ФИО студента: Куватова Алсу Маликовна




Практические занятия № 4, 5. Тема: «Особенности музыкального искусства эпохи возрождения и барокко».

(Задание выполнить здесь)

ФИО студента: Куватова Алсу Маликовна

Задание 1. Перечислить музыкальные жанры, характерные для музыки эпохи возрождения и барокко, дать краткую характеристику одного жанра.

Жанры эпохи возрождения: танец, марш, вариация, импровизация, мадригал, шансон, баллата, прелюдия, ричеркар, канцона

Жанры эпохи барокко: опера, мадригал, импровизация сюиты, соната, увертюра

Самым значительным художественным завоеванием эпохи барокко является рождение нового жанра, воплотившего новый дух времени, - оперы. Слово опера в переводе с итальянского означает «труд», «сочинение». Первоначально музыкальный спектакль называли «dramma per musica» – «драма на музыке» или «музыкальная драма», к чему добавляли – опера, то есть труд такого-то композитора. Первые опыты в жанре оперы и были выразительными театральными монологами, сопровождаемыми скромным инструментальным аккомпанементом. Предпосылки возникновения оперы - в художественной культуре Ренессанса, для которой характерен интерес к древнегреческой трагедии и вообще к театру. Пасторальные драмы, мадригальная комедия, комедия масок, духовная опера и драматические интермедии способствовали кристаллизации барочного музыкального театра.

Самым знаменитым представителем не только жанра, но и нового музыкального "взволнованного" стиля является Клаудио Монтеверди.

Слушательская аудитория первых опер ограничивалась очень узким кругом: это придворная знать, просвещенные любители и знатоки искусства. Но постепенно оперный жанр стал демократизироваться, то есть обращаться к более широкому кругу слушателей.

Для первых флорентийских опер было характерно:

· господство речитатива

· отсутствие арий и ансамблей

· статичность действия

Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы – эпилог. Части оперного произведения – речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм – увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив – музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно – в диалогах.

Примечание: музыкальные жанры эпохи возрождения мы рассматривали на лекции.

Задание 2. Подготовить беседу (одну, на выбор), предваряющую слушание музыкального произведения (эпоха барокко):

- И.С. Баха на уроке музыки для обучающихся 2 класса (не более 7 предложений);

……………………..

…………………………….

………………………………

- А. Вивальди на уроке музыки для обучающихся 6 класса (не более 10 предложений).

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством итальянского композитора Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди вошёл в историю музыкального искусства как мастер инструментальных концертов. Он писал концерты для самых разных солирующих инструментов – виолы, лютни, флейты, гобоя, кларнета, валторны и т.д.

Однако больше всего концертов он написал для солирующей скрипки и оркестра. Среди них – «Времена года». Они так и называются – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». В этих концертах Вивальди выразил свою любовь к природе.

Мы с вами услышим, как композитор с помощью звуков сумел нарисовать нам живые картинки: порывы ветра и птиц, сон пастушка и лай собак, раскаты грома и потоки ливня, охоту и уютный вечер у камина.

Прослушивание отрывков из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Примечание:

- программный (музыкальный) материал (авторская программа по музыке – «Музыка». 1-4 классов, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина) можно найти по ссылке: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-muzike-klassi-po-programme-edkritskoy-gpsergeevoy-1333274.html

- для 6 класса в школьной программе используется обычно цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром А. Вивальди. Каждый из концертов изображает одно время года. «Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). Даже в сравнении с другими концертами того же опуса эти концерты демонстрируют поразительное новаторство Вивальди в области барочного концерта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: