Большинство интернет-телевещателей предоставляют видеокон-
тент в форме «on demand » («по запросу»). Это значит, что зритель мо-
жет посмотреть любую передачу, сюжет или видеофрагмент в удоб-
ное для себя время и неограниченное количество раз. Каждый зри-
тель получает возможность составлять свою личную сетку вещания,
программу просмотра и даже последовательность просмотра фраг-
ментов передачи. Зритель превращается в соавтора телепродукции.
Он может не только расставлять при просмотре свои приоритеты —
тематические, хронологические — и комментировать сюжеты и пе-
редачи во время просмотра, но и публиковать собственноручно от-
снятые ролики, которыми могут воспользоваться авторы професси-
ональных программ. Интерактивность — одно из основных свойств
интернет-телевидения, способствующее уменьшению дистанции
между производителями телепродукта и зрителями и влияющее на
жанровые предпочтения авторов передач.
Интернет-телевидение, направленное на завоевание не массо-
вого, но индивидуального зрителя, предполагает создание эффекта
особой доверительности, даже «интимности». Этот эффект достига-
ется видимым отсутствием профессионализма, заметного вмеша-
тельства монтажеров и режиссера в ролики. Таким образом, возни-
кает иллюзия личного участия зрителя в передаче, сокращения дис-
танции между теми, кто находится по разные стороны монитора.
Поэтому на интернет-телевидении расцветают разговорные жанры:
ток-шоу, разнообразные авторские программы, интервью, уличные
опросы. При этом характерно практически полное отсутствие закад-
рового текста, специально озвученных материалов. Передачи всегда
|
как бы «с колес». Основные используемые приемы — «лайф» (отре-
зок видеоизображения, который не закрыт закадровой начиткой тек-
ста, сопровождается естественным звукорядом — «интершумом») и
«синхрон» (прямая речь героя сюжета в кадре), обилие крупных пла-
нов. Возникает своего рода «профессиональный дилетантизм», ими-
тация любительской съемки.
Главный режиссер интернет-телеканала Russia.ru Юрий Гусаков считает, что одно из главных отличий интернет-телевидения от традиционного — «способ рассказывания историй без закадрового текста». По его мнению, «центральное телевидение превратилось в телеслышание: все, кто работают на телевидении, — рабы закадрового текста. Соответственно главным че-
ловеком на телевидении является корреспондент, который текст пи-
шет. А изображение натягивается поверх этого текста, чтобы придать
ему достоверность. У нас нет ни одного слова за кадром».
Сравнительная дешевизна съемок на web_ камеры, в отличие от
камер профессионального традиционного телевидения, помогает до-
стигнуть максимального эффекта присутствия и иллюзии объектив-
ности, когда с одного мероприятия живая съемка транслируется сразу
десятью—пятнадцатью камерами из разных точек.
Характерно, что на российских интернет-телеканалах мало но-
востных сюжетов, они пока остаются жанром традиционных СМИ
и текстовых онлайновых изданий. Главным становится не факт, но
комментарий. Круг экспертов, привлекаемых к дискуссиям в интер-
нет-телеэфире, гораздо шире, чем на федеральных каналах. Роль ве-
|
дущего превышает полномочия простого модератора дискуссий —
он полноправный участник диалога в студии, как в авторских пере-
дачах на «большом ТВ». Можно назвать сегодняшнее интернет-те-
левидение «телевидением мнений». Причем комментированием за-
нимаются и авторы передач, и их участники — гости, и зрители, ос-
тавляющие реплики по поводу увиденного на сайте. То есть каждый
информационный повод, каждая строчка новостной ленты, как
снежный ком, обрастает комментариями и комментариями на ком-
ментарии. Авторский взгляд, свежие мысли — то, на чем держится
контент интернет-телевидения.
Конвергентные технологии позволяют дополнять видеоматери-
алы текстами с необходимыми справками и пояснениями, графи-
кой, фотоизображениями. Отсутствие жестких рамок, задаваемых на
«большом ТВ» форматами, позволяет более творчески подходить к
процессу подготовки роликов — комбинировать, например, анима-
цию и документальную съемку, монтировать профессиональные кад-
ры с любительскими, раздвигать границы между игровыми и доку-
ментальными, использовать приемы рекламных и музыкальных кли-
пов. Таким образом, сливаются не только технологии, но и жанры, и
даже виды деятельности. Журналистика смешивается с кино, лите-
ратурой, изобразительным искусством, музыкой.