Игры для развития памяти




Как развивать память у ребенка?

Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими иг­рушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно ребенок присоединиться к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это помимо общего развития пре­красно развивает память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неодно­кратно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Кто как выглядел? Что плохо, что хорошо? К 45-ти годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Игры для развития памяти

Для детей самого младшего возраста (10 месяцев – 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут иг­рушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Наконец он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем игрушку кладут под одну и ту же пеленку. А потом под наблюдением малыша ее прячут под другую.

Игра «Прятки» тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детей, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вари­ант – набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати.

Детей старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего не стало?». На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них 1-2 минуты, а затем отво­рачивается. В этот момент взрослый убирает один из предме­тов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить месторасположение игрушки среди других, а после того как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Еще одна игра на запоминание- «Ящик». В нее могут иг­рать малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается. В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на неко­торое время закрывается экраном. Затем ребенку предлагают найти предмет.

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра «Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив друг на друга так, чтобы получились 2 ба­шенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, на­пример, пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки и ребенку нужно вспомнить, где что лежит.

Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обуче­нии. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ма­лыш сам должен догадаться, что это за вещь. После того как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают на­звать эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Для детей помладше (2-4 года) суще­ствует упрощенный вариант этой игры – «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определить один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства.В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы.

Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получится 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить.

Составила: педагог-психолог Игнатьева О.В.

 

Память – это отражение прошлого опыта. По мере взросления ребенка растет накопленный им багаж зна­ний, и растет уровень умст­венных способностей, а вме­сте с ними развиваются способности к запоминанию. Задача взрослых – с раннего детства помогать этому раз­витию.

 

 

 

 

Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Формировать у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминания – важная задача взрослых. Другая, не менее важная задача – дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

 

 

 


 

Память – необходимое звено всякой деятельности человека. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения. Но это вовсе не так. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью – это чаще всего дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания и которым внушали, что у них плохая память.

Итак, как же правильно развивать память малыша?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: