Основные виды фактуры: монодия, органум, гетерофония, подголосочная, гомофонно-гармоничекий, полифония, полифония пластов, супермногоголосие, пуантилизм.




РЕГИСТР

Регистр – эточасть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),

- средний регистр(ассоциации с голосом человека) и

- низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

TЕМБР

Тембрособая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов.Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску

звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.

Тембры человеческих голосов:

Регистр Женские голоса Мужские голоса
Высокий Сопрано Tенор
Средний Meццо-сопрано Баритон
Низкий Контральто Бас

Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

  1. мужской (плотный, яркий тембр),
  2. женский (теплый, прозрачный тембр),
  3. смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
  4. детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:

Струнные инструменты Деревянные духовые инструменты Meдные духовые инструменты Ударные инструменты
Скрипка Флейта Валторна Литавры
Альт Гобой Tруба Барабан
Виолончель Kларнет Tромбон Kсилофон
Контрабас Фагот Tуба Колокольчики и др.

TEМП

Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.

Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.

Основные группы темпов:

1. М е д л е н н ы е темпы Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.
2. У м е р е н н ы е темпы Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.
3. Б ы с т р ы е темпы Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.

О с н о в н ы е в и д ы темпов:

М е д л е н н ы е темпы У м е р е н н ы е темпы Б ы с т р ы е темпы
Largo - широко Andantino - немного быстрее, чем Andanto Allegro - быстро
Lento - протяжно Vivo - живо
Adagio - медленно Moderato - умеренно Vivace - живо
Grave - тяжело Presto - очень быстро
Andante - довольно медленно, спокойно Allegretto - немного медленнее, чем Allegro Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении:

Постепенное замедление темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения) Постепенное ускорение темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)
Ritenuto - удерживая Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая Animando - воодушевляясь
Allargando - pасширяя Stringendo - ускоряя, торопясь

Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo

Уточняющие понятия:

  • Piu - более
  • meno - менее
  • nontroppo - не слишком
  • moltoassai - очень, весьма
  • subito - внезапно,неожиданно
  • poco - немного
  • poco a poco - понемногу, мало-помалу

ДИНАМИКА

Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями.

Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Pianopianissimo ppp предельно тихо
Pianissimo pp очень тихо
Piano p тихо
Mezzopiano mp не очень тихо (средне)
Meccoforte mf не очень громко (средне)
Forte f громко
Fortissimo ff очень громко
Fortefortissimo fff предельно громко

Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:

  • Crescendo - cresc. - усиливая
  • Sforzando - sforc., sfc., sf. - внезапно усиливая
  • Subito forte - sub.f. - внезапногромко
  • Diminuendo - dim. - уменьшая, ослабляя звук
  • Decrescendo - decresc. - ослабляя
  • Smorzando - smorc. - замирая
  • Morendo - morendo - замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой

к у л ь м и н а ц и и. Кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении.

Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

РИТМ

Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

Виды ритмических рисунков:

Повторение одинаковых длительностейв произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ. В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей(часто встречаются шестнадцатые длительности)придает музыке энергичный, активный характер. Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки. Режевстречаются следующие ритмические фигуры: Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение. Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности. Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению. Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

МЕТР

М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра:

Строгий метр сильные и слабые доли такта чередуются равномерно Свободный метр акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты
Двухдольный метр- одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш. Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/--), напр., вальс. Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра. Переменный метр - меняется на протяжении произведения.
     

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  1. Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
  2. Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38 ).
  3. Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а.

Cтихотворные стопы:

Д в у х дольные стопы Т р е х дольная стопа

 

Хорей (/ -) Ямб (- /) Дактиль (/ - -)
Бу- ря мгло- ю не- бо кро- ет. В ле- су ро- ди -лась е -лоч- ка Слы- шу ли го- лос твой звон- кий и лаc- ко-вый

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька - 24, ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
  • Вальс - 34, аккомпанемент с акцентом на первой доле.
  • Марш - 44, пунктирный ритм.

 

ЛАД

Л а д – это система звуков, различных по высоте.

Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.

Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.

Toнальность – это лад с определенной тоникой.

Лады могут состоять из разного количества звуков:

  • трихорд - лад, состоящий из трех звуков.
  • тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.
  • пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.
  • семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Главные лады:

Лады без полутонов Семиступенные лады Лады с двумя и более полутонами подряд
Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции. Пентатоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма», т.к. он часто встречается в восточной музыке). Целотонный,илиувеличенный лад – лад из 6звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора». Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски. Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски. Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия): - параллельные (напр. Дo мажор – ля минор) - одноименные (напр. Соль мажор - соль минор) лады. Старинные лады –похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями - миксолидиский,лидийский, фригийский,дорийский) Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).

ГАРМОНИЯ

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности, а так же тональный план музыкального произведения (понятие гармонии в широком смысле).

Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

По количеству звуков: По интервальному строению:
- Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное. - Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д. - аккорды секундового строения (кластеры) - аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд) - аккорды квартового строения (квартаккорды) - аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Происхождение гармонии связано с многоголосным пением, известным уже в средние века (6 - 8 век).

ФАКТУРA

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo - обработка).

Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.

Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Одноголосная фактура Многоголосная фактура  
Любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня. Гомофония Полифония
Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением. Полифония (греч. poly - много, phone-звук) - одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).
Основные виды полифонии
Имитационная п. -(лат. Imitatio - подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция Контрастная п. - одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.
         

Основные виды фактуры: монодия, органум, гетерофония, подголосочная, гомофонно-гармоничекий, полифония, полифония пластов, супермногоголосие, пуантилизм.

Формы имитационной полифонии:

  • Канон - музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
  • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
  • Фуга - многоголосное полифоническое произведение, в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
  • Фугетта (ит. fughetta - маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиа

 

MЕЛОДИЯ

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “ пение, песня ”.

Мелодия – это основа музыки, “ душа музыки ”, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Элементы мелодии:

  • Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.
  • Диапазон (объем мелодии)
  • Интонации (особые последовательности звуков)

Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.

Виды мелодической линии:

  Восходящаямелодическая линия Создает впечатление подъема, нарастания напряжения.
  Нисходящаямелодическая линия Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки.
  Волнообразнаямелодическая линия Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии.
  Ровная(малоподвижная) мелодическая линия Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном - ощущение скованности, скорби.
  Скачкообразнаямелодическая линия Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения.

Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.

Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:

  • Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.
  • Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.

Мелодическая в е р ш и н а – самый высокий звук мелодии. Бывает т р е х видов:

  Вершина - кульминация Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии.
  Вершина – источник Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной.
  Вершина –горизонт Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе.

Ин т о н а ц и и в мелодии.

И н т о н а ц и я – изменение высоты голоса, помогающее выразить различные эмоции. Интонации в мелодии - это особые последовательности звуков, напр.:

  • Интонация в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.
  • Интонация в о п р о с а (восходящий скачок).
  • Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.
  • Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).

Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.

Ладовая основа мелодии:

  • Мелодия в м а ж о р е звучит светло.
  • Мелодия в м и н о р е звучит печально.
  • Мелодия в с т а р и н н о м ладу звучит необычно - архаично.
  • Мелодия в п е н т а т о н и к е звучит спокойно, часто связана с образами природы.
  • Лады с у в е л и ч е н н о й с е к у н д о й придают мелодии восточный колорит.

Гармоническая основа мелодии:

  • Повторение мелодии с новыми гармониями может изменить ее настроение.
  • Опора на звуки тонического трезвучия подчеркивает устойчивость, стабильность мелодии.
  • Использование диссонирующих интервалов привносит в мелодию напряжение.
  • Мелодия, образованная из аккордовых звуков имеет сдержанный, уравновешенный характер.
  • Мелодия, образованная из неаккордовых звуков - звуков, не входящих в состав аккорда. Эти звуки образуют гаммообразное, поступенное движение, придают мелодии вокальный характер, певучесть.

Основные способы звукоизвлечения мелодии – ш т р и х и:

  1. Legato (связно) делает мелодию певучей, выразительной, плавной.

2. Nonlegato (не связно) делает мелодию спокойной, сдержанной.

3. Staccato ( отрывисто ) делает мелодию озорной, забавной.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: