Ценности и духовная жизнь




Самый прекрасный звук

Необразованный пожилой мужчина первый раз своей жизни приехал в город. Он вырос в отдаленной горной деревне, много работал, чтобы поставить детей на ноги, а теперь, впервые посещая современные дома своих детей, он радовался.

Однажды, когда ему показывали город, ста­рик услышал звук, который болезненно резанул ему слух. В своей тихой горной деревушке он никогда не слышал такого ужасного шума, и он настоял на том, чтобы найти его источник. Идя на саднящий звук, старик пришёл к расположенной в задней части какого-то дома комнате, где маленький мальчик учился играть на скрипке.

«Скрип! Царап!» - издавала диссонирую­щие звуки стонущая скрипка.

Когда сын сообщил отцу, что эта вещь назы­вается «скрипка», тот решил, что никогда не за­хотел бы услышать такую ужасную вещь снова.

На следующий день в другой части города пожилой мужчина услышал звук, который, каза­лось, ласкал его старческие уши. Он никогда не слышал такой чарующей мелодии в своей окру­жённой горами долине, поэтому он решил не­пременно выяснить, откуда исходит эта музыка. Следуя по направлению к источнику этих вос­хитительных звуков, старик пришёл к располо­женной в передней части дома комнате, где по­жилая дама, истинный музыкант, исполняла со­нату на скрипке.

Тотчас же старик осознал свою ошибку. Тот ужасный звук, который он слышал день назад, происходил не по вине скрипки и даже не по вине мальчика. Он значил только то, что юному музыканту ещё предстояло научиться хорошо владеть своим инструментом.

С мудростью, присущей простому нарду, старик подумал, что таким же образом обстоит дело и с религией. Если мы сталкиваемся с религиозным энтузиастом, разжигающим так много вражды из-за своих убеждений, то неправильно осуждать в этом само вероучение. Это означает только, что новичку ещё предстоит хорошенько изучить свою религию. Если мы сталкиваемся со святым человеком, маэстро своей религии, эта встреча оказывается такой сладкозвучной, что вдохновляет нас на многие годы, в чём бы ни за­ключались верования этого святого.

Но это ещё не конец истории.

На третий день в другой части города старик услышал другой звук, превосходящий по своей красоте и чистоте даже тот, который издавала скрипка маэстро. Как вы думаете, что это был за звук?

Он был прекраснее звука горного водопада весной, осеннего ветра, несущегося через лесную рощу, и пения горных птиц после проливного дождя. Это было даже красивее тишины в горных ложбинах безветренной зимней но­чью. Что это был за звук, который тронул сердце пожилого мужчины сильнее, чем что-либо прежде?

Это был большой оркестр, исполняющий симфонию.

Причина, по которой этот оркестр издавал самые прекрасные, по мнению старика, звуки в мире, заключалась, во-первых, в том, что каждый участник этого оркестра был мастером своего инструмента; во-вторых, они пош­ли дальше и научились играть гармонично все вместе.

«Может быть, так же происходит и в рели­гии, - подумал старик. - Пусть каждый из нас благодаря урокам, которые даёт нам жизнь, по­знает доброе сердце нашей веры. Пусть каждый из нас станет виртуозом любви в своей рели­гии. Тогда, хорошо узнав свою религию, пусть мы пойдём дальше и научимся, подобно музы­кантам оркестра, трудиться в гармонии вместе с другими религиями!»

Такой звук был бы самым прекрасным.

Что в имени моём?

Согласно нашей религиозной традиции, чело­век, становясь буддийским монахом, получает новое имя. В монашестве меня зовут Брахмавамсо, но, поскольку это имя слишком длинное, обычно его сокращают до Брахм. Теперь все зо­вут меня этим именем, кроме моей мамы. Она по-прежнему называет меня Питером, и я вся­чески защищаю её право поступать так.

Однажды во время телефонного разговора человек, приглашавший меня посетить межрелигиозную церемонию, попросил, чтобы я произнёс по буквам своё имя. Я ответил:

 

Б – буддисты;

Р — римско-католическая церковь;

А — англиканцы;

X — хинду

М — мусульмане.

Я получил такой положительный отклик, что теперь, как правило, именно таким образом диктую по буквам своё имя, именно в этом заключается истинное значение моего имени.

 

Сила пирамиды

Летом 1969 года, сразу после моего восемнад­цатилетия, я с большим наслаждением отпра­вился получать свой первый опыт странствий по тропическим джунглям. Я путешествовал по полуострову Юкатан в Гватемале в поисках не­давно обнаруженных пирамид исчезнувшей ци­вилизации майя.

В те времена это было сложное путешествие. Мне понадобилось потратить три или четыре дня на преодоление расстояния в несколько со­тен километров от города Гватемала до разру­шенного храмового комплекса, известного как

Я двигался на промасленных рыбацких лодках вверх по узким рекам в тропических лесах, вниз по петляющим немощёным дорогам, опасно балансируя на крышах тяжело гружен­ых грузовиков. На грохочущих разваливаю­щихся рикшах я пробирался маленькими тропинками в джунглях. Это была отдалённая, бед­ная и нетронутая область.

Когда я наконец прибыл к обширному ком­плексу заброшенных храмов и древних пи­рамид, со мной не было ни гида, ни книги- путеводителя, которые рассказали бы мне о значении этих впечатляющих каменных мону­ментов, направленных в небо. Вокруг не было никого. Так что я начал взбираться на одну из высоких пирамид.

Достигнув вершины, я внезапно понял смысл и духовное назначение этих пирамид.

Предыдущие три дня я странствовал исклю­чительно по джунглям. Дороги, тропинки и реки были похожи на тоннели, ведущие сквозь гу­стую растительность. Над любым новым путём сообщения джунгли быстро создавали потолок. В течение многих дней я не видел горизонта. В действительности у меня не было совсем ни­какой возможности смотреть вдаль. Я находил­ся в джунглях.

Взобравшись на вершину пирамиды, я оказал­ся над неразберихой и беспорядком джунглей. Я не только мог увидеть своё местонахождение на развернувшейся передо мной, подобно кар­те. панораме, но и мог теперь смотреть во всех направлениях - между мной и бесконечностью не было никаких преград.

Я стоял там, как на вершине мира, и представлял, что бы мог испытывать здесь молодой индеец майя, рождённый и выросший в джунглях, вся жизнь которого проходила в тропических лесах. Я вообразил этих людей, участвующих религиозном обряде посвящения: как впервые в их жизни они спокойно поднимаются к вершине пирамиды, ведомые за руку мудрым святым старцем. Поднявшись над уровнем верхушек деревьев и рассматривая простирающийся и развёртывающийся перед ними собственный мир джунглей, они пристально всматриваются за пределы своей территории, в горизонт и в то, что находится за горизонтом. Тогда вверху и вокруг они видят окружающую их великую пустоту. Когда стоишь на вершине пирамиды, во вратах между небесами и землёй, нет ни лич­ности, ни вещей, ни слов между тобой и бес­конечностью во всех направлениях. Сердце резонирует с поразительной символичностью зрелища. Подобно цветкам, распускаются ис­тины и испускают аромат знания. Эти люди осознают своё место в родном им мире, созер­цают бесконечность и безграничную всеобъ­емлющую пустоту. И жизнь их приобретает смысл.

Всем нам нужно подарить самим себе время и покой для того, чтобы взобраться на духов­ную пирамиду, которая находится в каждом из нас, и возвыситься над путаницей джунглей – своей жизнью - хотя бы на короткий промежуток времени. Тогда среди явлений жизни мы сможем увидеть место для самих себя, сможем охватить взглядом весь свои жизненный путь и беспрепятственно всмотреться в бесконечность, простирающуюся во всех направлениях.

 

Драгоценные камни

Несколько лет назад в знаменитой американ­ской школе бизнеса некий профессор прочёл своим студентам выпускного курса необычную лекцию по социальной экономике. Без каких-либо объяснений профессор осторожно по­ставил на свой стол стеклянную банку. Затем на глазах у студентов он достал полный камней мешок и начал перекладывать их один за другим в банку, наполнив её так, что больше не мог по­меститься ни один камень. Профессор спросил студентов:

- Банка заполнена?

- Да, - таков был их ответ.

Профессор улыбнулся. Из-под стола он до­стал второй мешок; в нём был гравий. Затем, по­тряхивая банку, он умудрился поместить мелкие камушки в пространство между большими кам­нями в банке. Ещё раз он спросил студентов:

- Банка заполнена?

- Нет, - ответили они. Теперь студенты его раскусили.

И, конечно же, студенты были правы, так как профессор явил их взору ещё один мешок с мелким песком. Профессору удалось втиснуть большую часть песка в банку, в пространство между камнями и гравием. Снова он задал тот же вопрос:

- Банка заполнена?

- Зная вас, сэр, наверное, надо сказать «нет», - ответили студенты.

