Педагогическое общение педагогический такт.




Педагогическое общение - это важная сторона труда учителя, создающая атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее педагога, ученики которого знают все правила, законы, но при этом они очень сильно перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение представляется более важным по сравнению с педагогической технологией. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

¨ взаимообмен информацией между учителем и учащимися;

¨ взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

¨ мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;

¨ взаимодействие и организация совместной деятельности;

¨ разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;

¨ взаимная удовлетворенность участников общения.

Выделяют также три функции педагогического общения.

1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.

2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.

3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Рассмотрим стили педагогического руководства, которые непосредственно характеризуют педагогическое общение.

При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

Следующим является авторитарный стиль педагогического руководства. Этому стилю руководства свойственны основные черты автократического. Основное отличие заключается в том, здесь учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, которые их затрагивают. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии с имеющимися у него установками.

При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение все же формулирует учитель.

При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением своих обязанностей и указаний администрации.

Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часто возникают у него конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся взаимоотношения учителя с учащимися зависят также и от того, насколько педагог учитывает возрастные особенности школьников, в частности свойственное подросткам и юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителями.

Педагогический такт в широком смысле слова - это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный в данных обстоятельствах способ воспитательного влияния (по И.В. Страхову). Каждый педагогический способ воздействия, каждое замечание, которое делается учащимся, должны поднимать авторитет учителя или хотя бы не подрывать его. Педагогический такт - это творчество, умственная деятельность, особенное умение. Тактичный учитель не только владеет большим арсеналом различных педагогических способов, но и умело, разумно ими пользуется. Его отношения с учениками построены на доверии и взаимном уважении.

 

 

В такте проявляется высокоморальное, гуманное отношение учителя к учащимся. Его не следует понимать как один из методов воспитания или обучения. Он сопряжен с применением всех методов и приемов учебно-воспитательной работы. Нарушение такта снижает учебно-воспитательные возможности.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: