Единственные и неповторимые




Не комиксом единым?

Комиксы как неотъемлемая часть американской поп-культуры появились в 30-х годах прошлого столетия. Разумеется, они существовали и раньше, но в первые годы своей жизни представляли собой лишь рисованные юморески и совсем не обязательно на злобу дня. С падением державы в пропасть Великой депрессии, возникла необходимость в поддержании мифа о Великой Американской Мечте – и комиксы подошли для этой цели как нельзя лучше.

На страницах рисованных изданий простые парни по соседству обретали невероятную мощь и силу, направляя дар на служение добродетелям и исконным американским ценностям. События, так сильно влиявшие на них, зачастую являлись лишь обыкновенной цепочкой случайностей, что оставляло надежду на то, что однажды нечто подобное может произойти и с тобой. Какой американский мальчишка не мечтал в детстве летать, подобно Человеку-Пауку, или повергать врагов в ужас одним внешним видом, как это делал Бэтмен? Подчеркнуто правильные американцы, супергерои олицетворяли собой наглядные примеры идеи о Стране Равных Возможностей, вселяя надежду и оптимизм в бедствующее население.

Со временем надобность идеологической составляющей в комиксах пропала, и она обрела право на существование лишь в виде жанрового канона. Тут же нашлись новаторы, ниспровергающие устои и предлагающие читателям свое видение материала – комиксов как литературы. Новые герои были куда объемнее предшественников, не делились однозначно на добро и зло, а находились в шатком равновесии между двумя полярностями. Впрочем, от развлекательной сути комикса отказываться никто и не думал, и постепенно в моду вошли новелизации популярных кинокартин. А уже от новелизаций, являвшихся, по сути, пересказом событий, было рукой подать и до спин-оффов – развития сюжетов в самостоятельно выбранном направлении.

Рождение легенды

Рождение Чужих на страницах изданий от Dark Horse Comics состоялось 1 июля 1988 года в новелле, написанной Марком Верхайденом и нарисованной Марком Нельсоном. История рассказывала о походе морских пехотинцев на родную планету ксеноморфов. Целью десанта было полное истребление Чужих, а помогали им в этом герои ленты Джеймса Кэмерона капрал Хикс и спасенная на планете LV-426 Ребекка по прозвищу «Головастик». Комикс пользовался огромным успехом, отчего издательство несколько раз перевыпускало его в виде «полных» и «платиновых» коллекций.

В ноябре Верхайден и Нельсон создают любопытный фан-фикшн, действие которого происходит… в мыслях Королевы Чужих! Рассказ входит в очередной сборник «Dark Horse Presents», а Верхайден завоевывает себе право перенести на бумагу собственное видение кровавой охоты Хищника. Первый том новой серии с иллюстрациями Криса Уорнера поступает в продажу 1 июня 1989 года и тут же привлекает внимание не только поклонников, но и братьев Томас – сценаристов оригинального «Хищника» Джона МакТирнана.

Согласно Верхайдену, галактические охотники возвращаются на Землю спустя десять лет после событий, описанных в фильме. Новым заповедником они выбирают бетонные джунгли Лос-Анджелеса, где трудится в полиции детектив Шеффер – родной брат героя Арнольда Шварценеггера. По иронии судьбы именно ему приходится возглавить расследование серии жестоких убийств, захлестнувших город. В ходе следствия детектив постепенно связывает воедино цепочку преступлений с дикой историей, произошедшей с его братом в джунглях Центральной Америки… Комикс ложится в основу сценария, но отказ Шварценеггера от участия в проекте заставляет Томасов изменить ряд деталей.

Наблюдая за растущей популярностью обеих серий, руководство Dark Horse созывает сотрудников на внеочередное собрание, в повестке дня которого значится поиск направления для развития сюжетов. И тут Крис Уорнер предлагает смелую идею: объединить в одной истории Хищников и Чужих, заставив их сражаться друг с другом. Пилотный черно-белый рассказ, написанный Рэнди Стрэдли, выходит в сборнике «Dark Horse Presents». Реакция не заставляет себя ждать – в рекордные сроки весь тираж издания сметается с прилавков. Убедившись в рентабельности находки, Dark Horse выпускает «римейк» в виде цветного четырехтомного издания с иллюстрациями Фила Норвуда.

На студии 20th Century Fox тем временем идут съемки «Хищника 2», инспирированного комиксом Верхайдена. Кому-то в голову приходит идея отвесить шутливый реверанс трудам Dark Horse, и в комнате трофеев Хищника появляется череп Чужого. Никто и не предполагал, что невинная шутка спровоцирует волну слухов о готовящейся экранизации «Чужого против Хищника», а растущая популярность серии лишь подольет масла в огонь. Несмотря на опровержения студии, слухи множатся, а неослабевающий коммерческий успех комиксов заставляет студию задуматься о резонности подобного шага.

В итоге руководство Fox начинает подготовительный период сразу по двум проектам, одним из которых становится сиквел «Чужих», а вторым – столь желаемый публикой кросс-овер. Разработка «Чужого против Хищника» поручается продюсеру Ларри Гордону.

Уивер vs. Шварценеггер

Слегка опередив развивающиеся события, сценарист-дебютант Питер Бриггс решил покорить голливудский Олимп, выбрав в качестве трамплина комикс Стрэдли. Стоит заметить, что ситуация в сценарном мире тогда мало чем отличалась от сегодняшней. Шанс прославиться получает каждый миллионный драматург – десятки рукописей поступают ежедневно в сотни лос-анджелесских агентств, а телефоны разрываются от звонков состоявшихся сценаристов, жаждущих получить хоть какую-нибудь работу. Единственный вариант, при котором новичка могут заметить, – написание дерзкого или чрезвычайно актуального материала в надежде на то, что именно эта рукопись попадет в нужный момент на стол нужного продюсера.

Бриггс писал в надежде на внимание Джоэла Сильвера, стоявшего у истоков «Хищника». Будучи большим поклонником научной фантастики, Питер сразу почувствовал необычайный потенциал темы, и в кратчайшие сроки сценарий был готов. По счастливому стечению обстоятельств, рукопись попала в руки агентам Ларри Гордона и вскоре уже лежала у него на столе. Разумеется, на Fox тоже не сидели без дела – на бесконечных переговорах с Dark Horse обсуждались возможные концепции постановки, сюжетные повороты и прочие идеи, но за сценарий Бриггса говорило одно очень важное обстоятельство: он уже был готов.

Рукопись была манной небесной для отчаявшегося Гордона – к тому моменту потенциальный блокбастер растерял своих главных звезд. Арнольд Шварценеггер не проявил интереса уже ко второму «Хищнику», и надеяться на его благосклонность не приходилось. Сигурни Уивер была еще категоричнее: идея «Чужого против Хищника» казалась ей возмутительной спекуляцией и доведением наработок Скотта и Кэмерона до абсурда. В знак протеста она в каждом интервью негативно отзывалась о проекте и даже настояла на гибели своего персонажа в финале «Чужого 3» – лишь бы не участвовать в кросс-овере. Надо ли говорить, что при таких обстоятельствах законченный сценарий, не требующий участия капризных звезд, был отличным выходом из положения?

Действие сценария Бриггса разворачивалось на отдаленной планете Рюши, покрытой тропическими джунглями. На поверхности трудилась группа земных исследователей, проводивших научные эксперименты, а свободное время посвящавших охоте. Во время одной из подобных вылазок ученые обнаружили странные яйца явно инопланетного происхождения. Подвергнувшись нападению существа, скрывавшегося внутри одного из артефактов, исследователи отступили во временный лагерь, вызвав подмогу с базы. Они еще не знали, что орбитальный спутник подвергся атаке и выведен из строя. Обратив внимание на неестественное поведение местной фауны и странное мерцание в лесу, охотники открыли беспорядочный огонь, раня одного из прибывших на планету Хищников.

Вынужденные обороняться, Хищники убивали землян, оставив в живых лишь инфицированного Чужим. Ксеноморфы нужны им для проведения ритуала первой крови, пройдя который, молодые самцы становятся равноправными членами общества. Хищники давно поработили Чужих, засеивая подходящие для ритуала миры их спорами. Так было и на этот раз, но Хищники не ожидали встретить на планете разумных существ.

Далее следовали события, описывавшие проникновение Чужих на исследовательскую базу и уничтожение практически всего персонала. Подоспевшие Хищники убивали ксеноморфов, используя людей в качестве приманки. Но достойный бой главы исследователей, японки Хироко Ногучи, заставил их отнестись к людям с большим уважением. В финале истории смертельно раненный вожак Хищников, по имени Сломанный Клык, признавал в Хироко равного и посвящал ее в охотники. Хироко улетала вместе с оставшимися Хищниками, а Сломанный Клык активировал систему самоуничтожения и взрывал себя вместе с исследовательской станцией и оставшимися Чужими.