Улыбаясь их ответу, профессор извлёк ма­ленький кувшин с водой и вылил воду в банку, наполненную камнями, гравием и песком. Когда банка больше не могла вмещать воду, он опустил кувшин и посмотрел на своих студентов.

- Итак, чему это вас учит? - спросил про­фессор.

- Насколько бы плотным ни был ваш гра­фик работы, - сделал предположение один сту­дент, - вы всегда можете найти время для чего- то ещё!

Ведь это происходило в известной школе бизнеса.

- Нет! - категорично прогремел профес­сор. - Это показывает, что если вы хотите по­местить внутрь большие камни, то их нужно класть первыми.

Это был урок о выборе приоритетов.

Итак, что является этими «большими камня­ми» в вашей «банке»? Что важнее всего «разме­стить» в вашей жизни? Пожалуйста, удостоверь­тесь, что эти «драгоценные камни» - первые в вашем графике, или вы так никогда и не найдёте время обогатить ими свою повседневную жизнь.

 

Тогда я буду счастлив

Возможно, самым драгоценным камнем, который должен появиться в нашей «банке» пре­жде всего, как это было в предыдущей истории, является внутреннее счастье. Когда счастья нет внутри нас, его нет и для того, чтобы делиться им с другими. Почему же многие из нас вовсе не отдают приоритета счастью, откладывая его на самый конец? (Или определяя ему место даже после конца, как показывает следующая история.)

Когда мне было четырнадцать лет, я готовил­ся к сдаче экзаменов на среднюю успеваемость в лондонской средней школе. Мои родители и учителя посоветовали мне прекратить играть в футбол по вечерам и выходным дням, они реко­мендовали вместо этого оставаться дома и посвящать всё время выполнению домашних за­даний. Они объяснили, насколько важен этот экзамен на среднюю успеваемость, и внушили, что, сдав его успешно, я буду счастлив.

Я последовал их совету и получил очень хорошую отметку. Но это не принесло мне счастья, потому что мой успех на экзамене означал, что теперь в течение следующих двух лет я должен учиться ещё усерднее для сдачи экзаменов, необходимых для поступления в университет. Родители и учителя советовали мне прекратить гулянья по вечерам и выходным дням, советовали перестать ухаживать за девочками; eщё настоятельнее, чем раньше, советовали прекратить бегать за мячом. Они рекомендовали мне вместо этого сидеть дома и учиться. Они сказали, что экзамены для поступления в университет очень важны и что, сдав их, я буду счастлив.

Снова я последовал их совету и достиг очень хороших результатов. И снова это не принесло мне счастья. Потому что теперь я должен был в течение ещё трёх долгих лет учиться в высшей степени прилежно для получения университет­ского диплома. Моя мама и учителя (отца уже не было в живых к этому времени) советовали мне держаться подальше от баров и вечеринок в колледже. Они говорили мне, что вместо этого я должен усердно и помногу учиться. Они объяснили, насколько важен диплом университета, и что, получив его, я буду счастлив.

С этого момента я стал подозревать что-то неладное.

Я смотрел на некоторых своих старших при­ятелей, которые, вложив в учёбу огромные уси­лия, уже получили свои дипломы. Теперь они вкалывали ещё больше на своей первой рабо­те. Они работали чрезвычайно много, чтобы скопить достаточную сумму денег для покупки чего-то важного, например машины. Они гово­рили мне, что, когда у меня будет достаточно де­нег, чтобы купить машину, тогда я буду счастлив.

Когда же у этих людей оказывалось достаточно средств и они покупали свою первую машину, они всё равно не были счастливы. Теперь они усердно работали, чтобы приобрести ещё что-нибудь и тогда стать счастливыми. Или в поисках спутника жизни они сражались в хитросплетениях любовных отношений. Они говорили мне: «Когда я женюсь и обустрою свой семейный очаг, тогда я буду счастлив».

Однако, женившись, они по-прежнему не были счастливы. Им приходилось тяжело рабо­тать, даже брать дополнительную работу, что­бы накопить средства, достаточные для перво­го взноса на приобретение жилья или хотя бы маленького дома. Они говорили мне: «Когда мы купим наш собственный дом, тогда мы будем счастливы».

К сожалению, выплачивая ежемесячный взнос для погашения ссуды на покупку дома, они всё равно не были очень счастливы. Более того, теперь они обзавелись семьёй. У них были дети, которые будили их по ночам, на которых уходили все отложенные деньги и которые увеличивали беспокойство родителей, создавая в их жизни многочисленные препятствия и огра­ничения. Теперь должно пройти ещё двадцать лет, прежде чем они смогут делать то, что им хо­чется. Поэтому они стали говорить мне: «Когда дети вырастут, оставят дом и остепенятся, тогда мы будем счастливы».

К тому времени, когда дети покидают дом, большинство родителей достигает пенсионного возраста. Поэтому, помногу работая, чтобы не потерять место в своём немолодом возрасте, они продолжают откладывать своё счастье на потом. Они говорят мне: «Когда я уйду на пен­сию, тогда буду счастлив».

Ещё до выхода на пенсию и, безусловно, по­сле в них пробуждается религиозное чувство, и они начинают посещать церковь. Замечали ли вы когда-нибудь, как много пожилых людей присутствует на службе в церкви? Я спрашивал этих людей, зачем они теперь приходят в храм. И получал ответ: «Затем, чтобы, когда я умру, я был бы счастлив!»

Тем, кто верит в такое утверждение: «Когда я получу это, тогда я буду счастлив», могу сказать, что их счастье в будущем всегда будет оставаться лишь мечтой.

Счастье будет подобно радуге, которая нахо­дится всего на одну или две ступеньки выше вас, но всегда вне досягаемости. Никогда в жизни или после жизни эти люди не познают реально­го счастья.

 

Мексиканский рыбак

В тихой мексиканской рыбацкой деревушке на­ходящийся на отдыхе американец наблюдал за местным рыбаком, который выгружал свой утренний улов. Американец, преуспевающий про­фессор престижной американской школы бизнеca, не смог удержаться, чтобы не дать мекси­канскому рыбаку маленький бесплатный совет.

- Эй! — начал американец. — Почему ты ры­бачишь так рано?

- Потому что я должен наловить достаточно рыбы, сеньор, — ответил общительный мекси­канец, — чтобы её хватило прокормить семью и чтобы осталось ещё немного на продажу. Сейчас а пообедаю с женой и после небольшой сиесты поиграю со своими детьми. Затем, после ужина, я отправлюсь в бар, выпью текилы и поиграю на гитаре со своими друзьями. Для меня этого до­статочно, сеньор.

- Мой друг, послушай меня, — сказал про­фессор школы бизнеса, - если ты останешься в море до позднего вечера, то запросто пойма­ешь рыбы в два раза больше. Ты сможешь про­дать больше рыбы, скопить денег и через шесть месяцев, может быть через девять, сможешь купить лодку больше и лучше, чем эта, а также нанять несколько рабочих. Тогда ты сможешь увеличить улов в четыре раза. Подумай об этих дополнительных доходах! Ещё через год или два у тебя будут средства для покупки второй лод­ки и найма дополнительных рабочих. Если ты будешь придерживаться этого бизнес-плана, через шесть или семь лет ты станешь гордым владельцем крупного рыбопромыслового фло­та. Только представь себе это! Затем тебе надо будет переместить свой главный офис в Мехико или даже в Лос-Анджелес. Через три или четы­ре года работы в Лос-Анджелесе ты выдвинешь свою компанию на фондовую биржу, выделив себе, как генеральному директору фирмы, щедрое жалованье с солидной долей акций. Еще через несколько лет — только послушай! - ты начнёшь кампанию по скупке корпорацией собственных акций, и это сделает тебе мультимиллионером! Успех гарантирован! Я известный профессор американской школы бизнеса. Я разбираюсь в таких вещах.

Мексиканский рыбак внимательно выслушал всё, что энергичный профессор котел ему сказать. Когда профессор закончил, мексиканец спросил его:

— Сеньор профессор, но что я буду делать с таким количеством миллионов долларов?

Удивительно, но американский профессор не продумал свой бизнес-план настолько далеко вперёд. Поэтому он быстро представил в воображении, что человек может делать с миллиона­ми долларов.

- Амиго! Имея столько деньжищ, ты можешь отойти от дел. Да! Освободиться от работы на всю жизнь. Ты можешь купить небольшую виллу в живописной рыбацкой деревушке, подобной этой, и приобрести маленькую лодку, чтобы ры­бачить по утрам. Каждый день ты можешь обе­дать со своей женой и, ни о чём не беспокоясь, отдыхать во время сиесты. Ты можешь прекрасно проводить время со своими детьми, а по ве­черам, после ужина, попивав текилу, играть ив гитаре со своими друзьями в баре. Да, со всеми этими деньгами ты можешь уйти от дел и с легкостью позволить себе все это.

- Но, сеньор профессор, именно это все я и делаю уже сейчас.

Почему мы верим, что, прежде, чем обрести удовлетворенность, мы сперва должны тяжело трудиться и разбогатеть?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: