Статистика фондового рынка




Фондовый рынок или рынок ценных бумаг – неотъемлемая часть финансового рынка, на котором осуществляются экономические отношения между субъектами при осуществлении операций с ценными бумагами, балансируется спрос и предложение финансовых институтов на рынке.

Деление рынка ценных бумаг на отдельные составляющие осуществляется по следующим классификационным признакам:

ü в зависимости от экономических процессов, происходящих на рынке ценных бумаг:

а) первичный – характеризуется экономическими отношениями по поводу выпуска и размещения ценных бумаг и последующих их эмиссий;

б) вторичный – это экономические отношения по поводу обращения выпущенных ценных бумаг;

ü в зависимости от степени организованности рынка ценных бумаг:

а) организованный – все участники рынка действуют по единым правилам и имеют разрешение на совершение операций соответствующих государственных органов;

б) неорганизованный – участники действуют без единых правил;

ü в зависимости от места совершения сделок:

а) биржевой – организуется фондовыми биржами;

б) внебиржевой – система экономических отношений между участниками рынка вне фондовых бирж;

ü по форме организации торговли:

а) традиционный – торговля организуется в присутствии брокеров или без них на основе составленных заявок на покупку и продажу ценных бумаг или путем их аукционной продажи;

б) компьютеризованный – торговля организуется через компьютерную систему, объединенную в единый компьютеризованный рынок;

ü по срокам исполнения заключенных сделок:

а) кассовый – исполнение сделок совершается в день их заключения или в ближайшие дни после заключения сделок;

б) срочный – устанавливается дата или период времени, в течение которого должна быть завершена сделка;

ü по технологии торговли:

а) стихийный – встреча продавца и покупателя носит случайный характер, условие сделок оговариваются сторонами и не являются предметом обязательной огласки для остальных участников рынка;

б) аукционный – характеризуется наличием конкуренции между его участниками;

в) дилерский – торговля осуществляется профессионалами фондового рынка от своего имени и за свой счет по публично объявленным ценам, которые не могут меняться в течение торгового дня;

ü по видам ценных бумаг: акции, облигации и т.д.

ü по эмитентам ценных бумаг:

а) государственные – эмитентами выступают Министерство финансов, Казначейство, Центральный банк страны;

б) корпоративные – эмитентами являются предприятия, организации, учреждения;

в) муниципальные – эмитенты – это местные органы власти;

ü в зависимости от экономической природы ценных бумаг: рынок долговых, долевых и производных ценных бумаг.

Субъектами фондового рынка являются эмитенты, инвесторы и профессионалы фондового рынка.

Эмитенты – юридические лица, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и обязуются выполнять свои обязательства, предусмотренные условиями их выпуска.

Инвесторы – юридические и физические лица, осуществляющие вложения капитала, имущества и имущественных прав, включая интеллектуальную собственность, в ценные бумаги.

Профессионалы фондового рынка – юридические и физические лица, занимающиеся исключительно или преимущественно предпринимательской деятельностью по перераспределению финансовых ресурсов с помощью ценных бумаг и организационным, информационным и техническим обслуживанием их выпуска и обращения.

В Законе Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», принятом Вер-ховной Радой Украины 18.06.1991 записано: «Ценная бумага – денежный документ, свидетельствующий право владельца или отношения займа, определяющий взаимоотношения между лицом, которое их выпустило и их собственником, и предусматривающий, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, вытекающих из документов, другим лицам».

По мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, понятие ценной бумаги, как документа, в настоящее время уже не соответствует мировой тенденции развития финансового рынка, так как в развитых странах все большее количество ценных бумаг выпускается в безналичной форме, которая не требует изготовления собственно-ценных бумаг-бланков. Выпуск, учет и движение этих «ценных бумаг» полностью происходит в виде бухгалтерских записей на счетах специализированных организаций и банков, а точнее сказать, в виде компьютерных записей.

Поэтому, в современном мире под ценной бумагой понимается не документ, а имущественное право, которое удостоверяется определенным документом и осуществляется в порядке, указанном в таком документе. Основная смысловая нагрузка в таком определении переносится на слово «право», документ играет лишь вспомогательную роль. В зарубежной практике к числу ценных бумаг относят, как правило, только акции и облигации.

Согласно Закону Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» (1) к числу ценных бумаг отнесены: акции, облигации внутренних республиканских и местных займов, облигации предприятий, казначейские обязательства, сберегательные сертификаты, вексели, приватизационные бумаги.

Все разнообразие ценных бумаг, представленных на рынках, может быть классифицировано по следующим признакам:

ü исходя из экономической природы финансовых активов:

а) долевые (акции, приватизационные бумаги);

б) долговые (облигации, вексели, казначейские обязательства, сберега тельные сертификаты);

в) производные фондовых продуктов (компенсационные сертификаты, варранты, опционы, фьючерсы и т.д.);

ü по срокам привлечения инвестиционного капитала:

а) капитальные – ценные бумаги со сроком обращения более одного года, служащие средством концентрации или займа капитала, приносящие держателю постоянный доход (акции, облигации, сбере-гательные сертификаты, казначейские обязательства);

б) денежные – ценные бумаги со сроком обращения до 1 года (вексели, краткосрочные облигации, сберегательные сертификаты и казначейские обязательства);

ü по степени связи финансовых активов с их первичным размещением и последующим обращением:

а) рыночные (облигации, сберегательные сертификаты, казначейские обязательства);

б) нерыночные (приватизационные бумаги);

ü в зависимости от эмитентов ценных бумаг:

а) правительственные или государственные (облигации внутреннего госзайма, приватизационные бумаги, казначейские обязательства, ценные

бумаги местных органов власти);

б) корпоративные – ценные бумаги акционерных и других предприятий (акции, облигации, коммерческие вексели);

в) эмитированные банком (сберегательные сертификаты, банковские вексели, облигации, акции).

ü в зависимости от охвата территории обращения:

а) региональные – ценные бумаги, обращающиеся на определенной территории (например, облигации местных займов);

б) национальные – обращающиеся на внутреннем фондовом рынке страны (например, облигации внутреннего госзайма, акции открытых акционерных обществ);

в) международные – обращающиеся на рынке других стран (например, облигации внешнего госзайма);

ü в зависимости от возможности получения дохода их владельцем:

а) доходные – приносящие владельцу доход в виде дивиденда, процента (акции, облигации, сберегательные сертификаты, казначейские обязательства), дисконта (коммерческие вексели и дисконтные об-лигации);

б) не приносящие доход (например, приватизационные бумаги, целевые облигации).

Одним из важнейших требований, предъявляемых к ценным бумагам, является их ликвидность, то есть способность быстро и без потерь обмениваться на деньги. Для оценки ликвидности рассчитываются следующие коэффициенты:

Коэффициент немедленной Рыночная стоимость ценных бумаг
ликвидности Краткосрочный заём капитала

Наиболее ликвидными считаются ценные бумаги, у которых этот показатель находится в пределах от 0 до 3%.

Коэффициент наибольшей ликвидности = Минимальная цена предложения ценной бумаги - Максимальная цена спроса ценной бумаги
Краткосрочный заемный капитал

Основной качественной характеристикой ценной бумаги является ее вид. Количественные характеристики зависят от их вида. Наиболее массовыми видами ценных бумаг, обращающимися на рынке, являются акции и облигации.

Акция – ценная бумага, которая не имеет установленного срока обращения, удостоверяет участие ее владельца в формировании средств акционерного общества, коммерческих банков и прочих субъектов экономики, подтверждает членство в акционерном обществе и право на участие в управлении в нем, дает вкладчику право на получение части прибыли в виде дивиденда, а также на участие в разделе имущества в случае ликвидации акционерного общества.

Обращающиеся на рынке акции классифицируются по следующим признакам:

ü по способу владения:

а) именные – выдаются на конкретное лицо, которое является акционером общества и пользуется правами акционера;

б) на предъявителя – без указания имени собственника, акционером является тот, кто в данный момент владеет ею;

ü в зависимости от способа получения дохода:

а) простые – доход зависит от результатов деятельности акционерного общества и заранее не фиксируется; дают право на участие в управлении и распределении чистой прибыли;

б) – привилегированные – это акции с фиксированным доходом в виде процента к номинальной стоимости или в абсолютной сумме на одну акцию, то есть приносят постоянный дивиденд, но не дают права на участие в управлении;

ü по количеству голосов, предоставляемых владельцу акции:

а) одноголосые – дающие владельцу один голос на общем собрании акционеров;

б) многоголосые – дающие владельцу несколько голосов на общем собрании акционеров;

в) безголосые – не дающие владельцу права голоса на общем собрании акционеров;

ü по форме акционерного общества:

а) открытого типа – способны свободно обращаться и размещаться без согласия других акционеров;

б) закрытого типа – возможен переход к другому владельцу с согласия большинства акционеров и размещаются среди заранее известного круга инвесторов;

ü по поведению на рынке:

а) «гвозди программы» – акции по которым чаще всего ведутся сделки;

б) «синие фишки» - акции крупных, признанных компаний со стабильным финансовым состоянием. Спрос на эти акции превышает предложение;

в) «сони» - акции наиболее высокого класса, имеют незначительный рынок, но обладают потенциалом роста курсовой стоимости и расширения рынка;

г) «премиальные» - акции, являющиеся лидером по объему операций, росту курсовой стоимости;

д) акции «второго эшелона» - акции крупных, но наиболее молодых компаний, обладают теми же инвестиционными качествами, что и «синие фишки», но пользуются меньшим доверием у инвесторов;

е) «дутые» - переоцененные акции, с искусственно вздутой курсовой стоимостью;

ж) «кошки и собаки» - спекулятивные акции, которые низко котируются и имеют очень короткую историю сделок, дивидендов и т.д.;

з) «золотая акция» - акция, дающая право ее владельцу в лице представителей государства, назначаемых Кабинетом Министров Украины, осуществлять государственный контроль за стратегической деятельностью акционерного общества путем использования специального права вето без вмешательства в его текущую деятельность.

В настоящее время на таких условиях выпущена «золотая акция» Укр­телекома.

Определенная численность акций, находящихся в одних руках и обеспечивающая большинство голосов, называется контрольным пакетом акций.

Важнейшей количественной характеристикой акций является ее цена. Она устанавливается в следующих видах:

1) номинальная (Рн) – определяется отношением акционерного капитала (АК) к количеству выпущенных акций (N);

2) эмиссионная () – цена первичного размещения акций;

3) рыночная или курсовая (P) – цена акции на рынке ценных бумаг.

Для вкладчика в динамике эта цена может быть представлена двумя видами: цена приобретения () и цена продажи ().

Соотношение между рыночной и номинальной ценой акции характеризует ее курс или коэффициент котировки: .

Доход на акцию (дивиденд) определяется частью распределяемой прибыли акционерного общества полученной держателем акции.

Годовая ставка дивиденда (d) рассчитывается по формуле:

где: D – абсолютный уровень дивиденда на одну акцию;

- номинальная цена акции.

Сумма годового дохода держателя акции определяется по формуле:

При продаже акции ее держатель может получить дополнительный доход (или убыток) за весь срок владения ею. Эта величина определяется как разница между ценой продажи и приобретения акции.

Для относительной оценки доходности акции определяются следующие показатели:

ü рендит – характеризует процент дивиденда от цены приобретения акции:

ü коэффициент дивидендной отдачи – характеризует процент дивиденда от цены продажи акции:

ü ценность акции – показатель обратный коэффициенту дивидендной отдачи:

ü коэффициент платежеспособности – характеризует размер дохода, выплачиваемого акционерным обществом в виде дивиденда на 1 грн. чистой прибыли: ,

где: - размер дохода акционерного общества выплачиваемый в ви- де дивидендов;

ЧП – чистая прибыль акционерного общества.

ü коэффициент дивидендного покрытия – показатель обратный коэффициенту платежеспособности:

Для сравнительной оценки акций разных видов (или акционерных обществ) используются следующие показатели: курс акции (коэффициент котировки), коэффициент дивидендной отдачи или ценность акции.

Оценка состояния фондового рынка осуществляется на основании расчета биржевой капитализации и фондовых (биржевых) индексов.

Биржевая капитализация или капитализационная стоимость всех акций (БК) корпорации определяется по формуле: ,

где N – количество акций;

- рыночная цена акции.

Фондовые индексы характеризуют уровень котировки ценных бумаг на рынке на определенную дату.

Для совокупности предприятий, акции которых включаются в расчет, биржевые индексы рассчитываются тремя способами:

ü отношением простых средних арифметических курсов акций;

ü отношением простых средних геометрических курсов акций;

ü отношением биржевых капитализаций.

При анализе динамики биржевых курсов необходимо учитывать их зависимость от уровня инфляции. При этом, индекс реального курса акций определяется отношением номинального курса акций к индексу цены.

Облигация – ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее собственником денежных средств и подтверждающая обязательство возврата ему номинальной стоимости этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями ее выпуска).

Виды облигаций:

ü в зависимости от эмитента: государственные, корпоративные, муниципальные;

ü по местопребыванию эмитента: внутренние, иностранные.

ü по сроку действия: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (со сроком погашения от 1 до 3 - 5 лет), долгосрочные (со сроком погашения свыше 5 лет), бессрочные;

ü в зависимости от охвата территории: региональные, национальные, международные;

ü в зависимости от порядка владения: именные и на предъявителя;

ü по целям займа: целевые (средства от продажи предназначены для финансирования целевых социально-экономических программ) и обычные (выпуск предназначен для привлечения дополнительных средств или для рефинансирования имеющейся задолженности).

Основная количественная характеристика облигации – это ее цена. Различают номинальную и эмиссионную цену облигации. Номинальная цена определяется эмитентом, эмиссионная – это цена продажи облигации.

Если эмиссионная цена облигации превышает номинальную, то облигация продается с премией (ажио). Если цена продажи ниже номинальной, от облигация продается со скидкой, которая называется дисконтом или дизажио.

На величину дохода по облигации влияют купонные выплаты (D), которые проводятся ежегодно, иногда раз в квартал, в полугодие или в конце срока погашения облигации. Их размер определяется по формуле:

где: - годовая купонная ставка или курс облигации, %

- номинальная цена облигации.

При погашении облигации владелец ее получает дополнительный доход (или убыток) за весь срок займа (дизажио или ажио).

Сумма купонных выплат и годового дополнительного дохода (убытка) определяют величину совокупного годового дохода (СД). Годовая совокупная доходность облигации определяется отношением совокупного годового дохода к цене приобретения облигации:

; .

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: