Урок астрономии по теме «Планеты земной группы»
Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна
Группа №11 (сварщики)
Дата проведения урока: 04.04.18 г.
Цели урока:
Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.
Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.
Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.
Задачи урока:
1. Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Планеты земной группы», раздаточный материал в группы.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планеты; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы.
Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.
Структура урока
1. Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
Учитель: «Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
Феон Александрийский (древний иудейский философ)
1. О чем говорится в выражении Ф.Александрийского? 2. Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс? 3. Назовите тему нашего урока. |
2. Актуализация знаний. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно.
Закончить высказывания. 1.На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий. 2.На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера. 3.Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер. 4.Самая большая по размеру планета земной группы – Земля. 5.Самую большую массу имеет планета Юпитер. 6.Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера. 7.Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля. 8.Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер. 9.Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера. |
10.К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс.
3. Мотивационно - целевой: - вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме:
- организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока.
Обучающиеся выступают с сообщением «Характеристика Земли», остальные заполняют строку Земля в обобщающей таблице.
1.Узнали ли вы для себя что-то новое?
2. Что даст нам сравнение природы Земли с природой других планет? (выявить общность их свойств и индивидуальных особенностей).
3. А зачем это нужно? (чтобы понять особенности эволюции нашей планеты и те процессы, которые на ней происходят).
4.Изучение нового материала согласно плану характеристики планет
Используя план характеристики планет, заполните обобщающую таблицу:
- рельеф и цвет планеты,
- масса и радиус планеты
-внутреннее строение,
- плотность атмосферы,
- температура на поверхности планеты,
- магнитное поле,
- оборот вокруг Солнца;
- спутники;
4. Закрепление изученного материала: выявление отличительных особенностей каждой из планет с Землей (в устной форме, беседа).
При обсуждении характеристик Меркурия.
1. Какова близость к Солнцу у Меркурия? Что представляет собой его орбита? (Выраженная эллиптическая орбита приводит к тому, что на долготах 0 0и 180 0 можно наблюдать три восхода и три захода Солнца).
2. В чем причина отсутствия атмосферы у Меркурия? (Атмосфера Меркурия существует, но, в отличие от земной, пополняется за счет захвата атомов солнечного ветра и непрерывно рассеивается).
3. С чем связано колебание температуры на Меркурии? (Меркурий не имеет собственной атмосферы и не может удержать тепло, как следствие, ночью температура опускается до минус 170 С, здесь самая большая разница температур в нашей Солнечной системе).
4. Почему поверхность Меркурия сильно повреждена? (из-за отсутствия атмосферы, которая могла бы защитить поверхность планеты, и метеориты не сгорают из-за трения).
5. Есть ли у Меркурия спутники? (нет).
Интересные факты. Значительная продолжительность солнечных суток — на экваторе планеты день и ночь сравнимы с меркурианским годом.
По международному соглашению крупным кратерам присваиваются названия в честь выдающихся деятелей гуманитарных наук и искусства.