Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе
По теме: «ОСЕНЬ».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- обобщить и систематизировать знания детей об осени:
o дни становятся короче, холоднее,
o часто идут дожди,
o листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;
o исчезают насекомые,
o улетают перелетные птицы;
o животные готовятся к зиме,
o люди собирают урожай овощей и фруктов);
- упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану;
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать внимание, память, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ:
демонстрационный материал — картинно-графический план.
Образователь- ная область | Вид деятельности | Содержание деятельности | |||||||
Речевое развитие Слайд 1-2 Слайды 3,4,5, 6 | Коммуникативная деятельность, Чтение художественной литературы | 1. Организационный момент Логопед читает стихотворение: Листья с деревьев в лесу осыпаются. Дождик уныло по крышам стучит. Светлое небо с землею прощается. Хмурая осень в окошко глядит. — Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении? — Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) — Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.) — Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.) — Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.) | |||||||
Речевое развитие Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11-12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15-16-17 Слайд 18-19-20-21 | Коммуникативная деятельность | 2. Работапо плану
Вывешивается картинно-графический план
—Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.) —А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)
—Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
—Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.) —Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают,падают, кружатся, летят, осыпаются.) —С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.) —Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.) —Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.) —Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.) —Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.) —Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.) —Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
—Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.) | |||||||
Физическое развитие Слайд 22 | Двигательная деятельность | 3. Физкультминутка Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. ДЕТИ Кружатся на пальчиках, руки в стороны, приседают, движения руками вправо-влево, | |||||||
Речевое развитие Слайд 23 | Коммуникативная деятельность, продуктивная деятельность | 4. Составление рассказа по картинно-графическому плану. Сначала рассказывает логопед, потом сильный ребенок, потом друг другу рассказывают дети. | |||||||
Речевое развитие | Чтение художественной литературы | 5. Чтение рассказа «Осень» Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог. | |||||||
Речевое развитие Слайд 24 | Коммуникативная деятельность | 6. Итог занятия. Домашнее задание. Рисунок осени и рассказ. |
Материал для закрепления воспитателем или на индивидуальных занятиях с логопедом.
|
I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные признаки осени. Чем отличается осень от лета?
Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья, животные, птицы, люди.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Согласование прилагательных с существительными.
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья, трава.
2. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: дерево — деревья — деревьев, лист — листья — листьев, трава — травы — трав и т.д.
|
3. Подобрать антонимы к словам: тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный — короткий, сухой — мокрый и т.д.
4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за,
из-под.