Тема 2. Иимущество предприятия (организации)




 

В Конституции Российской Федерации установлено, что:

 

1. в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;  
2. земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;
3.граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю
4. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;
5.Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения;
6. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

 

 

В соответствии с законодательством средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республик в составе Российской Федерации, казну края области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего поселения (городского, сельского или другого).

Право собственности на имущество, которое имеет собственник, приобретается лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Если происходит реорганизация предприятия, право собственника на принадлежащее ему имущество переходит другим лицам — правопреемникам реорганизованного предприятия.

 

 

Имущество предприятия подразделяется на недвижимое и движимое:

 

 

Тема 3. Основные средства.

Предприятие как имущественный комплекс состоит из двух частей:

Следует заметить, что в экономике предприятия в отношении «основной» части имущества используются два понятия: основные фонды и основные средства. Термин «основные фонды» чаще всего характеризует натурально-вещественный состав и роль данной части имущества в деятельности предприятия. В экономической литературе выделяют следующие виды стоимости основных средств, наиболее часто применяемые на практике: первоначальная; восстановительная; остаточная; учетная; рыночная; потребительная; инвестиционная; стоимость замещения; залоговая; страховая; ликвидационная; стоимость для целей налогообложения.

 

В современной экономической науке различают следующие виды износа основных средств:

 

 

Вышеописанные типы устаревания, так же как возраст и состояние объекта основных средств, должны быть учтены при определении общего уровня износа, который может быть определен по следующей формуле:

ИОС = 1 – (1 – Иф) · (1 – Им) · (1 – Иэ)

где Иф, Им, Иэ – степень физического, морального и экономического износа соответственно, выраженная в долях.

 

Тема 4 Оборотный капитал.

 

потребителем продукции и другими контрагентами хозяйственного оборота).

Политика в отношении управления оборотным капиталом важны, прежде всего, с

позиции обеспечения непрерывности и эффективности те-кущей деятельности предприятия.

Управление оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его величины, структуры и

значений его элементов.

Основными элементами оборотного капитала

материально-производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства,

которые также принято называть текущими активами.

Для оценки производственных запасов в российской практике учета используется три

способа определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в

затраты на производство: 1) по себестоимости единицы каждого вида материалов; 2) по

средней себестоимости материалов; 3) по себестоимости первых по времени приобретения

(ФИФО — в переводе с английского «первым пришел, первым ушел»).

 

Нормирование оборотных средств включает:

 

 

Тема 5 Персонал предприятия (организации).

 

Персонал предприятия — это совокупность физических лиц, выполняющих

разнообразные функции в процессе производства материальных благ, оказания услуг,

удовлетворения потребностей интеллектуального, культурного и другого характера.

 

 

 

Трудовой потенциал — это конкретные работники, эффективность использования которых в

трудовом процессе известна. Отличие понятий «трудовой потенциал» от понятий «рабочая

сила» и «трудовые ресурсы» состоит в том, что трудовой потенциал — это

персонифицированная рабочая сила, обладающая своими индивидуальными качественными

характеристиками.

Тарифные разряды и категории — это одновременно и показатели, характеризующие

степень сложности работ, и уровень квалификации рабочих.

Штатное расписание предприятий и организаций бюджетной сферы — это документ,

ежегодно утверждаемый руководителем предприятия и представляющий собой перечень

сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда

(категории) работ и должностного оклада.

По длительности найма на работу наемные работники подразделяются на подгруппы:

 

 

Изменение численности работников предприятия в связи с увольнением и приемом на

работу называется движением, или оборотом персонала предприятия (рабочей силы).

 

 

Различают следующие абсолютные показатели движения персонала предприятия:

 

Норма численности (Нч) — это установленная численность работников определенного

профессионально-квалификационного состава, необходимого для выполнения конкретных

производственных, управленческих функций или объемов работ.

Списочная численность (Чсп) работников предприятия — это показатель численности

работников списочного состава на определенное число или дату. Среднесписочная численность — численность работников в среднем за определенный

период (месяц, квартал, с начала года, за год). Среднесписочная численность работников за

месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за

каждый календарный день месяца.

Наименование Определение
Производительность труда- характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ.  
Выработка (В)- это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени либо приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего за определенный период (час, смену, месяц, квартал, год).  
Трудоемкость (Темк)- представляет собой затраты живого труда на производство единицы продукции. Показатель трудоемкости имеет ряд преимуществ перед показателем выработки. Он устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами.

 

 

 

 

Заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности,

количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и

стимулирующего характера.

 

Необходимо различать номинальную и реальную заработную плату:

 

 

Тема 6 Издержки производства (расходы).

 

Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых,

природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию

продукции за определенный период времени.

 

Признаки затрат:

 

 

Расходы — это затраты определенного периода времени, документально

подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою

стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоёмкости, не могут

относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в

отчете о прибылях и убытках.

 

 

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и

направлений деятельности подразделяются на:

 

 

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена

их группировка по экономическим элементам, которая является единой и обязательной для

организаций всех отраслей:

 

 

Тема 7. Ценообразование.

 

Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг.

Цена как экономическая категория проявляется в следующих функциях: учетной;

распределительной; стимулирующей; сбалансирования спроса и предложения.

Цены классифицируются по нескольким признакам.

 

По отраслям и сферам обслуживания экономики:

 

 

По степени участия государства в ценообразовании:

 

1 Рыночные цены – складываются в процессе взаимоотношения субъектов

ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры, при этом с определенной точностью

их можно подразделить:

 

 

2 Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного

воздействия:

 

По стадиям ценообразования:

 

 

 

По транспортной составляющей – в зависимости от порядка оплаты транспортных

расходов.

Формирование цены в процессе движения товаров:

1 Оптовая цена изготовителя = Себестоимость производства и реализации + Прибыль

производителя.

2 Оптовая отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз,

НДС).

3 Оптовая цена закупки = Оптовая отпускная цена + Посредническая надбавка.

Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС.

4 Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая надбавка.

Торговая надбавка = Издержки торговли + Прибыль торговли + НДС.

Ценовая политика предприятия – важнейшая составная часть маркетинговой политики,

состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в

рыночных условиях, и включающая вы-бор метода ценообразования, разработку ценовой

системы, выбор ценовых рыночных стратегий.

Цели ценовой политики:

1) Обеспечение выживаемости предприятия. Важными компонентами ценовой

политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке.

2) Максимизация прибыли. Фирма делает оценку спроса и издержек применительно к

разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем

максимальную прибыль.

3) Удержание рынка.

Ценовые стратегии – обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня

цен), направленный на достижение максимальной (нормативной прибыли) для фирмы на

рынке в рамках планируемого периода.

 

Ценовые стратегии можно разделить на 3 группы:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: