Примерный перечень цитат по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»




Двадцать восьмое февраля

Сочинение

Название вашего сочинения

В течение урока поработать над планом и отдельными частями сочинения, пользуясь рекомендациями. Дописать, вычитать и проверить сочинение необходимо дома. К следующему уроку литературы тетрадь с сочинением принести ОБЯЗАТЕЛЬНО, поскольку в этой тетради на уроке необходимо будет написать контрольную работу.

Подготовка к сочинению по цитате

РЕКОМЕНДАЦИИ

Основой сочинения по цитате является известная вам форма сочинения по прочитанному тексту, где цитата служит отправной точкой размышлений и точкой зрения автора (то есть проблема сочинения задана в цитате). Ученику остаётся лишь прокомментировать цитату, ситуацию и персонажа, с которым связана цитата Необходимо своими словами сформулировать проблему, поставленную автором, и найти в тексте доказательства, что проблема действительно выдвинута, т.е. прокомментировать ее.

Способы представления проблемы:

открыто, в виде тезиса;

на основе отдельных замечаний автора;

путём анализа сюжета, реплик персонажей, описаний состояния героев / рассказчика.

Необходимо помнить, что:

проблему можно сформулировать словом, словосочетанием (проблема чего?) или в виде вопроса;

важно понимать разницу между понятиями «тема» и «проблема»;

проблему нужно не только обозначить, но и прокомментировать.

Для комментирования проблемы нужно:

Cоздать текст на базе данного текста, сохраняя его содержание (понять замысел автора, отразить его):

провести смысловой анализ текста (выбрать фрагменты, указывающие на актуальность проблемы, передавая информацию сжато и используя речевые клише и грамматические средства);

композиционно и грамматически оформить комментарий, связывая его с предыдущими и последующими частями;

включить в комментарий примеры из текста, показав логическую связь между ними.

свою позицию нужно подтвердить убедительными аргументами.

Своя позиция, как правило, начинается с согласия или несогласия с авторской позицией (см. цитату), возможно, обоснования актуальности данной проблемы. Убедительным доказательством вашей позиции могут быть примеры из жизни, проекция ситуаций, поступков и мировоззрения персонажей на собственную жизнь или вообще на современность.

Не забудьте о композиции сочинения, где обязательными являются вступление, основная часть и заключение. Причём заключение - это и есть ваше отношение и ваша позиция. Заключение максимально субъективно и исходит из ваших размышлений по проблеме сочинения.

Учитывая рекомендации, следует всегда помнить, что ваше сочинение – авторское произведение, продукт вашего собственного творчества, и не всегда творчество возможно ограничить рамками. Наибольшую ценность для учителя представляют ваша личная позиция, логика её изложения и грамотность.

Из программы:

Критерии оценивания учебных достижений учащихся при создании сочинения

Работая над устными и письменными сочинениями, учащиеся применяют на практике знания и навыки, полученные при чтении и разборе художественных произведений: умение определить свою точку зрения, избрать для ее выражения соответствующие композиционные формы, тот или иной план изложения. Качеством занятий по литературе, степенью самостоятельности и зрелости мысли учащихся определяется богатство, точность, выразительность их языка. Объем сочинений учащегося должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 тетрадная страница, в 6 классе —1,5; в 7 классе — 2; в 8 классе — 2,5; в 9 классе — 3; в 10 классе — 3,5-4; в 11 классе — 4-4,5. Любое сочинение учащегося проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- х классах; оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В журнал выставляется одна отметка, которая является средней оценкой за содержание и грамотность. Если отметка не является целым, она округляется в сторону увеличения.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается отметкой «1».

Примерный перечень цитат по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

· «Лик мира сего мне самому очень не нравится» Ф.Достоевский.

· «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» (В. Белинский)

· «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны» (Вольтер)

· «Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил всё человеческое» (Сае)

Из романа

Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика. (Раскольников о теории)

Я себя убил, а не старушонку! (О муках совести)

Человек он умный, но чтоб умно поступать – одного ума мало. (О связи мыслей и поступков)

Я хотел Наполеоном сделаться... (Проблема наполеонизма в романе и внаши дни)

Тварь ли я дрожащая или право имею? (насколько жизненна теория Раскольникова и возможны ли её современные интерпретации?)

Ко всему-то подлец-человек привыкает! — часть 1, глава 2

 

    Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. — часть 2, глава 5
  С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! — часть 3, глава 5
  …Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает? — часть 3, глава 5
     
  Тварь ли я дрожащая или право имею… — часть 5, глава 4
  Станьте солнцем, вас все и увидят. — часть 6, глава 2
  Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести. — часть 6, глава 4
  При неудаче все кажется глупо! — часть 6, глава 7
   
     

"Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить - только жить!.. Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет." (Раскольников)

"И что за охота благодетельствовать тем, которые... плюют на это?" (Раскольников Разумихину

"Заведется у вас страданьице - вы с ним как курица с яйцом носитесь! Даже и тут воруете чужих авторов." (Разумихин)

Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся

И т. д.

Вы можете выбрать собственную цитату, даже собственную тему или, например, поразмышлять над тем, почему так мало можно выделить важных цитат Сони Мармеладовой...

Желаю удачи!

И я на связи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: