Общая стоимость Программы на период с 2008 года по 2012 год прогнозируется принять из федерального бюджета Российской Федерации составляет 85 млн. рублей, в том числе по годам:
год - 12,8 млн. руб., 2009 год - 16,1 млн. руб., 2010 год - 17,5 млн. руб., 2011 год - 18,7 млн. руб., 2012 год - 19,9 млн. руб.
Из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы планируется привлечь и направить за 5 лет всего 147,7 млн. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 24,7 млн. руб., 2009 год - 28,8 млн. руб., 2010 год - 28,9. руб., 2011 год - 31,4 млн. руб., 2012 год - 33,9 млн. руб.
Из внебюджетных источников предусматривается привлечь 120,8 млн. рублей за пять лет.
Распределение средств федерального бюджета по мероприятиям Программы и годам ее реализации приведены в Приложении 11.
3.2 Развитие форм государственного регулирования и рыночных регуляторов развития сельского хозяйства
Необходимость трансформации аграрной сферы как открытой системы, активно взаимодействующей с экономикой страны в целом, в рыночных условиях очевидна. При этом специфика данной сферы предопределяется, с одной стороны, инерционностью размещения материальных факторов, а с другой стороны - динамичностью и неопределенностью экономических условий.
В период экономического оживления в АПК, начавшегося в 2000 году и продолжающегося в 2008 году, стало очевидно, что именно через активное проведение государственной политики модернизации аграрной сферы возможно преодоление последствий затяжного аграрного кризиса, стабилизация ситуации и активное продвижение реформ.
Особая роль в системе рыночных регуляторов развития сельского хозяйства принадлежит экономической интеграции.
Формирование интегрированных структур в агропромышленном комплексе - одно из важнейших направлений стратегии его развития.
|
Задача органов государственного управления - законодательное обеспечение деятельности интегрированных фирм, экономическое стимулирование их формирования, стартовая поддержка. Это предполагает решение вопросов о консолидации и передаче в траст пакетов акций перерабатывающих предприятий, закрепленных за сельскими товаропроизводителями, регламентацию порядка их формирования, принятие мер по стимулированию деятельности.
С созданием межрайонных интегрированных формирований холдингового типа возникают проблемы в области организации управления отраслью на районном муниципальном и областном региональном уровнях. Уже сейчас можно констатировать, что государственные органы управления на региональном уровне и органы местного самоуправления практически отстранены от выполнения присущих им функций по отношению к интегрированным структурам. Необходим поиск механизма взаимоотношений агрохолдингов с региональными и местными органами управления.
Процесс воссоздания взаимных экономических и производственно - технологических связей на новых принципах идет медленно. При этом нам нельзя копировать формы интеграции, сложившейся на Западе. Необходимо искать новые, наиболее приемлемые для наших условий пути, решения, подходы к созданию эффективных структур и совершенствовать уже действующие, разрабатывать механизмы хозяйствования и системы управления, обеспечивающие повышение эффективности их деятельности.
В интересах дальнейшего развития интеграционных процессов повышения эффективности управления, АПК следует поощрять и распространять положительный опыт работы перерабатывающих и других предприятий, которые выступают в качестве интеграторов и инвесторов по отношению к сельхозтоваропроизводителям, оказывают им на взаимовыгодных условиях материально-техническую, финансовую поддержку, предотвращают их банкротство путем слияния или присоединения.
|
Очень важно, что в таких интегрированных формированиях распределение прибыли от продажи конечной продукции осуществляется между сельхозтоваропроизводителями, переработчиками и торговлей на договорной основе с учетом затрат, понесенных на каждой стадии технологической цепочки, или путем установления коэффициентов цен на конечную продукцию и сельскохозяйственное сырье.
В сфере освоения новых технологий и диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий может быть использована кооперация как форма международного разделения труда, консорциумы, транснациональные корпорации, международные финансово-промышленные группы, международные технопарки и инкубаторы инвестиционного бизнеса, международные центры подготовки кадров.
Развитие форм хозяйствования - объективная необходимость, обусловленная социально-экономическими и научно-техническими предпосылками прогресса, при этом следует уделять внимание малому бизнесу - фермерским хозяйствам и личным подсобным хозяйствам, ведь этот «микробизнес» производит около 50% молока и 50% мяса. Государство должно поддерживать всех сельских собственников и товаропроизводителей. Именно поэтому Минсельхоз России предлагает принять программу поддержки малого предпринимательства на селе, чтобы создать кредитные и потребительские кооперативы для фермеров, довести банковские кредиты до личных подворий, помочь малому бизнесу с техникой и, наконец, организовать цивилизованный сбыт продукции.
|
Цель государственного регулирования - дать импульс внутренним факторам развития АПК, вызвать кумулятивный процесс. Отсюда можно выделить следующие узловые проблемы создания эффективной системы государственного управления АПК.
Первая - определение и четкое разграничение управления на всех уровнях, включая непосредственно товаропроизводителей с учетом их организационно-правового статуса: государственные предприятия, кооперативы, акционерные общества, фермерские хозяйства и т.д.
Вторая - создание новой системы хозяйственного управления, соответствующей условиям рынка и учитывающей рациональное сочетание всех видов управления АПК: государственное, хозяйственное и муниципальное.
Стратегическое направление государственной экономической политики в АПК должно быть ориентировано на достижение следующих перспективных целей:
обеспечение устойчивых темпов экономического роста и научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и зарубежном рынках, эффективная интеграция в зарубежные хозяйственные связи;
достижение качества жизни населения (в том числе сельского), соответствующего стандартам экономически развитых стран.
В современных условиях формирование и практическая реализация государственной аграрной политики могут осуществляться только на базе систематизированных знаний. Такая политика должна учитывать комплекс основных теоретических и методологических положений, связанных с сущностью и содержанием инновационных процессов, особенностями и закономерностями в сельском хозяйстве в условиях рыночных отношений и реформирования отрасли. Базис этих знаний аграрная наука. Она же в свою очередь является органической составной частью всего агропромышленного комплекса. В то же время степень влияния аграрной науки на сельское хозяйство зависит от объемов вовлечения в оборот результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а не от достигнутых результатов научных исследований.
К сожалению, эти акценты нередко смещаются, а то и вовсе не учитываются. В рыночных условиях следует исходить, прежде всего, из принципа первичности объективных интересов и потребностей агропромышленного производства в качественном усилении научного обеспечения его отраслей, а не из потребностей науки в саморазвитии, как это было раньше. Другими словами, запросы производства должны быть основой, фундаментом всей системы научного обеспечения АПК. При этом надо учитывать, что в ближайшее время аграрная наука не может рассчитывать на существенное увеличение государственного финансирования. Поэтому необходимо ориентироваться на отработку механизма встраивания науки в структуру аграрных рынков на коммерческой основе. Конечно, на рынке научная продукция может быть реализована только при наличии соответствующего спроса. Вот почему научным организациям следует больше внимания уделять совершенствованию связей с практиками, органами управления АПК на местах. Необходимо устранить такой парадокс, когда наука периодически разрабатывает концепции развития агропромышленного комплекса, а на разработку концепции развития самой науки, научного обеспечения АПК никак не решается.
3.3 Использование опыта ЕС в развитии сельского хозяйства
В условиях стабилизации экономики АПК и намеченных перспектив его развития на первый план выходят уже не задачи выживания, характерные для кризисной ситуации 90-х годов 20-го века, а задачи роста эффективности экономики, повышения конкурентоспособности производимой продукции, развития сельских территорий и существенного улучшения уровня жизни населения страны.
Эффективным инструментом решения этих задач, как показывает мировой опыт и опыт стран Европейского союза, является переход на кластерные инновационные технологии экономического развития.
В настоящее время большинство субъектов РФ в качестве стратегических задач определили реализацию кластерной политики, в том числе в АПК.
Кластерная теория в области экономического развития стала активно формироваться в конце 70-х годов 20-го века. Большой вклад в ее создание внес профессор Гарвардской экономической школы - Майкл Портер, который определил кластер, как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластеры порождают эффект системы или синергический эффект.
Важнейшими естественными предпосылками для формирования кластеров в сельском хозяйстве России является то, что сельхозорганизации, личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства и другие специализированные организации в целом размещаются на определенной территории и в некотором смысле уже представляют кластер.
Однако некоторые российские экономисты, оценивая суть и перспективность теоретической модели кластеров, выражают сомнения на их реализацию в российской экономике, в частности в сельском хозяйстве, так как не созданы главные условия для кластерного развития, касающиеся материально-технической базы, трудовых ресурсов, использования инноваций, уровня жизни населения, закрытости бизнеса, незащищенности прав собственника, несовершенства законодательства и других. Согласие с этим утверждением, тем не менее, не отменяет объективную потребность в развитии сельского хозяйства России. Представляется, что в качестве основы для долговременного и эффективного развития сельского хозяйства следует принять суть идеи создания кластеров, которая состоит в наращивании системности уже имеющихся в сельском хозяйстве пусть еще слаборазвитых групп на основе применения инновационных технологий.
Реализация кластерной модели позволит:
использовать имеющиеся в сельском хозяйстве местные ресурсы;
производить высокоценные биоресурсы;
превратить сельское хозяйство в замкнутую экологическую систему;
индустриализировать отрасль;
обеспечить широкомасштабное финансирование в рамках национальных проектов;
диверсифицировать сельхозпроизводство;
создать социальную инфраструктуру.
К настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономики ведущих стран ЕС, где за основу принята шотландская модель кластера, при которой «ядром» совместного производства является крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы.
Существует также итальянская модель - пример обувного кластера. Блестящим примером успешной стратегии, опирающейся на кластерные принципы, является Финляндия - здесь создан лесопромышленный кластер, в который входят предприятия по производству древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического оборудования, его ядром являются целлюлозно-бумажные комбинаты, расположенные в радиусе 90 км. друг от друга.
В Дании разработаны инновационные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности, действуют 29 кластерных систем. В Германии успешно функционируют биохимические кластерные системы, Во Франции производственно- винодельческие кластеры.
Каждая страна или регион имеет собственный профиль специализации, поэтому в кластерной стратегии основной акцент, как правило, делается на конкуренцию, поостренную на дифференциации и специализации.
В отличии от многих стран ЕС, в которых реализация кластерных технологий позволила им занять лидирующие позиции на мировом рынке, в России, к сожалению, отсутствует даже государственная концепция кластерной политики. Это обстоятельство, является одной из основных причин спонтанного формирования организационных структур и технологий, выдаваемых за кластерные, хотя в действительности таковыми не являются.
Привнося в теоретическую идею кластера по М. Портеру инновационные технологии можно формировать российскую модель агропромышленных кластеров. Примером может служить разработка модели под руководством А.С. Хухрина, кандидата экономических наук ВНИЭТУСК, А.А. Примака, Генерального директора ООО «Вельтмейстер», которые предлагают модель производственно-экологического кластера (ПЭК) в области безотходного сельскохозяйственного производства, направленного на защиту окружающей среды.
Конкурентные преимущества российской экономики, в том числе в АПК, должны формироваться, прежде всего, на уровне отдельных регионов. Именно регионы, обеспечивая экономическое развитие на своей территории, повышают и укрепляют конкурентоспособность страны. Для того чтобы достичь этого, на смену устаревшим подходам должны прийти новые технологии управления региональным развитием. Одной из таких технологий является кластерный подход, основанный на преодолении узко отраслевого видения экономики региона, экономики муниципального образования и переходе к комплексному использованию потенциала развития территории.
Таким образом, кластер можно рассматривать как институциональное соглашение о сотрудничестве между владельцами факторов производства с одной стороны и организациями сферы государственного управления, услуг и науки с другой, обусловленное их географическим скоплением на определенной территории с целью повышения конкурентоспособности посредством снижения трансакционных издержек и синергетического эффекта.
Для Краснокутского муниципального образования, находящегося в условиях реструктуризации экономики, актуально формирование инфраструктуры поддержки и создания цивилизованных условий для развития предпринимательства и бизнеса. Поскольку сейчас муниципалитетам предоставлена действительная экономическая самостоятельность, то федеральные и региональные органы власти, а также отдельные предприятия и организации пытаются искать новые формы интеграционных партнерских производственных и финансово-экономических отношений.
Консолидация усилий по интеграции, в частности и на межотраслевом уровне, создание системы, способствующей реализации Краснокутской сельхозпродукции на рынках других регионов, обеспечивающей приток необходимых товаров в наш район, формированию товаропотоков, привлечению инвестиций в район для развития сельхозпроизводства, освоения природных ресурсов - вот главная задача новой интеграционной структуры на основе кластерных принципов.
Идея создания кластерной структуры НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата» имеет в своей основе принцип налаживания "переправы", "мостика" между сельхозпредприятиями, государственными управленческими структурами и рынком. Одним из важных аспектов деятельности является создание общего в межрегиональном пространстве информационного и экономико-правового поля, механизма и инструментов, призванных обеспечить развитие Краснокутской сельхозпромышленности, создание рабочих мест, формирование благоприятных для сельхозпредприятий условий бизнеса, что обеспечит в будущем рост поступлений в муниципальный бюджет. Важнейшей функцией НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата» является помощь субъектам хозяйствования во вхождении в рыночную среду, обучение не умеющих работать в рынке предприятий. Целенаправленная работа сделает продукцию товаропроизводителей нужной и способной удовлетворить рыночный спрос, найдет предприятиям их нишу на рынке.
НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата» послужит Красному Куту разработчиком и исполнителем межотраслевых и межрегиональных проектов, способных дать эффект роста прибыли для ряда отраслей, входящих в комплекс, определяющий стратегические позиции г. Красный Кут.
Результатом работы НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата» станет деятельность Краснокутских предприятий в интенсивном бизнес режиме, рост поступлений в бюджет, увеличение числа рабочих мест. А главное, минимальные за счет масштабов операций трансакционные издержки НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата» взамен огромных и необоснованных наценок массивного слоя мелких посредников, позволят предприятиям Красного Кута выйти на рынок с конкурентоспособными ценами.
4. Компьютерное обеспечение НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата»
Общая характеристика применения программных продуктов
Сегодня многие сельхозпредприятия Саратовского региона находятся в кризисном положении, которое усугубляется возможностью введения внешнего управления или конкурсного производства. Единственным способом избежать этого является объективный анализ допущенных ошибок, разработка антикризисных мероприятий и плана стратегического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Привлечение внешнего финансирования для развития сельхозпредприятий становится сегодня наиболее актуальной задачей. Анализ экономической ситуации в Краснокутском районе показывает, что, несмотря на кризисное состояние экономики сельского хозяйства, создаются определенные предпосылки для прямых инвестиций в сельхозпроизводство. Очевидно, что основой инвестиционного процесса, скорее всего, будет развитие малых и средних сельхозпредприятий, так как риск вложение средств в этот сектор инвестиций значительно ниже, чем финансирование крупных промышленных предприятий.
Для оценки инвестиционной привлекательности сельхозпредприятий и эффективности предполагаемых инвестиций, как правило, требуется группа экспертов, обладающих специальными знаниями в различных областях экономики (маркетинг, финансовый и управленческий учет, инвестиции, налоговое планирование и т.д.). Такими кадрами обладает НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата», которая оказывает консалтинговые услуги сельхозпредприятиям. Стоимость этих услуг сегодня многим сельхозпредприятиям недоступна, поэтому единственной возможностью, самостоятельно, рассчитать и проанализировать инвестиционный проект, провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, для оценки инвестиционной привлекательности сельхозпредприятия, разработать стратегический план развития, с помощью специалистов и использования специальных компьютерных программ, которые в той или иной степени помогают решить поставленные задачи. Основные требования, которые предъявляются к компьютерным программам такого класса:
· проводить ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности с целью определения наиболее слабых мест в деятельности различных подразделений сельхозпредприятия;
· проводить расчет и всесторонний анализ бизнес-плана инвестиционного проекта;
· подготавливать технико-экономическое обоснование кредита, в случае привлечения внешних источников финансирования;
· оценивать влияние внешних факторов и внутренних параметров на общую эффективность проекта;
· проводить сравнительную оценку для отбора наиболее перспективного варианта проекта;
· быстро выполнять все рутинные вычислительные операции;
· на основании расчета и анализа подготавливать документацию по проекту для представления ее потенциальному инвестору или кредитору.
Сегодня на российском рынке существует около десятка компьютерных программ для расчета и сравнительного анализа инвестиционных проектов, как отечественных, так и зарубежных. Среди отечественных можно назвать - Project Expert фирмы «ПроИнвест Консалтинг», Инвестор фирмы «Инэк», Альт-Инвест фирмы «Альт» (Санкт-Петербург), Business Plan PL фирмы «Рофэр».
Прежде всего, следует отметить, что сегодня эти программы, кроме их основного предназначения, с успехом используются для разработки финансовой модели и стратегического плана развития промышленных предприятий, что особенно актуально в условиях экономического кризиса.
Основными критериями для сравнения программных продуктов являлись:
функциональные возможности
· использование современной методики расчета, основанной на имитационной модели денежных потоков;
· комплексный подход к решению различных аспектов инвестиционного проектирования (ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности, планирование инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, сравнительный анализ и т.п.);
· детальное описание параметров проекта (шаг и горизонт расчета, номенклатура продукции т.п.);
· возможность описания экономического окружения (инфляция, курс валют, налоги и т.п.);
· аналитические возможности (полнота набора показателей эффективности инвестиций, финансовых и производственных показателей);
· оформление результатов.
эксплутационные и технические характеристики
· совместимость с операционными системами;
· возможность передачи данных в стандартные приложения MS Excel и MS Word;
· язык программирования, требования к аппаратному обеспечению.
интерфейс
· простота и скорость ввода данных;
· указатель ошибочных действий пользователя при вводе данных;
· многооконный режим ввода данных и отображения результатов;
· наглядность результатов;
· графика.
«закрытость» пакета
· этот термин означает невозможность изменения пользователем формул и алгоритмов, по которым происходят вычисления в программном пакете. К «закрытым» следует отнести пакеты, написанные на каком-либо языке программирования, к «открытым» - пакеты, написанные на базе электронных таблиц, где пользователь имеет возможность изменить алгоритм расчета. «Закрытость» пакета может быть как достоинством, так и недостатком в зависимости от целей, которые стоят перед инвестором или реципиентом. Квалифицированные пользователи могут создавать довольно сложные и разнообразные сценарии реализации проекта, используя гибкие возможности открытой системы. В то же время такие возможности пакета несут в себе угрозу ошибок. Отметим, что в «закрытых» пакетах возможность ошибок часто возникает из-за неправильного понимания пользователем возможностей пакета и экономического смысла проводимых действий (отсутствует возможность проследить по каким формулам проводится расчет, отсутствует контекстная и смысловая помощь по различным таблицам или показателям).
· под этим термином понимается наличие все перечисленные выше требований, которые входят в цену одной программы по прайс-листу фирмы. Если для получения требуемых свойств необходимо дополнять программу дополнительными модулями, которые естественно требуют дополнительных затрат, то это будет оговариваться отдельно, чтобы поставить все программы в одинаковые условия. По этой причине производится оценка по показателю «функциональные характеристики/цена».
В данное время разработано достаточно большое количество отечественного специализированного программного обеспечения для стратегического планирования.
Программа PROJECT EXPERT 6 Professional
Функциональные возможности
Программа построена на современных подходах по расчету и анализу инвестиционных проектов, в основе которых, лежат принципы международного стандарта бухгалтерского учета. Расчеты показателей эффективности инвестиций осуществляются на основе имитационной модели денежных потоков.
Программа методически разрабатывалась в приближении к западным стандартам бухгалтерского учета. Особенно отчетливо это видно на стартовом балансе, который представляет собой упрощенную форму западных стандартов. Это сильно затрудняет использование стандартных отечественных форм бухгалтерской отчетности для проведения, в особенности, ретроспективного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Фирма выпустила дополнительный модуль (программу) Audit Expert, который использует в качестве входной информации отечественные формы бухгалтерской отчетности, проводит финансовый анализ и рейтинг предприятий. Что касается описания инвестиционной и операционной деятельности, то тут программа представляет пользователю широчайшие возможности - календарный план, который, надо отнести к достоинствам данной программы, программа продаж каждого вида продукции с учетом сезонности, условий поставок и оплаты; программа производства подробно позволяет описать объем выпускаемой продукции, нормы расхода каждого вида сырья на единицу продукции, описать приобретение материальных ресурсов, учет затрат на персонал и общие издержки производства.
Очень подробно описана финансовая деятельность, включающая в себя формирование акционерного капитала и привлечение заемных средств, возможность оптимизации подбора размера заемных средств в зависимости от остатка денежных средств на счете. Имеется возможность управления собственным капиталом посредством инвестиционных вложений - размещения временно свободных денежных средств в альтернативные проекты, которые также могут быть оптимизированы. Распределение прибыли, и налоговые льготы позволяют определить доходность акций и корректно рассчитать налогооблагаемую базу.
Определенным недостатком программы можно считать отсутствие возможности создавать варианты проекта на любой стадии его разработки и проводить сравнительный анализ по всему набору показателей, имеющихся в программе.
Программа отличается большой гибкостью при описании параметров проекта. Горизонт расчета проекта может достигать 100 лет с шагом расчета 1 месяц. Для каждого из 16000 возможных видов продукции программа позволяет составлять детальный план продаж с учетом различных условий оплаты.
Экономическое окружение включает стандартный набор показателей - курс основной и дополнительной валюты, дифференцированная инфляция по различным видам доходов и затрат, учетные ставки по заемным средствам, налоговое окружение, позволяющее создавать новые налоги с учетом выбранной налогооблагаемой базы.
Аналитическая часть программы представлена подробным перечнем показателей эффективности. Ставка дисконтирования, как и во всех рассматриваемых программах, задается, интегрировано на весь проект. 30 финансовых показателей, рассчитанных на основе рассчитываемых формах баланса и отчета о прибылях и убытках, недостаточно для полной оценки прогнозируемого финансового состояния предприятия. Практически полностью отсутствует анализ операционной деятельности, что затрудняет использование программ для постановки управленческого учета. К достоинствам анализа можно отнести расчет точки безубыточности по каждому виду продукции.
Несомненным достоинством программы является прекрасный генератор отчетов для формирования результатов по проекту. Стоит выделить четкую структуру бизнес-плана с подробным текстовым описанием всех этапов разработки проекта. Программа позволяет составлять отчет на нескольких иностранных языках. В программе документы формируются в соответствии с зарубежными требованиями, и как отмечалось, несколько упрощены.
Эксплутационные и технические характеристики.
Программа работает под Windows 95, 98, NT и является самостоятельной программой, не требующей для своей работы запуска вспомогательных приложений. Программа обеспечивает передачу отчетов в MS Word, возможность копирования итоговых таблиц в MS Excel и другие электронные таблицы. В последней версии появилась возможность формирования документов в формате HTML для публикации отчетов в Интернет. Требования к аппаратному обеспечению достаточно непритязательны.
Интерфейс
Программу отличает тщательно продуманный интерфейс, который сегодня, несомненно, выгодно отличается от всех других программ. Ввод данных осуществляется вручную во всех блоках программ, хотя имеется ряд функций позволяющих автоматизировать ввод данных по периодам. Следует отметить наличие графических способов ввода данных, что делает эту операцию менее утомительной.
Множество модальных окон, в которые вводится информация и отсутствие многооконного режима, затрудняет работу с программой, так дополнительно требуется пересчет после внесения каждого изменения. Определенным недостатком является отсутствие предупреждения пользователю о некорректно внесенной информации или иной ошибке.
Программа могла бы иметь более привлекательный графический пакет, который не позволяет достаточно наглядно представлять полученные результаты.
«Закрытость» пакета
Программа относится к классу так называемых «закрытых» программ и является наиболее типичным ее представителем. Проследить алгоритм расчета выходных таблиц и показателей практически невозможно, так как ввод данных осуществляется во множестве вложенных таблиц и окон, многие из которых являются модальными и, естественно, не позволяют одновременно работать с несколькими окнами. Однако надо сказать, что к программе имеется очень хорошее руководство пользователя, в котором подробно изложена техника работы с программой и описана методика расчета всех показателей.
Стоимость программы
Несетевая версия программы стоит $ 1700 с учетом НДС. Для последующего анализа с другими программами здесь необходимо указать цену на другую программу фирмы, о которой упоминалось выше. Эта программа предназначена для проведения финансового анализа и составляет вместе с основной программной многофункциональный комплекс для решения всех задач инвестиционного проектирования. Цена Audit Expert Professional - $ 1500.
5. Экономическая оценка эффективности деятельности НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата»
Экономическая оценка на основе методики ситуационного анализа
Оценку эффективности деятельности НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата» можно провести при помощи:
. Матрицы БКГ (Бостон консалтинг групп).
. Методологии PEST-анализа, то есть исследования макросреды организации:
политического окружения
экономического окружения
социального окружения
технологического окружения.
. SWOT - анализа, т.е сильных и слабых сторон организации.
Проанализируем с помощью матрицы БКГ стратегию хозяйственного портфеля НП ФКЦ «Краснокутская сельскохозяйственная палата» для этого нам необходимы:
Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков
№п.п СХП | Объем продаж организации в тыс.ед | Объем продаж ведущего конкурента тыс.ед. | Емкость (размер) рынка в тыс.ед. | Темп роста рынка в % |
113,5 | ||||
13 200 | 96,1 | |||
108,2 | ||||
107,3 | ||||
113,7 | ||||
101,8 | ||||
111,1 | ||||
104,5 | ||||
99,2 | ||||
103,7 |
Экспертные оценки привлекательности рынков
№ п.п. СХП | Размер и темп роста рынка | Качество рынка | Конкурентная ситуация | Влияние внешней среды |
Экспертные оценки конкурентных позиций СХП
№ п.п. СХП | Относительная позиция на рынке | Относительный потенциал производства | Относительный потенциал НИОКР | Относительный потенциал персонала |
Расчет показателей для построения матрицы БКГ
№ п.п. СХП | Доля рынка | Доля рынка | Доля рынка конкурента | Темпы роста % | Доля на рынке (сегмент). |
0.24 | 0.8503311261 | 0.282242991 | 3.014 | 0.8503311261 | |
0.23 | 0.7000230572 | 0.328560606 | 2.134 | 0.7000230572 | |
1.082 | 0.1444457005 | 0.209949239 | 0.688 | 0.1444457005 | |
1.073 | 1.2492401220 | 0.999027245 | 1.250 | 1.2492401220 | |
1.137 | 0.9912912680 | 0.896453432 | 1.106 | 0.9912912680 | |
1.018 | 1.2025974030 | 0.801034568 | 1.500 | 1.2025974030 | |
1.111 | 1.0996563570 | 0.059590317 | 1.845 | 1.0996563570 | |
1.045 | 1.0003466200 | 0.377019949 | 2.652 | 1.0003466200 | |
0.992 | 0.9033180000 | 0.789576444 | 1.144 | 0.9033180000 | |
1.037 | 0.1800082300 | 0.106999664 | 1.698 | 0.1800082300 |
Рис. 5.1 Матрица БКГ
При анализе положения отдельных СХП в портфеле было выявлено следующее:
Согласно матрице БКГ к звездам относятся 4, 6, 7, 8 СХП. К собакам относятся 2 и 9 СХП, к трудным детям относятся 1, 3, 5, 10 СХП, ни одна СХП не находится в области дойных коров.
СХП: по матрице БКГ оно относится к «трудным детям». Как правило, к трудным детям относятся товары, находящиеся на начальной стадии жизненного цикла и обещающие высокие темпы роста рынка, однако мы видим, что привлекательность данного рынка не велика и конкурентные позиции не высоки.
Таким образом, очевидно данный СХП не станет «звездой» и не будет приносить прибыли. Т.е. его инвестиционная привлекательность весьма низка.
СХП: по матрице БКГ относится к «собакам» и менее всего привлекателен для вложения в него инвестиций. Как правило, такие товары находятся на стадии спада жизненного цикла, а, следовательно, пока они приносят прибыль следует её инвестировать в "трудных детей" и "звезд", при окончательном затухании спроса товар убирается с рынка.