РЕГИСТР
Регистр – эточасть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
- средний регистр(ассоциации с голосом человека) и
- низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).
TЕМБР
Тембр – особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов.Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску
звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.
Тембры человеческих голосов:
Регистр | Женские голоса | Мужские голоса |
Высокий | Сопрано | Tенор |
Средний | Meццо-сопрано | Баритон |
Низкий | Контральто | Бас |
Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.
Типы хора:
- мужской (плотный, яркий тембр),
- женский (теплый, прозрачный тембр),
- смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
- детский хор (светлый, легкий тембр).
Группы инструментов симфонического оркестра.
Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
Струнные инструменты | Деревянные духовые инструменты | Meдные духовые инструменты | Ударные инструменты |
Скрипка | Флейта | Валторна | Литавры |
Альт | Гобой | Tруба | Барабан |
Виолончель | Kларнет | Tромбон | Kсилофон |
Контрабас | Фагот | Tуба | Колокольчики и др. |
TEМП
Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.
Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.
|
Основные группы темпов:
1. | М е д л е н н ы е темпы | Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль. |
2. | У м е р е н н ы е темпы | Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью. |
3. | Б ы с т р ы е темпы | Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор. |
О с н о в н ы е в и д ы темпов:
М е д л е н н ы е темпы | У м е р е н н ы е темпы | Б ы с т р ы е темпы |
Largo - широко | Andantino - немного быстрее, чем Andanto | Allegro - быстро |
Lento - протяжно | Vivo - живо | |
Adagio - медленно | Moderato - умеренно | Vivace - живо |
Grave - тяжело | Presto - очень быстро | |
Andante - довольно медленно, спокойно | Allegretto - немного медленнее, чем Allegro | Prestissimo - в высшей степени быстро |
Изменения темпа в произведении:
Постепенное замедление темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения) | Постепенное ускорение темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности) |
Ritenuto - удерживая | Accelerando - ускоряя |
Ritardando - запаздывая | Animando - воодушевляясь |
Allargando - pасширяя | Stringendo - ускоряя, торопясь |
Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo
Уточняющие понятия:
- Piu - более
- meno - менее
- nontroppo - не слишком
- moltoassai - очень, весьма
- subito - внезапно,неожиданно
- poco - немного
- poco a poco - понемногу, мало-помалу
ДИНАМИКА
Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.
Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями.
Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.
Основные обозначения динамических оттенков:
|
Pianopianissimo | ppp | предельно тихо |
Pianissimo | pp | очень тихо |
Piano | p | тихо |
Mezzopiano | mp | не очень тихо (средне) |
Meccoforte | mf | не очень громко (средне) |
Forte | f | громко |
Fortissimo | ff | очень громко |
Fortefortissimo | fff | предельно громко |
Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:
- Crescendo - cresc. - усиливая
- Sforzando - sforc., sfc., sf. - внезапно усиливая
- Subito forte - sub.f. - внезапногромко
- Diminuendo - dim. - уменьшая, ослабляя звук
- Decrescendo - decresc. - ослабляя
- Smorzando - smorc. - замирая
- Morendo - morendo - замирая
Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой
к у л ь м и н а ц и и. Кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении.
Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.
РИТМ
Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
Виды ритмических рисунков:
Повторение одинаковых длительностейв произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ. В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей(часто встречаются шестнадцатые длительности)придает музыке энергичный, активный характер. Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки. | Режевстречаются следующие ритмические фигуры: Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение. Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности. Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению. Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры. |
МЕТР
|
М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).
В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.
Основные типы метра:
Строгий метр сильные и слабые доли такта чередуются равномерно | Свободный метр акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты | |
Двухдольный метр- одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш. | Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/--), напр., вальс. | Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра. Переменный метр - меняется на протяжении произведения. |
В зависимости от количества сильных долей метры бывают:
- Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
- Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38 ).
- Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).
Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а.
Cтихотворные стопы:
Д в у х дольные стопы | Т р е х дольная стопа |
Хорей (/ -) | Ямб (- /) | Дактиль (/ - -) |
Бу- ря мгло- ю не- бо кро- ет. | В ле- су ро- ди -лась е -лоч- ка | Слы- шу ли го- лос твой звон- кий и лаc- ко-вый |
Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:
- Полька - 24, ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
- Вальс - 34, аккомпанемент с акцентом на первой доле.
- Марш - 44, пунктирный ритм.
ЛАД
Л а д – это система звуков, различных по высоте.
Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.
Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.
Toнальность – это лад с определенной тоникой.
Лады могут состоять из разного количества звуков:
- трихорд - лад, состоящий из трех звуков.
- тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.
- пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.
- семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).
Главные лады:
Лады без полутонов | Семиступенные лады | Лады с двумя и более полутонами подряд |
Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции. Пентатоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма», т.к. он часто встречается в восточной музыке). Целотонный,илиувеличенный лад – лад из 6звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора». | Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски. Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски. Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия): - параллельные (напр. Дo мажор – ля минор) - одноименные (напр. Соль мажор - соль минор) лады. Старинные лады –похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями - миксолидиский,лидийский, фригийский,дорийский) | Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века). |
ГАРМОНИЯ
В переводе с греческого harmonia означает созвучие.
Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности, а так же тональный план музыкального произведения (понятие гармонии в широком смысле).
Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.
Виды аккордов:
По количеству звуков: | По интервальному строению: |
- Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное. - Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д. | - аккорды секундового строения (кластеры) - аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд) - аккорды квартового строения (квартаккорды) - аккорды квинтового строения (квинтаккорды). |
В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.
В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.
Происхождение гармонии связано с многоголосным пением, известным уже в средние века (6 - 8 век).
ФАКТУРA
Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo - обработка).
Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.
Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.
Одноголосная фактура | Многоголосная фактура | |||
Любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня. | Гомофония | Полифония | ||
Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением. | Полифония (греч. poly - много, phone-звук) - одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий). | |||
Основные виды полифонии | ||||
Имитационная п. -(лат. Imitatio - подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция | Контрастная п. - одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. | |||
Основные виды фактуры: монодия, органум, гетерофония, подголосочная, гомофонно-гармоничекий, полифония, полифония пластов, супермногоголосие, пуантилизм.
Формы имитационной полифонии:
- Канон - музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
- Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
- Фуга - многоголосное полифоническое произведение, в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
- Фугетта (ит. fughetta - маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиа
MЕЛОДИЯ
Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “ пение, песня ”.
Мелодия – это основа музыки, “ душа музыки ”, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Элементы мелодии:
- Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.
- Диапазон (объем мелодии)
- Интонации (особые последовательности звуков)
Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.
Виды мелодической линии:
Восходящаямелодическая линия | Создает впечатление подъема, нарастания напряжения. | |
Нисходящаямелодическая линия | Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки. | |
Волнообразнаямелодическая линия | Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии. | |
Ровная(малоподвижная) мелодическая линия | Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном - ощущение скованности, скорби. | |
Скачкообразнаямелодическая линия | Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения. |
Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.
Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:
- Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.
- Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.
Мелодическая в е р ш и н а – самый высокий звук мелодии. Бывает т р е х видов:
Вершина - кульминация | Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии. | |
Вершина – источник | Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной. | |
Вершина –горизонт | Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе. |
Ин т о н а ц и и в мелодии.
И н т о н а ц и я – изменение высоты голоса, помогающее выразить различные эмоции. Интонации в мелодии - это особые последовательности звуков, напр.:
- Интонация в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.
- Интонация в о п р о с а (восходящий скачок).
- Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.
- Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).
Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.
Ладовая основа мелодии:
- Мелодия в м а ж о р е звучит светло.
- Мелодия в м и н о р е звучит печально.
- Мелодия в с т а р и н н о м ладу звучит необычно - архаично.
- Мелодия в п е н т а т о н и к е звучит спокойно, часто связана с образами природы.
- Лады с у в е л и ч е н н о й с е к у н д о й придают мелодии восточный колорит.
Гармоническая основа мелодии:
- Повторение мелодии с новыми гармониями может изменить ее настроение.
- Опора на звуки тонического трезвучия подчеркивает устойчивость, стабильность мелодии.
- Использование диссонирующих интервалов привносит в мелодию напряжение.
- Мелодия, образованная из аккордовых звуков имеет сдержанный, уравновешенный характер.
- Мелодия, образованная из неаккордовых звуков - звуков, не входящих в состав аккорда. Эти звуки образуют гаммообразное, поступенное движение, придают мелодии вокальный характер, певучесть.
Основные способы звукоизвлечения мелодии – ш т р и х и:
- Legato (связно) делает мелодию певучей, выразительной, плавной.
2. Nonlegato (не связно) делает мелодию спокойной, сдержанной.
3. Staccato ( отрывисто ) делает мелодию озорной, забавной.