Беседа о поступках и ответственности.
- Скажите, как вы понимаете слово поступок? Что это такое?(ответы детей)
- Хорошо. Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.
(Поступок-это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; - решительное активное действие в сложных обстоятельствах)
-Скажите, а какие бывают поступки?(плохие и хорошие)
-А как еще можно назвать плохой поступок? И что он несет в себе?
(Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)
- А вы совершали такие проступки?
- Приведите примеры проступков.
- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет?
-Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение людям.
- Каждый человек совершает разные поступки. За хорошие нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки?(ругают, наказывают чтобы мы не совершали впредь таких проступков))
- Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
- Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.
Скажите, а кто такой ответственный человек? Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением.
Работа с рассказом Валентины Евсеевой «Плохо»
- Я хочу вам прочитать рассказ известной детской писательницы Валентины Осеевой. Он называется «Плохо»
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: Как вам не стыдно! -А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. –Вот это и плохо!- гневно ответила женщина.
- Ребята, о каком поступке говорится в этом произведении, хорошем или плохом?
- Почему? Ведь ребята ничего не делали?
-В ситуации бездействия человек несёт ответственность не меньше чем при совершении плохих поступков. Ничего не делать, когда кому-то плохо это тоже плохой поступок.
Культура поведения.
А сейчас я вам буду читать ситуации, а вы найдите в них ошибки и скажите, в чем дети были не правы.
Ситуация №1. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу «Эй, ты!».
-Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать «Эй, ты».)
Ситуация №2. На день рождение имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал «Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!»
- Правильно ли сказал мальчик? (нет)
- Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Ситуация 3. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна»- сказала девочка.
- Правильно ли поступила девочка? Что она сделала не так?
(Надо было сказать общее «Здравствуйте»)
Работа с пословицей.
Как вы понимаете пословицу «Не ошибается тот, кто ничего не делает.»?
—Возможно ли избежать ошибок в жизни?
—Что хуже: ничегонеделание или ошибка?
- Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках. Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.
Игра «Составь пословицу».
Я предлагаю вам сыграть в игру. Игра называется «Составь пословицу». Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение. Подумайте над смыслом этих пословиц.
§ Заварил кашу–расхлёбывай.
§ На добрый привет – добрый ответ.
§ Семь раз отмерь – один раз отрежь.
1. За любой тобою сделанный поступок надо отвечать.
2. На добрые поступки добром отплатят.
3. Прежде чем совершить поступок, подумай!
Викторина
1. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Ответ: из-за непослушания.)
2. Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Ответ: зависть к красоте и молодости Ивана.)
3. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка»? (Ответ: болтливость.)
4. Что погубило раджу— героя мультфильма «Золотая антилопа»? (Ответ: жадность, жажда наживы.)
5. Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Какое чувство заставляло старика ходить к синему морю и просить милости у золотой рыбки?(страх, слабохарактерность)