Сценарий предполагал много действия и был на порядок динамичнее неоднозначно принятых зрителями «Хищника 2» и «Чужого3». К тому же вопрос с необходимостью участия прежних звезд франшиз отпадал сам собой – у студии были развязаны руки. Но новые проблемы не заставили себя долго ждать. Продюсеры, представлявшие «Чужого», были не в восторге от сценария, трактовавшего их детище обыкновенным животным. Вторым камнем преткновения стала процентная ставка гонораров – благо, продюсеров по обе стороны баррикад набралось не меньше десятка. Дележ «шкуры неубитого медведя» продолжался полтора года. За это время проект успели покинуть и Ларри Гордон, и сменивший его Джо Рот, а пришедший им на смену персонал уже относился к проекту как к обыкновенной работе, а не к великому фильму. Отстаивать интересы «Чужого против Хищника» было некому, и Fox закрыла проект.

Костры тщеславия

Но киноманы считают, что все это было лишь формальным поводом для отказа от фильма, истинная же причина скрывалась совсем в другом. Уже в 1993 году на ежегодном научно-фантастическом съезде, проводящемся в Лос-Анджелесе, фанаты франшизы получили в свои руки копии сценария Питера Бриггса. Сам сценарист предполагает, что рукопись была похищена из офиса компании, но достоверных фактов на этот счет нет.

Реакция фанатов на сочинение Бриггса была восторженной – он не только сохранил верность настроению комиксов, но и на порядок улучшил мифологию сериала. Казалось бы – что здесь такого? Найми студия сценарных докторов, измени некоторые второстепенные события да поработай над новым финалом – и утечки как не бывало. Но совершенно неожиданно в прессе вспыхнул скандал. Дотошливые журналисты обвиняли Бриггса в плагиате, проводя недвусмысленные параллели с комиксом Стрэдли. Действительно, совпадений было предостаточно.

Журналисты напирали на тот факт, что комиксы всегда считались «низким искусством» и соблюдение авторских прав здесь было скорее красивой фразой, чем действительностью. Уважаемые издания называли Бриггса вором, воспользовавшимся чужими идеями во имя собственной славы. Бриггс отчаянно отбивался, утверждая, что Майк Ричардс – президент Dark Horse и Тодд Мойер – глава Dark Horse Entertaiment не только читали его сценарий, но и одобрили его, и публиковал в прессе открытые благодарственные письма, адресованные Стрэдли и Норвуду. Стрэдли, в свою очередь, заявлял, что слыхом не слыхивал ни о какой рукописи и не получал благодарностей…

На фоне таких дрязг продолжать разрабатывать сценарий Питера Бриггса было совершенным безумием, и студия свернула работу в этом направлении.

Воскрешение

Несмотря на анабиоз кинематографического проекта, франшиза продолжала бурно развиваться во всех возможных из оставшихся направлениях. Заботами Dark Horse не ослабевал поток комиксов, McFarlane Toys выпускали игрушечных инопланетян, а работники «пера и бумаги» писали романы как о каждом из монстров в отдельности, так и об их противостоянии. Апофеозом стал выпуск одноименной видеоигры от Fox Interactive, феноменальный успех которой заставил вновь заговорить об экранизации.

В положении строжайшей секретности на Fox была возобновлена работа над проектом, во главе которого, на сей раз, стали Джон Дэвис и Джоэл Сильвер. Первые подтверждения новым слухам пришли только в конце 2001 года, когда Сильвер проговорился в одном из интервью о своём альянсе с Дэвисом. А уже к февралю 2002 года стало известно, что новую версию сценария написали Джеймс ДеМонако и Кевин Фокс. Их история сильно напоминала сюжет компьютерной игры: в результате крушения космического челнока, учёным в руки попадет Хищник. Заражая его Чужим, люди надеются заманить в ловушку Хищников и изучить их технологии.

Киноманы заметно оживились: пускай новый сценарий заметно проигрывал работе Бриггса, зато в конце тоннеля под названием «Чужой против Хищника» забрезжила надежда. На сей раз, это было истинной правдой – в ответ на разрабатываемые конкурентами кросс-оверы («Фредди против Джейсона» на New Line и «Супермен против Бэтмена на Warner Bros.), Fox наконец-то решили, что скандальная шумиха, связанная с проектом, позабылась, и его можно запускать в производство.

Первой кандидатурой, намеченной в кресло постановщика, был выбран Дэвид Тьюи. В активе режиссёра уже значились две успешные фантастические постановки – «Прибытие» и «Чёрная дыра», и в настоящий момент он в очередной раз получил отказ от Universal на создание сиквела к последней из картин. Fox обхаживала Тьюи, предлагая ему самые завидные условия, но в последний момент в сделку вмешались представители Universal, предоставив режиссёру карт-бланш на постановку «Хроник Риддика».

Фанаты взвыли от отчаяния – казалось, что более подходящей кандидатуры, чем Тьюи, для проекта не найти. Но у студии были козыри в рукаве, и в июле 2002 года вышел официальный пресс-релиз, сообщавший, что автором сценария и режиссёром «Чужого против Хищника» станет Пол Андерсон. К моменту принятия исторического решения, Андерсон успел связать себя обязательствами перед создателями второй серии «Обители зла», над сценарием которой он работал. Номинально, он же числился и режиссёром картины, но поскольку нигде на бумаге этого не значилось, Андерсон решил отказаться от постановки, чтобы полностью сосредоточится на новом проекте.

Восторгам Андерсона не было границ. С молодости он был поклонником комиксов Норвуда и на заре карьеры даже написал сценарий «Чужого против Хищника». И вот теперь его мечты становились реальностью – он творил историю собственными руками.

Слухи о содержании первых версий его сценариев разнились. Одни утверждали, что речь пойдёт о попытках поймать Хищника для генетических экспериментов с ДНК Чужого, другие уверяли, что действие истории будет развиваться на Земле в наше время. Согласно появившейся в интернете информации, имя главного героя сценария было Лекс, а среди остальных персонажей упоминались также Верхайден и Чарльз Вэйланд. Если с Верхайденом всё было более или менее ясно – Андерсон назвал персонажа в честь одного из художников, приложивших руку к франшизе, то личность Вэйланда вызвала огромный интерес на кинофорумах.

Дело в том, что с самого первого «Чужого», в сериале неизменно присутствовала некая могущественная корпорация, называвшаяся Вэйланд-Ютани. В первом фильме ей принадлежал «Ностромо», во втором – колония на злополучном LV-426, а в третьем она владела планетарной тюрьмой. Вопрос, интересовавший киноманов, заключался в отношении Чарльза Вэйланда к корпорации, ведь в характеристиках персонажей он значился «миллиардером-авантюристом». Неужели речь идёт об одном из основателей будущей империи, которому что-то известно о Чужих уже сейчас?

Ответов на вопрос не было, а дальнейшие события позволили на время забыть о таинственном персонаже. Июльский съезд любителей комиксов в Сан Диего принёс порцию сенсационных слухов и долгожданные дизайнерские наброски к картине. Среди новостей числилось известие о том, что съёмки картины намечены на октябрь, местом их проведения выбрана Прага, а основную массу декораций составят ледяные пещеры, так как действие картины будет развиваться в наши дни в Антарктиде. Но главной сенсацией съезда стал слух об исполнительнице главной роли – ею была названа Мила Йовович! Правда, закрадывались определённые сомнения в надёжности источника – в августе Йовович приступала к съёмкам в «Обители зла 2» и было маловероятно, что она успеет не только закончить работу менее чем за два месяца, но и подготовиться к новой роли. Опровергли это известие и представители студии, заявив, что на данный момент кастинг-лист пуст.

На осеннем съезде в Лос Анджелесе, Fox уже подкинули информацию погорячее. В пятиминутном презентационном ролике, Пол Андерсон поведал собравшимся о завязке сюжета, показал рабочие эскизы и разработки новых видов вооружения Хищников.

Действие нового сценария, доработанного Шэйном Салерно, начиналось в 2000 году до нашей эры где-то на территории современной Северной Камбоджи. Хищники уже тогда посещали Землю для совершения священного ритуала первой крови. Индейцы видели в них могущественных богов, возводящих пирамиды и сражающихся с исчадиями ада. На одной из таких пирамид три молодых Хищника пытаются противостоять полчищам Чужих, но явно проигрывают схватку. В соответствии с кодексом чести, один из них активирует систему самоуничтожения, и вскоре пирамиду, а заодно и прилегающую к ней местность накрывает яркая вспышка.

Затем действие переносится в наши дни, когда группа полярников обнаруживает под толщей льда древнюю пирамиду. На её исследование отправляется экспедиция, финансируемая Чарльзом Вэйландом, но в итоге люди оказываются в ловушке, попав под перекрёстный огонь – пятеро молодых Хищников проходят ритуал…

Первым актёром, давшим согласие на съёмки, стал Лэнс Хенриксен, что было большой неожиданностью. В «Чужих» он играл андроида Бишопа, а в «Чужом 3» – его создателя – естественно назревал вопрос, каким образом Андерсон собирается увязать это воедино? Объяснение дал сам актёр, рассказав в интервью, что будет играть того самого Чарльза Вэйланда, что основал корпорацию и разработал роботов. Именно поэтому даже в отдалённом будущем андроиды сохранили его обличие. На роль его компаньона, Джона Ютани, был утверждён Питер Уэллер.

Главная роль досталась актрисе афро-американского происхождения Сэне Латан, игравшей с Дензелом Вашингтоном в картине «Вне времени». Именно её героине, Алексе Гомер, суждено стать новой Элен Рипли и повести за собой отряд. Второстепенные персонажи распределились между Раулем Бова, Эваном Бремнером, Томми Флэнаганом и некоторыми другими.

Съёмки начались 28 октября 2003 года. Будучи ревностным поклонником обеих франшиз, Андерсон не только вкладывал в работу всю душу, но и требовал того же от остальных. Труднее всего пришлось создателям спецэффектов, задачей которых было предельно реалистичное изображение инопланетян. Сложность заключалась в том, что Андерсон желал свести к минимуму вмешательство компьютера, и большинство эффектов сделать «живыми».

За создание монстров отвечала фирма Amalgamated Dynamics, работавшая на трёх последних фильмах серии «Чужой». Особенную ответственность на них возлагало ожидание фанатов, весьма критично относящихся к облику пришельцев. Для «Чужого против Хищника» специалистам студии пришлось создать несколько гидравлических моделей, управляемых дистанционно. Новейшие разработки в области аниматорики позволили достигнуть предельной реалистичности в движениях. Впрочем, придумать способа изображения инопланетян, лучше, чем костюмы было сложно, поэтому в большинстве эпизодов мы видим актёров, облачённых в устрашающие доспехи. Претерпела изменения и мимика Чужих, до того остававшаяся латексно-безжизненной. Теперь ксеноморфы могут рычать, не опасаясь застывшего «выражения лица».

Похожая ситуация была и с Хищниками. Лишь их вожак по имени Шрам удостоился отдельно управляемой головой с полным спектром эмоций для крупных планов. В основном же его играл одетый в костюм Ян Уайт.

Но предметом особой гордости компании стала полностью управляемая модель Королевы Чужих. Для съёмок Королеву создали в трёх вариантах: в натуральную величину, миниатюрную модель, умещавшуюся на ладони, и компьютерную версию. Благодаря этому Королева стала полностью мобильной, в отличие от практически недвижимой «коллеги» из ленты Кэмерона. Трудность в работе с Королевой создавал хвост, сгенерированный на компьютере. Ветерану спецэффектов Джону Бруно («Терминатор 2», «Титаник») пришлось приложить все свои умения, чтобы сделать движения тела и хвоста абсолютно синхронными и реалистичными.

Съёмки шли свои чередом и практически не попадали на страницы новостных сайтов, как в интернете разорвалась бомба. Портал Гарри Ноулза, вгонявший в дрожь не одну студию, опубликовал на своих страницах разгромную рецензию на сценарий Салерно. Конечно, судя по стилю статьи, рецензент был ярым поклонником франшизы, но тот факт, что от сценария не осталось камня на камне, настораживал…

Не сильно обнадёжил и трейлер, появившийся весной 2004 года – скованные полумраком катакомбы и скорее комиксово-условные, чем пугающие монстры, явно шли в разрез с многолетними ожиданиями. Вдобавок, со съёмочной площадки пошли слухи о перерасходе бюджета и переносе даты премьеры на неделю вперёд. Но студия никак не реагировала на слухи о проблемах с картиной, и уверенно вела маркетинговую машину.

По соглашению с Dark Horse Comics, за пару дней до премьеры в продаже появилась 96-страничная новелла «Чужой против Хищника: Охотничий азарт» (Alien vs. Predator: Thrill of the Hunt), написанная Майком Кеннеди и иллюстрированная Роджером Робинсоном. Предисловие комикса гласило, что даже не смотря на то, что действие истории развивается в космосе в отдалённом будущем, оно неразрывно связано с событиями картины Андерсона. Более того, оба сценария – и комикса, и фильма, дополняют друг друга, и часть секретов будет понятна только ознакомившимся с обеими историями.

Премьерный уик-энд, как и ожидалось, был проведён на вершине таблицы кассовых сборов. Однако реакция фанатов была более чем негативной. В упрёк Андерсону ставилось утрирование истории и превращение её в развлекательный аттракцион, что шло в разрез с атмосферой предыдущих фильмов. Закрывались старейшие фэн-сайты картины, на титульных страницах которых появлялись надписи типа: «Я посмотрел «Чужого против Хищника» и возненавидел его. Вся информация удалена и восстанавливаться не будет». Андерсон обвинял студию во вмешательстве в процесс финального монтажа, в результате которого фильм обрёл рейтинг PG-13 (детям до 13 лет), в то время как предыдущие картины в обоих сериалах не спускались ниже R (детям до 17).

Мы не будем заниматься гаданиями на кофейной гуще, и строить собственные версии произошедшего. Не лучше ли скрестить пальцы и загадать желание: пусть на Fox найдутся деньги на постановку «Хищника 3» и «Чужого 5», появления которого так сильно хотят Сигурни Уивер и Джеймс Кэмерон…

 

Охота на человека Научная фантастика как самостоятельный жанр получила свое место под солнцем вскоре после окончания Второй мировой войны. Человечество, напуганное брутальным опытом Хиросимы и Нагасаки, с понятным опасением относилось к дальнейшим военным разработкам в этом направлении. Ученые мужи еще сильнее накручивали и без того обеспокоенные массы, а Голливуд не упускал возможности поспекулировать на актуальной тематике, выплескивая на экраны массу низкопробного трэша. И если отдельные картины и становились событиями, то подавляющее их большинство годилось лишь для ночных трансляций по кабельному телевидению, если бы таковое существовало в то время. Не меньшей популярностью у киноделов пользовалась и уфология, интерес к которой был спровоцирован легендарным инцидентом в Нью-Мексико. Тогда, 2 июля 1947 года, неподалеку от городка Розуэлл разбился неопознанный летающий объект, которым тотчас заинтересовалось Министерство обороны. До сих пор никто толком не знает, что же было обнаружено внутри летающей тарелки, но народная молва твердит о нескольких инопланетянах, двое из которых попали в руки военных живыми. На протяжении доброго десятка лет Фабрика Грез исправно потчевала зрителя однотипным киночтивом, пока тема не исчерпала сама себя. На дворе царили новые социальные настроения, злободневные акценты сместились, и о научной фантастике на время забыли, отдав предпочтение развлекательным постановкам вроде «Звездного пути» (Star Trek, 1965, режиссер Роберт Батлер), «Планеты обезьян» (Planet of the Apes, 1968, режиссер Франклин Дж. Шэффнер) и «Барбареллы» (Barbarella, 1968, режиссер Роже Вадим). Конечно, в это же время появилась и «Космическая одиссея 2001 года» (2001: A Space Odyssey, 1968, режиссер Стэнли Кубрик), но то было скорее исключением, нежели правилом. Датой возрождения научной фантастики в кино можно считать 25 мая 1979 года, когда на экраны США вышла картина Ридли Скотта «Чужой» (Alien). Безапелляционно отметая устоявшиеся каноны космических приключений, лента пугала леденящей безысходностью пятого океана, готической атмосферой и фантасмагорическими монстрами Х. Р. Гигера. Бешеная популярность фильма принесла ему почетное место в анналах славы мирового кинематографа, толпы поклонников и массу подделок, не заставивших себя долго ждать. «Тьма» (The Dark, 1979), «Чужие идут» (The Aliens are Coming, 1980), «Чужой 2: На Земле» (Alien 2 sulla Terra, 1980), «Загрязнение» (Contamination, 1980), «День, когда остановилось время» (The Day Time Ended, 1980) выходили на экраны каждые два месяца, не давая рядовому зрителю сориентироваться и отделить зерна от плевел. Апофеозом спекуляций стала картина Джона Карпентера «Нечто» (The Thing), после которой сказать что-то кардинально новое о пришельцах представлялось крайне затруднительным. Виртуозный выход нашел Стивен Спилберг, предложив миру принципиально иную концепцию научно-фантастического фильма: в его «Инопланетянине» (E.T. – The Extra-Terrestrial) чужак представал безгранично мудрым и добрым существом в отличие от озлобленных тварей, порожденных картиной Скотта. Инновация прижилась, и новая волна подражаний разрабатывала идею, вычерпывая ее потенциал до дна. «Конусоголовые» (Coneheads, 1983), «Победа» (V, 1984), «Человек со звезды» (Starman, 1984), «Враг мой» (Enemy Mine, 1985) – копилка качественной фантастики богатела одновременно с избитостью темы. Поворотным