Материал для закрепления воспитателем или на индивидуальных занятиях с логопедом.




Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе

По теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- обобщить и систематизировать знания детей об осени:

o дни становятся короче, холоднее,

o часто идут дожди,

o листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;

o исчезают насекомые,

o улетают перелетные птицы;

o животные готовятся к зиме,

o люди собирают урожай овощей и фруктов);

- упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану;

- активизировать словарь по данной теме;

- развивать внимание, память, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ:

демонстрационный материал — картинно-графический план.

Образователь- ная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Слайд 1-2 Слайды 3,4,5, 6 Коммуникативная деятельность, Чтение художественной литературы 1. Организационный момент Логопед читает стихотворение: Листья с деревьев в лесу осыпаются. Дождик уныло по крышам стучит. Светлое небо с землею прощается. Хмурая осень в окошко глядит.   — Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихот­ворении?   — Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) — Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.) — Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.) — Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)
Речевое развитие Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11-12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15-16-17 Слайд 18-19-20-21 Коммуникативная деятельность 2. Работапо плану Вывешивается картинно-графический план
Солнце Небо Деревья
Птицы Звери Люди

 

—Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, сол­нечных дней стало меньше.)

—А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождли­вое, облачное, серое, темное.)

 

 

—Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, крас­неют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

 

—Как называется явление в природе, когда с деревьев опада­ют листья? (Листопад.)

—Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают,падают, кружатся, летят, осыпаются.)

—С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увя­дает.)

—Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

—Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)

—Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, ко­ряги, забираются под кору деревьев.)

—Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укла­дываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)

—Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собира­ют урожай? (Делают запасы на зиму.)

—Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

 

—Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, лис­топад.)

Физическое развитие Слайд 22 Двигательная деятельность 3. Физкультминутка Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. ДЕТИ Кружатся на пальчиках, руки в стороны, приседают, движения руками вправо-влево,
Речевое развитие Слайд 23 Коммуникативная деятельность, продуктивная деятельность 4. Составление рассказа по картинно-графическому плану. Сначала рассказывает логопед, потом сильный ребенок, потом друг другу рассказывают дети.  
Речевое развитие Чтение художественной литературы 5. Чтение рассказа «Осень» Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пас­мурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревь­ях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток де­ревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Тра­ва вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.
Речевое развитие Слайд 24 Коммуникативная деятельность 6. Итог занятия. Домашнее задание. Рисунок осени и рассказ.  

Материал для закрепления воспитателем или на индивидуальных занятиях с логопедом.

 

I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные призна­ки осени. Чем отличается осень от лета?

Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья, животные, птицы, люди.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными.
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья, трава.

2. Образование существительных множественного числа имени­тельного и родительного падежей.

Например: дерево — деревья — деревьев, лист — листья — ли­стьев, трава — травы — трав и т.д.

3. Подобрать антонимы к словам: тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный — короткий, сухой — мокрый и т.д.

4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за,
из-под.

 

   
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: