за 4 четверть по предмету «Русский язык и литература»
Слушание Задание 1
Ознакомьтесь с заданиями теста. Прослушайте текст один раз и ответьте на вопросы.
Интернет стал неотъемлемой частью жизни каждого человека. Теперь люди не могут прожить и дня без проверки почты и посещения любимых сайтов. Интернет - это не только помощник в повседневной работе, Интернет - это иной мир, в котором есть свои почтовые ящики, библиотеки, фотогалереи, игры, магазины. С помощью Интернета люди могут путешествовать по разным городам, посещать туристические места, общаться с людьми.
Но если все время проводить в Интернете, могут возникнуть большие проблемы.
Люди теряют связь с реальным миром, попадают в полную зависимость от Интернета
Задания к тексту.
1.Как вы понимаете выражение: попадают в полную зависимость от Интернета?
А) общаются с другими с помощью социальных сетей В) не могут прожить и дня без Интернета
С) с помощью Интернета люди могут путешествовать
D) посещать любимые сайты, чаты, блоги
2. Найдите информацию, соответствующую прослушанному тексту А) Каждый второй подросток зависим от компьютера
В) Люди теряют связь с реальным миром. С) Онлайн-игры влияют на развитие детей.
D) Избавиться от интернет-зависимости нетрудно.
3. Определите идею текста
А) Интернет может привести к зависимости
В) С помощью Интернета можно путешествовать С) Интернет – незаменимый помощник.
D) Онлайн библиотеки помогают развиваться
Схема выставления баллов Слушание
№ вопроса | Ключи ответов | Балл | |
В) Не могут прожить и дня без Интернета | |||
В) Люди теряют связь с реальным миром. | |||
А)) Интернет может привести к зависимости | |||
Итого |
Чтение
Задание 2.
Прочитайте отрывок из рассказа «Победа будет за нами!» С. П. Алексеева и выполните задания.
Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили:
«Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.
И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.
Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.
Задания к тексту.
1. Найдите предложение, передающее основную мысль текста
![]() |
2. Поясните главную мысль текста своими словами. Приведите один аргумент из
текста. 3.Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их (простой план)
4. Определите жанр текста. Укажите его признаки.
5. Выпишите из текста изобразительно-выразительные средства (2-3)
Схема выставления баллов Чтение
№ вопроса | Ключи ответов | Балл | Приемчание |
Нелёгким был путь к победе | |||
Победа досталась нелегкой ценой… Путь к победе был тяжелым и долгим… | Возможны и другие варианты ответов | ||
1.Фашисты напали словно разбойники. 2. Отважно сражались советские люди 3. Погнали захватчиков с родной земли. 4. Наступил самый долгожданный день | Возможны и другие варианты ответов | ||
Жанр – рассказ. Небольшой объем Повествование ведется от одного лица | Возможны и другие варианты ответов |
Название отражает идею произведения | |||
Напали словно воры, словно разбойники – сравнение Великая Отечественная война, великие битвы, страшной блокаде, грозные партизаны – эпитеты. | |||
12баллов |
Письмо - [10 баллов]
Задание 3
Напишите эссе, выбрав одно из приведённых высказываний. Объем 100-120 слов. Используйте в эссе простые предложения, осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения. Пишите в соответствии с нормами языка.
День Победы: почему мы должны помнить
1. Весна 45-го принесла победу, победа принесла весну.
2. Помните! Какой ценой завоевано счастье, — Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский Молодежная культура: Интернет и социальные сети
1. Время не любит, когда его тратят впустую.
Генри Форд
2. Интернет: абсолютная коммуникация, абсолютная изоляция.
Поль Карвель
Письмо и использование языковых единиц Схема выставления баллов
Балл | Содержание и моделирование письменной речи- 5б | Грамотность языка-5б |
Глубоко понимает тему. Выдерживает четкую структуру типа - рассуждение Использует обширный спектр лексики для воздействия на читателя. | Использует обширный словарный запас, ярко выраженный стиль письма. Использует простые предложения, осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения. Соблюдает речевые нормы языка. | |
Достаточно понимает тему. Выбирает подходящую структуру типа- рассуждение Использует разнообразную лексику для воздействия на читателя. | Использует достаточный словарный запас, хороший стиль письма. Использует простые предложения, осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения Достаточно хороший уровень соблюдения речевых норм языка; ошибки не препятствуют передаче информации. |
Представляет недостаточное понимание темы. Использует приемлемую структуру типа- рассуждение. Использует малый спектр лексики для воздействия на читателя. | Использует недостаточный словарный запас, хороший стиль письма. Мало использует простых предложений, осложнённых вводными конструкциями, однородными членами предложения Нарушает речевые нормы языка; ошибки заметны, но не препятствуют передаче информации. | |
Представляет незначительное понимание темы. Структура в основном не соответствует заданию. Слабое использование языка для воздействия на читателя. Узкий спектр лексики и языковых конструкций. | Использует незначительный словарный запас. Не использует простые предложения, осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения Слабый уровень соблюдения речевых норм языка; ошибки заметны, препятствуют передаче информации. | |
Мало излагает основное содержание текста. Расплывчато выделяет части текста. | Использует слабый словарный запас. Не использует простые предложения, осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения. Не соблюдает речевые нормы языка; ошибки заметны, затрудняют понимание. |
Говорение [10]
Задание 4
Подготовьте устное высказывание (монолог)на основе личных впечатлений и наблюдений на одну из предложенных тем.
1. Герои Великой Отечественной войны нашей области.
2. Вред и польза интернета.
Время на подготовку - 2 минуты. Время для выступления - 1 – минута Оцените высказывание (монолог) одноклассника по следующему плану:
1. Раскрытие темы и идеи
2. Аргументация
3. Грамотность речи
Схема выставления баллов Говорение
Раскрытие идеи (5 баллов) | Грамотность речи (5 баллов) | |
Глубоко раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Анализирует и оценивает высказывание одноклассника по предложенному плану | Точно и последовательно пересказывает основное содержание текста. Соблюдает речевые нормы и приемы сжатия текста. | |
Достаточно раскрывает и объясняет сложные идеи и концепты. В целом, соответствующим образом анализирует и оценивает высказывание одноклассника по предложенному плану. | Достаточно хорошо пересказывает основное содержание текста и Соблюдает речевые нормы и приемы сжатия текста. | |
Недостаточно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Анализирует и оценивает монолог одноклассника слабо. | Недостаточно пересказывает основное содержание текста и нарушает речевые нормы и приемы сжатия текста. | |
Незначительно объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать монолог одноклассника. | Частично пересказывает содержание текста. Допускает очевидные ошибки даже при использовании простого языка. Неточности несколько затрудняют понимание. | |
Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты. Дает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. | Часто допускает ошибки. Неточности затрудняют понимание. |
Сдано в набор 29.07.2017. Подписано в печать 31.07.2017. Формат
60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая.
Усл. печ. л.4,2. Тираж 19 экз. Заказ № 1574
Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства» 010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а.
e-mail: info@cpm.kz