моментом в фильмах о пришельцах стал 1986 год, когда на экраны вышла лента Джеймса Кэмерона «Чужие» (Aliens) – сиквел бессмертного творения Ридли Скотта, – породившая новое кинонаправление – «manhunt» (охота на человека). Первобытный страх Еще до премьеры «Чужих» было ясно, что ленту ждет большое будущее – интерес зрителей к постановке Кэмерона не ослабевал в течение всего съемочного периода. Поэтому студия 20th Century Fox не сильно рисковала, запуская в производство новый проект сходной тематики. Сама причина рождения будущего блокбастера достойна того, чтобы стать сценарной фабулой какой-нибудь едкой сатиры на американское кинопроизводство. Уже находящийся в зените славы Сильвестр Сталлоне по неизвестному стечению обстоятельств был излюбленной мишенью голливудских острословов, не упускающих ни единого шанса поиздеваться над звездой. Попал под обстрел критики и его новый фильм сериала «Рокки», в котором боксер вышел на ринг с русским тяжеловесом Иваном Драго. Драматургическая составляющая картины была слаба, и язвительные критики поспешили заявить, что единственным противником, с которым еще не сражался Рокки, остался инопланетянин ET из фильма Спилберга. Непостижимым образом эта шутка задела воображение двух начинающих сценаристов – братьев Джина и Джона Томасов, решивших превратить ее в захватывающую дух историю схватки человека и инопланетянина. Уже в конце 1985 года первый вариант рукописи был готов и предложен Fox под названием «Первобытное зло» (Primeevil). Студии сценарий понравился, и в скором времени проект перешел в стадию pre-production. Спецэффекты разрабатывались штатными сотрудниками Fox, тотчас же столкнувшимися с проблемами при моделировании инопланетянина. Согласно первоначальной версии сценария Томасов, чужак изображался бесформенным организмом, способным управлять мыслями и действиями других живых существ. Технология, необходимая для адекватного изображения пришельца на экране, была идентична программе, воспроизводившей робота Т-1000 в легендарном «Терминаторе 2». Но поскольку на двор е стоял 1986 год, а подобные программы появились лишь четыре года спустя, было решено отправить сценарий на доработку. В результате инопланетянин утратил свои телепатические способности, но обрел более «земной» облик – одноглазую голову, похожую на собачью, посаженную на вытянутую шею. Возглавить проект было доверено Джону МакТирнану – молодому режиссеру, обратившему на себя внимание малобюджетным ужастиком «Кочевники» (Nomads). «Инопланетный охотник» (Alien Hunter) – так теперь именовалась картина – был первой крупной студийной постановкой МакТирнана, и для осуществления внутреннего контроля на площадке продюсер Джоэл Сильвер «отрядил» своего приятеля Шейна Блэка – сценариста «Смертельного оружия». Блэку было всего 25 лет, поэтому он с радостью согласился сыграть одного из коммандос – шансы на подобные авантюры выпадают далеко не каждому… К этому времени проект обрел звезду. Арнольд Шварценеггер согласился исполнить главную роль – командира спецназовцев, майора Алана Шеффера по прозвищу Голландец (Датч). Остальных персонажей распределили между Карлом Уэзерсом, работавшим в приснопамятном «Рокки», Джесси Вентурой и Биллом Дьюком, снимавшимся с Шварценеггером в «Коммандо». Сонни Лэндем, индеец Чероки, порнозвезда 70-х, начавший «официальную» карьеру, был взят на картину с одним условием: страховая компания настояла на телохранителе, что должен был круглосуточно находиться возле актера. Однако охранял страж вовсе не Лэдема, а остальную съемочную группу, ибо Сонни слыл большим любителем подраться. На роль заглавного существа был утвержден никому не известный каратист Жан-Клод Ван Дамм, подрабатывавший каскадером и имевший в творческом активе лишь роль гея в комедии «Монако навсегда». Специалисты по подбору натуры нашли девственные джунгли всего в паре часов езды от городка Паленке (штат Чиапас), и съемочная группа полным составом отправилась в Мексику. Как и всякий начинающий кинематографист, МакТирнан жаждал создать идеальный фильм – ленту, в которой все выглядело бы предельно реалистично и в которой не к чему было бы прицепиться даже самым завзятым скептикам. Поэтому прежде чем приступать к съемкам, режиссер решил сплотить дух команды путем изнурительных тренировок. Каждый день актеры вставали в шесть утра, завтракали и пробегали шесть-семь километров для поддержания формы. В течение следующих пяти часов «коммандос» отрабатывали навыки работы в джунглях – от лазанья по деревьям до спуска на канатах и владения оружием. Специальный инструктор обучал их бесшумному передвижению, подаче сигналов руками и разворачиванию цепью для особых маневров. По возвращении совершенно обессилевших актеров в гостиницу их ждали взвешивание и два часа физических упражнений. К окончанию тренировки в спортзале появлялся воодушевленный МакТирнан и начинал репетиции. Казалось бы, столь суровые испытания в точном соответствии с планом режиссера должны были сплотить коллектив, но среди актеров нашлось место недовольству. Бунтовал Ван Дамм, вынужденный расхаживать по джунглям в громоздком неудобном костюме Охотника. Сценарий требовал от каскадера выполнение особо опасного трюка, решиться на который будущий «брюссельский мускул» никак не мог. Строптивость Жан-Клода совершенно не нравилась Джоэлу Сильверу, до сих пор смотревшему на выходки бельгийца сквозь пальцы. Но мечтавший о звездной карьере каскадер желал слишком многого – участие в боевике «Не отступать, не сдаваться» (No retreat, no surrender, 1986) вскружило ему голову, и Ван Дамм принял решение больше не соглашаться на роли «ходячих спецэффектов», требуя появления собственного имени в титрах картины. Терпение Сильвера лопнуло, и спустя два съемочных дня Жан-Клод был заменен чернокожим Кевином Питером Холлом, уже игравшим похожую роль в фантастическом хорроре Грэйдона Кларка «Без предупреждения» (Without Warning, 1980). Однако во время подготовки злополучного трюка стало понятно, что костюм, созданный умельцами Fox, действительно серьезно сковывает движения и уж тем более не подходит новому актеру, рост которого равняется 2 м 18 см… Студия в срочном порядке решает в очередной раз сменить дизайн Охотника, обратившись за помощью к Стэну Уинстону – гению в области создания спецэффектов, участвовавшему в таких проектах, как «Нечто» (The Thing, 1982) и «Терминатор» (The Terminator, 1984). Уинстон перебрался в «Охотника» прямо со съемочной площадки «Чужих», где во второй раз сотрудничал с Джеймсом Кэмероном. Обсуждая с приятелем идеи для новой работы, он прислушивается к совету Кэмерона уделить особое внимание челюстям пришельца и приносит Сильверу первые наброски. Впрочем, неприятностями с костюмом проблемы съемочной группы не исчерпывались. Первым пресс руководства испытал на себе МакТирнан, желавший снимать картину в широкоформатном разрешении, но получившим приказ сверху работать с негативами 1,37:1 из-за сложностей с оптическими эффектами. Разумеется, телевизионный формат картинки был совсем не тем, чего хотелось дебютанту, и, использовав каше, он получил-таки соотношение сторон 1,85:1. В отместку студии МакТирнан применил анаморф лишь во вступительных кадрах, из-за чего знаменитый логотип 20th Century Fox выглядел изрядно растянутым. Добавил поводов для волнений и животный мир – надоедливая мошкара не давала покоя, а муравьи какого-то специфического вида искусали одного из актеров, да и обезьяна, которую хотели использовать для весьма зрелищного эпизода, где Охотник прыгал с дерева на дерево и вел при этом огонь, категорически не слушалась дрессировщика и остервенело срывала с себя красным костюм (который после цифровой обработки превращался в одеяние пришельца), из-за чего сцену пришлось вырезать из сценария. Впрочем, вынужденная пауза пошла лишь на пользу конечному результату. Пока Уинстон создавал обновленного монстра, Сильвер тоже не бездействовал, а с собственной командой «чародеев» тестировал на компьютере различные идеи, касающиеся визуальной концепции фильма. Когда после очередных пассов над клавиатурой изображение неожиданно пропало, явив взору продюсера мерцающий полупрозрачный силуэт, Сильвер понял, что аппаратный сбой подарил ему эффект, призванный стать главным аттракционом картины.   Смертельное оружие Устрашающий облик инопланетянина, созданный Стэном Уинстоном, был настолько хорош, что никаких дальнейших доработок не потребовалось – модель утвердили и без дальнейших проволочек возобновили съемки. Но, не успев войти в рабочий ритм, кинематографисты вновь прервали работу – Шварценеггер взял четырехдневный отпуск, чтобы сочетаться браком с журналисткой Марией Шрайвер. Вернувшись на площадку, отдохнувший Арнольд предложил МакТирнану разбавить чересчур мрачный сценарий комическими диалогами. Режиссер


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: