Задания для самостоятельной работы в 1 семестре
Тема 1.1. Математические методы и модели
Отбор проблем (ситуаций) из области географии, требующих решения (представления) математическими средствами
· Выберите и опишите ситуацию из области географии, требующую решения математическими средствами.
· Осуществите перевод задачи на язык математики.
· Решите соответствующую математическую модель и интерпретируйте результат.
Предложите не менее 3 ситуаций.
Тема 1.2. Элементы теории множеств
1. Решение задач по теме
1. Даны множества
А – множество всех существ, умеющих летать;
В – множество всех насекомых;
С – множество всех птиц.
Назовите: а) 2 элемента, принадлежащие множеству А\В; б) 2 элемента, принадлежащих множеству С∩А; в) найдите множество, равное
2. Задайте перечислением элементов множество, заданное характеристическим свойством:
3. Даны множества. Расположите их так, чтобы каждое предыдущее было подмножеством следующего (сделайте запись с использованием математической символики):
А – множество всех учеников 8 класса данной школы;
В – множество всех учеников данной школы;
С – множество восьмиклассников данной школы, посещающих факультативы;
D – множество всех учащихся школ России.
4. Заштрихуйте ту часть диаграммы, которая соответствует множеству .
5. В двух группах учатся 50 студентов. Для прибытия в институт 12 из них пользуются автобусом, 18 добираются пешком, 7 и идут, и едут в автобусе. Найдите, сколько человек пользуются другим транспортом
2. Одно из задания (на выбор):
ü Составление (подбор) задач для решения с помощью формул включений-исключений
Составьте набор задач, для решения которых целесообразно использовать формулы включений-исключений. Предусмотрите в наборе не менее 3х задач на использование формулы для двух множеств и не менее 3х задач на использование формулы для трех множеств. Решите по одной задаче из каждой группы.
ü Подготовка сообщения на тему «Использование элементов теории множеств в географии»
ü Составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов по теме
Требования к составляемому каталогу:
a) каталог должен включать в себя не менее 6 ресурсов;
b) содержание отобранных Интернет-ресурсов соответствует заданной теме;
c) каталог должен включать в себя только общедоступные действующие Интернет-ресурсы;
d) ссылки на источники оформлены в соответствии с установленными правилами;
e) каталог должен содержать описание Интернет-ресурса, включая описание возможностей его использования в процессе обучения
Тема 1.3. Основы алгебры логики
1. Решение задач по теме
1. Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие — нет (объясните почему):
1) "Солнце есть спутник Земли";
2) "2+3=4";
3) "сегодня отличная погода";
4) "в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 3 432 536 слов";
5) "Санкт-Петербург расположен на Неве";
6) "музыка Баха слишком сложна";
7) "первая космическая скорость равна 7.8 км/сек";
2. Укажите, какие из высказываний предыдущего задания истинны, какие — ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить..
3. Сформулируйте отрицания следующих высказываний или предикатов:
а) “Эльбрус — высочайшая горная вершина Европы”;
б) “10<7”;
г) “все натуральные числа целые”;
д) “это утро ясное и теплое”;
и) “число n делится на 2 или на 3”;
4. Даны два простых высказывания:
А = {2 • 2 = 4}, В = {2 • 2 = 5}.
Какие из составных высказываний истинны:
а.) ; б)
; в) А ᴧ В; г) A v B?
5. Составьте таблицы истинности логического выражения: (А v B) ᴧ (A v B)
2. Типологический анализ логических задач (составление схемы или таблицы)
Даны высказывания. Распределите высказывания на группы в зависимости от используемого квантора.
· Все ученики нашего класса решили задачу.
· Некоторым школьникам по 10 лет.
· Найдётся книга, содержащая страницу, в каждой строке которой встречается хотя бы одна буква «А».
· В некотором поезде, идущем из Саратова в Воронеж, в каждом вагоне есть свободное место.
· Весь наш класс присутствовал на творческом вечере.
· Некоторые ученики нашего класса решили задачу.
· В каждом городе есть район, в каждой школе которого найдётся класс, ни один ученик которого не занимается спортом.