Субтест 1. Осведомлённость




Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям №№ 1,2,3. Если все три задания - №№ 4,5,6 выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5 неудачах подряд.

Оценки: 1-0.

Задания и контрольные ответы Оценка
1.   Сколько у тебя ушей?
1: Два. Пара.  
2.   Как называется этот палец?
1: Указательный.  
3.   Сколько ног у собаки?
1: Четыре.  
4.   От какого животного мы получаем молоко?
1: От коровы (или козы или верблюда).  
5.   Что нужно сделать, чтобы вода закипела?
1: Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть.  
6.   В каком магазине продают сахар?
1: В продовольственном (или другом где могут продавать сахар).  
7.   Сколько копеек в пятаке?
1: Пять.  
8.   Сколько дней в неделе?
1: Семь.  
9.   Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?
1: Петр Первый.  
0: Строители.  
?: Ленин. (верно, город раньше назывался по имени Ленина, а кто его основал?)  
10.   Что такое пара?
1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе.  
0: Пара ног (или предметов).  
?: это количество. Парочками ходят в детском саду. (Верно. Так значит, что такое пара?)  
11.   Назови мне четыре времени года?
1: Зима, лето, осень, весна (в любом порядке).  
12.   Какого цвета рубины?
1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного).  
0: Рубинового.  
13.   Где садится солнце?
1: На западе. (При указании рукой на запад или при ответе «за горизонтом»: «Верно, но какое это направление?).  
0: За тучу (или горы, или др.)  
14.   Для чего нужен желудок?
1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищу своим соком. Перерабатывает пищу.  
15.   Почему нефть или масло плавают на воде?
1: Потому что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче.  
?: Легкая. (Да, но монета тоже легкая, а не плавает).  
16.   Кто написал «Евгений Онегин»?
1: Пушкин или Чайковский.  
17.   Что празднуют 9 мая?
1: Годовщина победы в Великой Отечественной войне. День Победы над фашистами.  
18.   Что такое SOS?
1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о бедствии. Сигнал, когда корабль тонет. «Спасите наши души».  
19.   Каков примерно рост среднего человека?
1: 150-180 см.  
20.   Где расположена Италия?
1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море.  
0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Около Франции. На острове.  
21.   Сколько килограммов в центнере?
1: 100 кг.  
22.   Как называется столица Греции?
1: Афины.  
23.   Из чего получают скипидар?
1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы).  
0: Из спирта, бензина или нефти.  
24.   Сколько километров от Москвы до Владивостока?
1: 8-11 тыс. км.  
25.   Когда бывает 29 февраля?
1: через каждые 4 года. В високосном году.  
0: Зимой. В феврале.  
?: В этом (или таком-то году). Если год високосный спросить: «А когда еще будет?»  
26.   Кто открыл Южный полюс?
1: Амундсен.  
27.   Что такое барометр?
1: Прибор для измерения атмосферного давления. Прибор, предсказывающий погоду.  
0: Измеряет температуру.  
?: Для измерения погоды.  
28.   Что такое иероглиф?
1: Письменные знаки некоторых странах (Египте, Китае, Японии и др.) или у древних. Вид или знак письменности. Буквы в Китае (или др.).  
0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы.  
29.   Кто такой Александр Македонский?
1: Великий полководец древности. Древнегреческий полководец. Завоеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Глава греко-македоно-персидской державы.  
0: Великий русский полководец.  
?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев. Полководец Македонии.  
30.   Что такое конфискация?
1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собственность государства по приговору суда (или в административном порядке, или по закону). Отбор имущества по закону.  
?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или принудительное) изъятие имущества.  


Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательной направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.

Обратить внимание на следующие феномены:

§ временное "забывание" - когда испытуемый сразу не дает ответа, и после решения последующих нескольких заданий, неожиданно возвращается к нерешенному вопросу и дает на него ответ. Может встречаться при ригидности мышления;

§ точность воспроизведения - испытуемый дает или старается дать как можно более точную информацию на поставленный вопрос, порой (при демонстративности) без просьбы экспериментатора, показывая свои обширные знания;

§ цифры населения - встречается у лиц, следящих внимательно за состоянием внутри страны;

§ географические названия - по аналогии с феноменом у Роршаха - интерес к географии, который встречается у акцентуированных личностей (имеется в виду не специалисты-географы);

§ интерес к социологии и философии видно по ответам на последние два вопроса.

 

 

 

Субтест 2. Понятливость

Особенность инструкции для 2 субтеста: перед заданием № 6 испытуемому необходимо сказать: «До сих пор ты отвечал все правильно, очень хорошо. Теперь я тебя попрошу, говори мне как можно больше. Говори до тех пор, пока сам все не скажешь, или я тебя не остановлю».

Начинать надо с задания № 1. Прекращать при трех неудачах подряд. Оценки 2-1-0.

Общие критерии оценок для заданий 1-5:

§ 2 балла, если испытуемый проявляет собственную активность, т.е. сам принимает решение или пытается сам исправить предложенную ситуацию;

§ 1 балл, если испытуемый предлагает исправить положение кому-нибудь другому или обращается за помощью к кому-либо.

На задания 1-5 обязательно нужно добиться позитивного ответа, ответа «не знаю» не должно быть.

Общие критерии для оценок для заданий 6-14:

§ 2 балла – если указывается не меньше двух причин,

§ 1 балл – если указывается 1 причина.

Задания и контрольные ответы Оценка
  Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом.  
1: Скажу маме. Пойду к врачу.  
0: Плакать. Пойду домой. Ничего.  
  Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиграть? (куклу, книгу – в зависимости от возраста, пола).
2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу.  
1: Извинюсь. Скажу маме.  
0: Плакать. Скажу ему, что потерял.  
?: Искать пока не найду. (?: А если не найдешь?»).  
  Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не оказалось?
2: Пойду в другой магазин. Куплю булку.  
1: Спрошу у мамы, что делать.  
0: Пойду домой. Отдам деньги.  
  Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться? (для девочек – «девчонка»).
2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что так нельзя. Переведу на шутку.  
1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол.  
0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи.  
?: Ничего. Отойду.  
  Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком).  
1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь).  
0: Отойду. Убегу. Посмотрю.  
?: Закричу.  
 
  Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева?
Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше подвержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить многоэтажные дома.  
0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет.  
?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее.  
  Почему преступников сажают в тюрьму?
Для изоляции от общества (или могут совершить другое преступление). Для исправления (или перевоспитания). Для наказания.  
0: чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыли срок наказания. Законы нельзя нарушать.  
?: Они преступники (или совершили преступление). (?: «Верно. Так почему их сажают в тюрьму?»).  
  Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?
Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить.  
0: Они не умеют плавать. Так принято. Чтобы не было паники.  
?: Женщины – слабый пол.  
  Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, а не дома?
Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно государству, оно использует эти деньги.  
0: Дома можно потерять.  
?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству.  
  Чем выгодны пункты проката?
Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить.  
  Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены?
Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или сильнейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало).  
0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания.  
?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нельзя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?).  
  Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево?
Она легче. Легко делать (или обрабатывать). Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать.  
0: Прочнее. Красиво (или эстетично).  
?: Удобно. Выгодно. Практично.  
  Почему мы выбираем депутатов парламента?
Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этом – проявление демократии (или народной власти). У нас власть осуществляется через представителей народа (или депутаты – представители народа). Власть основана на выборности.  
0:  
?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа.  
  Почему нужно выполнять обещания?
Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгуном). Для пользы дела.  
0: Так принято. Это нехорошо. Это не честно.  
?: Это дело чести. Вопрос морали.  


Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.

Отдельные феномены:

§ следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;

§ феномен "фасада" при акцентуации характера, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: