Концептуально-исторические подходы к организации оздоровительной деятельности с детьми и подростками




 

В.А. Кудинов и Е.Н. Сорочинская: четыре основных этапа в истории развития воспитательной и оздоровительной работы с детьми в условиях каникулярного времени.

1-й этап (20-е – начало 40-х годов):

Ø характеризуется зарождением и развитием системы организации деятельности детских оздоровительных лагерей как самостоятельной сферы в педагогической работе с детьми в каникулярное время.

Ø В 1922 году решением СНК при НК здравоохранения создается санаторно-оздоровительный комплекс «Артек» В Крыму. Основная функция деятельности «Артека» была направлена на поддержание, профилактику реабилитацию здоровья детей и подростков, отличившихся в трудовой, учебной и других видах деятельности.

 

начальный этап развития общественно-государственной системы социального воспитания детей в каникулярное время: новый образовательный опыт, создаваемым на «опытных станциях», в «новых школах», «детских летних колониях», «трудовых артелях», «Майских союзах», «обществах взаимопомощи» и пр., который показывает, что детские летние объединения – эффективное средство оздоровления обездоленных, голодных и раздетых детей гражданской войны. Создавались системы, в которых взрослый и подросток взаимодействовали, но главенствующая роль принадлежала взрослому, а не самодеятельным началам детей.

 

Ø В 1924 году основной задачей летней деятельности детей и пионерских отрядов считалось «оздоровление подрастающего поколения, укрепление детского организма и закаливание его» (А.С. Жданова).

Ø Основная тенденция педагогической практики этого периода — нацеленность на преобразование окружающей жизни, физическое совершенствование, помощь взрослым, работу с детьми младшего возраста, участие в кампании по ликвидации безграмотности, установление тесных связей между городскими и сельскими детьми.

 

Приоритетными задачи первых оздоровительных лагерей:

  • санитарно-гигиеническое просвещение детей и подростков;
  • развитие их двигательной активности;
  • закаливание организма;
  • освоение режима дня, как фактора сохранения высокой работоспособности человека;
  • организация питания.

Через детей осуществлялась попытка обеспечить перенос норм санитарно-бытовой культуры в семью.

Ø 1924 год –первое «Положение о загородном Пионерском лагере», Регламентирующее структуру управления, цели и задачи работы с детыми, санитарно-гигиенические требования к проживанию ребенка, нормы питания, физических нагрузок. Это и определило содержание воспитательной и оздоровительной работы.

Ø Физическое совершенствование становится приоритетным в работе с детьми. Много внимания уделяется физической культуре и спорту формированию готовности к защите Отечества (появление первого комплекса БГТО, нормативов «Ворошиловский стрелок»).

 

Направления по характеру и содержанию работы, выделяемые в структуре воспитательной и оздоровительной работы лагерей к началу 40-х годов:

1. Первое направление – здравоохранение, обеспечивалось медицинскими службами и органами образования.
К мероприятиям, осуществляемым в рамках этого направления, можно отнести: изучение развития ребенка от рождения и на протяжении всего периода раз вития организма, выработку на этой основе рекомендаций по организации спортивно-массовой и физкультурой работы с детьми, создание сети санаторно-курортного лечения детей и подростков, имеющих различные патологии развития.

2. Второе направление – спортивно-массовая работа, осуществляемая органами образования, профсоюзными и комсомольскими организациями предприятий, высших учебных заведений.
В системе оздоровительной работы данное направление обеспечивало: функционирование спортивных комплексов с множеством спортивных секций различной направленности; развитие сети спортивных специализированных школ для детей и подростков, профильных спортивных лагерей; проведение массовых спортивных праздников, оказывающих влияние на формирование ценности физического совершенствования, здоровья; развитие массового любительского спорта.

3. Третье направление – создание системы непрерывного оздоровления детского населения городов через организацию сети оздоровительных лагерей. К 1941 году в СССР функционировало 2345 детских загородных лагерей, которые обеспечивали отдых и оздоровление 9340 тысячам детей и подростков 7-15 лет (В. А. Кудинов).

2-й этап (конец 40-х — середина 50-х годов):

Ø характеризуется восстановлением системы летнего отдыха детей и подростков, приближением к довоенному уровню, переходом от государственно-общественного, общественно-самодеятельного похода в организации роботы детских загородных пионерских лагерей к государственно-бюрократическому способу управления ими.
процесс ликвидации пионерской организации как самостоятельной социально-педагогической системы.

Ø В 1951 году лагерь признается оздоровительным учреждением профсоюзов, а основным критерием качества его работы устанавливается «средняя прибавка детей в весе» (Л.С. Жданова). Социально практическая деятельность детей в этот период ограничивается правами и обязанностями члена государственно-общественных организаций — пионерской и комсомольской.

3-й этап (середина 50-х — 80-е годы):

Ø характеризуется переосмыслением предыдущего этапа, поиском путей обновления содержания воспитательной и оздоровительной работы в условиях загородных пионерских лагерей.

Ø С 1960 года начинает разворачиваться педагогическая философия и система социального воспитания во Всероссийском пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнке».
К 80-м годам сложилась система воспитания, оздоровления, досуга и отдыха, действовавшая без принципиальных изменений до 1989 года.

Ø В это время (70-80-ее гг) сложилась концептуальная база содержательных функций системы оздоровительного отдыха детей:

— укрепление физического, психического и нравственного здоровья ребенка на фоне разрядки и восстановления сил;

— удовлетворение потребностей в различных развлечениях и увлечениях (прежде всего, свободного образовательного на правления);

— обеспечение единства оздоровительного и образовательного процессов;

— компенсация недостатков профессионального образования;

— саморазвитие и самореализация ребенка.

4-й этап (1989—1995):

Ø характеризуется процессом научного переосмысления сущности процесса воспитания и оздоровления в условиях временных детских объединений.

Ø Основная тенденция этого этапа — это поиск путей, средств, методов, форм, повышающих эффективность воспитания и оздоровления (в широком смысле) ребенка во временных объединениях. Возникают новые типы и виды учреждений.

 
 


Содержательная сторона жизнедеятельности ребенка в оздоровительном учреждении имеет несколько аспектов:

1. Комплексная направленность содержания жизни в лагере, которая оказывает благотворное воздействие на развитие ребенка.

2. Оздоровительный отдых детей — это мощный аккумулятор психических, нравственных, этических, эстетических и физических сил ребенка.

3. Система организованного отдыха для подростка благоприятна тем, что она целостно обеспечена педагогическим и медицинским сопровождением, социальными и индивидуальными связями.

 

организованный отдых позволяет одновременно реализовать развивающую, оздоровительную, образовательную, культурологическую, психотерапевтическую, коммуникативную функции, что свидетельствует о его несомненной пользе в общей системе воспитания, развития и социализации детей и подростков

 

Задача системы летнего отдыха детей и подростков – попытка разбудить в детях живой и здоровый интерес ко всему окружающему, вызвать желание побольше узнать, проанализировать постигнутое, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, зарядиться духовной и физической энергией.

Базисом поставленной задачи служат духовно-нравственные и культурно-исторические народные традиции, многослойное восприятие мира и их воплощение в сфере конкретных повседневных дел и мероприятий детского оздоровительного отдыха детей, взаимодействия со старшими, с семьей.

5 (современный этапа (1995 год — по настоящее время)):

Ø Начинается с принятия Правительством Российской Федерации постановления № 233 от 7 марта 1995 года, утвердившего типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей». С декабря 1997 года это положение стало законодательной нормой в законе РФ «Об образовании» (ст. 12, п. 9),

Подходы к отбору содержания образования, воспитания и оздоровления детей в условиях детского оздоровительного лагеря:

1. Рефлексивно-культурный подход. Способ существования человека связывается с активным развитием рефлексии, что позволяет строить человеческую жизнь на нравственной основе. Ее фундаментом являются осознанные ответы на вопросы: «кто я такой?», «как я живу?», «зачем я делаю это?», «куда мне следует двигаться дальше?», «что я хочу от жизни и от себя?» и др.

2. Антропологический подход впервые обосновал К.Д. Ушинский. В его понимании это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Антропологический принцип имеет длительный философский генезис. В сегодняшней педагогике он ассоциируется с именем одного из основателей «Орлёнка» В.И. Слободчиковым.

3. Личностный подход, который в педагогике утверждает представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Личностный подход означает ориентацию на личность как цель, субъект, результат и главный критерий о эффективности педагогического процесса. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы (Е.В. Бондаревская и др.).

4. Деятельностный подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, активизации, перевода его в позицию субъекта воспитания и общения. Это предполагает обучение ребенка выбору цели при планировании деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

5. Культурологический подход имеет в своем основании аксиологию учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический подход это методологическая основа образования, ориентированного на человека; реализация образования через культуру, все компоненты образования наполнены человеческим смыслом и служат человеку, способность человека к культурному самоопределению и саморазвитию в мире культурных ценностей.

6. Аксиологический подход (А.Н. Вардамацкий, С.А. Войтович, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, А.А. Кисель, М.К, Мамардашвили, И.М. Попова, А.К. Уледов и др.) исходит из понимания ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом.

Подчеркнем, что в процессе жизнедеятельности лагеря образование, воспитание и оздоровление выступают как интегративные взаимодействующие функции.

Ребенок как центр внимания и главный объект лагеря должен быть уверен, что ему будет обеспечена защита, что его оградят от произвола, от болезней, от непредвиденных обстоятельств, откуда бы они ни исходили. Эта позиция закреплена в современной нормативной базе деятельности детских лагерей России — в Законе РФ «Об образовании», в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.

Показателем эффективности многих детских лагерей становится комплекс образовательных, досуговых, медицинских, психологических, физкультурно-спортивных, бытовых и других услуг, способных привлечь внимание клиента (родителей, самих ребят) к конкретному детскому лагерю.

ИТОГ: Деятельность детского лагеря не может осуществляться в настоящий момент в отрыве от реальных социальных процессов. Содержание работы должно опираться на знания о ребенке, о его возможностях. Сочетание коллективного и индивидуального становится элементом профессионализма не отдельного педагога, а всего педагогического коллектива любого детского лагеря.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: