Тема: Утомление. Типы утомления во время управления автомобиля.




Занятие 8 группа 22

Цель занятия: ознакомиться с типами утомления водителя при управлении автомобилем

Задание:

1. Изучить теоретический материал

2. Составить краткий конспект в рабочей тетради

3. Ответить на контрольные вопросы, предложенные в форме https://forms.gle/GUTkJvFG6ENXCeap9, если ссылка не открылась в документе, скопируйте ее и вставьте в окно браузера

4. Отправить фото конспекта на e-mail maribel.dictu@gmail.com, vk https://vk.com/feed, viber 0954915142

 

Утомление - это процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Часто тяжелая напряженная работа выполняется с удовольствием, человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной работы. Работоспособность не является постоянной. Она изменяется в течение дня, суток, недели.

Первая стадия характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период врабатываемости обычно продолжается 1-1,5 ч, после чего устанавливается оптимальный уровень работоспособности, который сохраняется в течение 2-2,5 ч. В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальной затрате энергии Поэтому несмотря на то, что наибольшая интенсивность движения бывает в середине дня, в этот период совершается наименьшее число ДТП. Третья стадия характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое можно приостановить, устроив перерыв на обед. Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, чем в первой, но характер ее изменения повторяется. При этом периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности становятся короче, и третий период - снижение работоспособности - наступает раньше.

Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели. Понедельник соответствует фазе врабатывания, наилучшие показатели наблюдаются от вторника до четверга, а в пятницу и субботу работоспособность наиболее низка.

В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков. У водителя это проявляется, например, в изменении рабочей позы. Он садится более глубоко, сильнее наклоняя корпус вперед или заваливаясь назад. Такая поза затрудняет пользование рулевым колесом, педалями, рычагами, а также наблюдение за дорогой и приборами. Утомленный водитель менее точно выполняет приемы управления, неоправданно часто поворачивает рулевое колесо, пропускает необходимые корректирующие действия.

Положительные эмоции (хорошее настроение) способствуют более быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм. Под влиянием эмоционального возбуждения, интереса к работе, ответственности за порученное дело или при опасности водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости. Отрицательные эмоции (плохое настроение) приводят к быстрому утомлению, вызывают чувства неуверенности, сомнений, страха.

На утомление водителя влияют не только характер информации и его отношение к ней, но и ее количественные характеристики, называемые информационной нагрузкой. Часть информационной загрузки для водителя составляет интенсивность движения. При большой интенсивности движения (более 300 авт/ч на двух- и трехполосных дорогах) утомление наступает относительно быстро. Однако при управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте, из-за монотонной обстановки и вынужденной бездеятельности водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения, хотя признаков утомления при этом еще может и не быть.

В течение смены водителю приходится работать в разнообразных условиях, в том числе и в потоках с различной интенсивностью, поэтому он должен быть готов к изменениям своего эмоционального напряжения. Опасным может быть резкое возрастание сложности дорожных условий, переход от монотонных условий к напряженным, например при выезде из тихого переулка на оживленный проспект крупного города. Если водитель, зная о предстоящей смене условий движения,, внутренне подготовился к такому усложнению дорожной обстановки, то эмоциональ­ное напряжение изменится не столь значительно, как при неожиданном переходе.

Уставший водитель может избежать ошибок даже при внезапном усложнении дорожной обстановки, если он будет более внимателен к ней и готов к действиям. Для этого требуется волевое усилие, благодаря которому в течение некоторого времени работоспособность сохраняется на достаточном уровне. Однако любое волевое усилие требует затрат дополнительной энергии, что влечет за собой допол­нительное утомление и учащающиеся ошибки водителя при управлении автомобилем.

Утомление, развивающееся в течение рабочего дня, проходит после отдыха. Если же чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быст­рее обычного, это свидетельствует о переутомлении. Причи­ной переутомления может быть недостаточный отдых. Нередко оно развивается у водителей, ежедневно работаю­щих по 12 ч и более. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, сонливостью днем и плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита. При неоднократном появ­лении признаков переутомления следует обратиться к врачу.

Основным средством предупреждения переутомления является правильная организация работы с обязательным полноценным и своевременным отдыхом. Зевота, ощуще­ние тяжести тела, рассеянное внимание, изменение частоты пульса и артериального давления, желание поменять позу или положение рук на рулевом колесе являются первыми признаками утомления. Они не опасны и легко устраняются кратковременным отдыхом. Характерным симптомом утомления являются сонливость и засыпание водителя за рулем, что нередко приводит к ДТП. Утомленный водитель может некоторое время преодолевать сонливость и надежно управлять автомобилем, но засыпание может наступить внезапно. Поэтому если водитель за рулем почувствует сонливость, нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать энергичные гимнастические упражне­ния. Продолжать путь можно только после снятия сонли­вости.

Для предупреждения сонливости или заторможенного состояния, вызываемого монотонными условиями движе­ния, можно включить радиоприемник, беседовать с пасса­жиром, жевать кислые конфеты или сушеные фрукты. Согласно действующему законодательству, продолжи­тельность ежедневной работы водителей при 6-дневной неделе не должна превышать 7 ч, а накануне выходных дней 6 ч. При этом время на подготовительно-заключитель­ные работы включается в состав рабочего времени. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность смены опре­деляется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности. В тех случаях, когда невозмож­но соблюдать указанный режим работы, допускается введе­ние суммированного учета рабочего времени. Причем продолжительность рабочей смены не должна превышать 10 ч, а с разрешения министерства (ведомства) и ЦК проф­союзов - не более 12 ч.

В течение рабочего дня также нужно чередовать труд и отдых. Если движение продолжается 3-5 ч, необходимо примерно через час делать 5-10-минутный перерыв, во время которого полезны кратковременные (2-3-минутные) физические упражнения для мышц спины, рук и ног. После 2-го и 4-го часа работы целесообразно выпить сладкий чай, кофе.

Особое значение для водителя имеет правильно органи­зованное питание, так как нарушение режима и плохое качество питания приводят к быстрому нарастанию утомле­ния и заболеваниям. Нежелательно изменять привычное время обеда и заменять горячие блюда холодной закуской. Водителям, совершающим дальние рейсы, рекомендуется брать с собой горячую пищу в термосе. Правильный режим работы и отдыха водителя является основой борьбы с утомлением и переутомлением.

Работоспособность снижается при болезненном состоя­нии водителя, после употребления им алкоголя или нарко­тиков и в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.

климат кабины. Регулировка сиденья и спинки должны обеспечить положение тела водителя, исключающее излиш­нее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности.

Загрязнения, повреждения и завешивание стекол, а также подвешивание различных безделушек, сокращающих -поле зрения водителя, недопустимы, так как ухудшают условия обзорности и приводят к более быстрому утомлению.

Микроклимат кабины характеризуется температурой воздуха, его влажностью и скоростью движения. Температура воздуха в кабине должна быть в пределах +15...+25 "С, а наиболее благоприятная температура +18...+20 "С. Пониженная температура воздуха уменьшает быстроту и точность движений, а работа при повышенной температуре быстрее утомляет водителя, снижает его внимание и увеличивает время реакции. Эффективной мерой снижения температуры воздуха при сильной жаре является вентиляция кабины. Большая влажность воздуха при высокой температуре может быть причиной перегрева тела человека, а при низкой температуре способствует его переохлаждению и простуде. Для большинства людей нормальной является влажность воздуха 30-70 %.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: