Национальное своеобразие воспитания
Разработчики: Е.П.Белозерцев, И.А.Ильин, Б.А.Сосновский. Особенности:
· - обеспечивается право личности на самостоятельное этническое и культурное развитие
· - идет освоение культурного наследия своего народа
· - закладываются основы полноправной жизни нации
· - преодолеваются националистические проявления в обществе
· - гармонизируются образовательные интересы личности, этноса, общества, многонационального государства
· - достигается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.
Содержание национального воспитания включает в себя 3 взаимосвязанных компонента:
· компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю национальной культуры
· компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями другими культурами России
· компонент, позволяющий гражданину России включаться в современные мировые цивилизационные процессы
Фундаментальные положения теории национального воспитания:
· основы личности закладываются в семье, поэтому воспитательная работа школы должна быть тесно связана с семейным воспитанием;
· базовые личностные качества (ответственность, воля, характер) воспитываются в ходе установления взаимной заботы в общем деле взрослых и детей;
· духовная самоотдача, служение людям, милосердие воспитываются как естественное состояние души;
· духовные потребности личности воспитываются средствами народного творчества: сказок, песен, обрядов, пословиц, поговорок;
· личность воспитывается в процессе приобщения к труду взрослых, освоения народных ремесел;
· совместное общение детей и взрослых в игровой деятельности: серьезное отношение взрослых к детской игре, освоение народных игр, изготовление игрушек.
Классификация методов воспитания
Название | Особенности | |||
Методы формирования сознания личности | ||||
Убеждение | разумное доказательство нравственной позиции, оценки происходящего. | |||
Рассказ | яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий. | |||
Объяснение | изложение, основанное на использовании логически связанных умозаключений. | |||
Разъяснение | влияние на сознание и чувства, закрепляет новые качества и формы поведения. | |||
Внушение | воздействие на подсознание или личность в целом, установки и мотивы деятельности, характеризуется некритичностью восприятия. | |||
Увещевание | обращение к чувствам достоинства или возбуждения стыда, покаяния и т.д. | |||
Этическая беседа | последовательное обсуждение событий с участием воспитателя и воспитанника. | |||
Диспут | живой, горячий спор на разные темы. | |||
Пример | конкретные образцы для подражания, формирующий сознание, чувства. | |||
Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. | ||||
Упражнение | многократное выполнение требуемых действий, доведение до автоматизма. | |||
Приучение | интенсивно выполняемое упражнение. | |||
Требование | влияние, стимулирующее или тормозящее определенную деятельность. | |||
Поручение | влияние, развивающее необходимые качества, приучающее к положительным поступкам. | |||
Создание воспитывающих ситуаций | организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. | |||
Методы стимулирования поведения и деятельности. | ||||
Поощрение | выражение положительной оценки действий. | |||
Наказание | метод, который должен предупреждать нежелательные поступки. | |||
Соревнование | метод, направленный на удовлетворение естественной потребности в соперничестве и лидерству. | |||
Виды педагогических взаимодействий
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений:
· педагогические отношения (субъект-объектные и субъект-субъектные парные взаимодействия воспитателей и воспитанников);
· взаимные отношения (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);
· предметные отношения (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);
· отношения к самому себе.
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений предполагает :
· определенную инструментовку педагогических требований
· опора на общественное мнение коллектива
· адекватные оценки знаний, умений, навыков, поведения учащихся
Логика воспитательного процесса
· Определение личностной перспективы ребенка.
· Демонстрация ребенку групповой поддержки.
· Статусное перемещение и организация успеха.
· Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции.
· Разработка и реализация программ коррекции воспитания.