группы.

Взрослый должен создавать атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.


Количество участников: 5—7 человек.

Количество занятий: 32 занятия (1 раз в неделю на протя­жении учебного года).

Длительность занятий: 15—20 минут.

Структура занятия:

1. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппа­рата дошкольников и навыков физиологически правильного дыхания

Блок упражнений включает в себя совместные движения руки и артикуляционного аппарата", «если они пластичны и свободны, помогают активизировать интеллектуальную деятельность детей, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.

После артикуляционных упражнений целесообразно прово­дить упражнения для развития речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным, Дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое. Слабый вдохи выдох приводит к тихой речи. Неправильный толчкообразный вдох — то громкая, то тихая речь. Неравномерное pacпределение воздуха — добор воздуха в середине слова, торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.

Дыхательные упражнения сначала проводятся без речи Упражнения по обучению детей дыхательному управляемому ротовому неречевому выдоху являются подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков.Дыха тельные упражнения могут сочетаться с движениями.

Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (ах-ох-ух). Нагрузка постепенно возрастает за счет увеличения числа повторений и усложнения задания.

На данный блок упражнений во время занятия отводится 5 минут.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: