Тема: А.П. Чехов. Сведения из биографии. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов.
Цель:
Сегодня на занятии мы познакомимся с интересными фактами из биографии А.П. Чехова (фильм). Основную биографию автора вы изучили самостоятельно.
Далее прошу прочитать статью о творчестве автора.
Ранние рассказы А.П. Чехова.
Первой пробой пера А.П. Чехова стали рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. д.», помещенные в журнале «Стрекоза».
В дальнейшем Антоша Чехонте или Человек без селезенки, наиболее частые псевдонимы будущего великого писателя (всего их более 50-ти), появлялись под многочисленными юморесками, фельетонами и рассказами. Первый сборник «Шалость» 1882 года не был пропущен цензурой. Спустя два года удалось издать сборник «Сказки Мельпомены».
Восхождение звезды, засиявшей на литературном небосклоне, можно датировать с 1885-86 года. Развитие таланта молодого Чехова в большей мере выразилось в «Степи» 1888 года и «Скучной истории» 1989 года. После выхода в свет этих произведений он был восторженно принят читателями и критиками, с этого момента к писателю пришла слава.
Художественным своеобразием ранних произведений Чехова является его сочувствие к «маленькому человеку», но одновременно и ненависть к фальши, лицемерию и подхалимству. Он умел пронзительно сочувствовать страдающим, нечиновным, бедным людям. Это и сирота Ванька Жуков, который пишет письмо дедушке о своей несладкой жизни у сапожника («Ванька» Чехова, 1886). Это и девочка Варя, которой безумно хочется спать из-за бессонных ночей до полного физического и психического истощения («Спать хочется» Чехов, 1888).
|
Рассказ «Толстый и тонкий». Теплое участие мы видим и к извозчику Ионе, который весь день пытался рассказать кому-нибудь, что у него умер сын, и его не выслушал никто, кроме собственной лошадки («Тоска» 1886). Но есть у Чехова и возмущение тем, что человек сам себя попирает, измельчает, сам прежде всех соглашается, что он червяк перед сильными мира сего. Так, в раннем рассказе «Смерть чиновника», Червяков нечаянно чихнул в театре на лысину генерала, своими назойливыми многочисленными извинениями довел последнего до бешенства, испугался и умер со страху, став жертвой собственного раболепия.
«Толстый и тонкий» продолжает тему «маленького человека». Случайная встреча бывших школьных приятелей, начавшаяся так тепло, обещающая рассказ о дружбе, искренности, детстве, заканчивается неприятным холопством Порфирия перед Мишей, потому что Миша дослужился до двух звезд. Сколько сразу «почтительной кислоты» и «сладости», от которых Мишу, хотевшего было что-то возразить, чуть не стошнило. Чехов показал, что унижение одного, это ведь, по сути, унижение и второго. Во что нужно ценить человеческую душу, чтобы мерить ее вес по количеству звезд. Не это ли мы видим сплошь и рядом и в наши дни? Ведь современный мир хочет увлечь всех в соревнование, гонку за материальными благами, звездами, машинами, квартирами. И мы невольно ввергаемся в эту гонку и сами становимся рабами, классифицируя людей на достойных уважения и неудачников, «лузеров».
Удивительно, с какой легкостью в небольших рассказах Чехов, величайший знаток человеческой души, показывает и высмеивает все червоточинки человека, заставляет нас увидеть эти страстишки, посмеяться над ними, угадать их в себе и устыдится. Впрочем, все зависит от человека. В ком-то эти творения могут родить еще больший цинизм к окружающим: «Все подлые и гадкие, а я, уж, конечно, не такой».
|
В рассказах Чехова нет тяжести сюжетов, свойственной Достоевскому, однако, при всей простоте и комизме бытовых картинок, герои Чехова не менее драматичны и глубоки. При этом изысканный сарказм не мешает Чехову показывать своих героев очень тепло и реалистично. В них нет гротеска Салтыкова-Щедрина, превращающего людей в образы, на страницах чеховских рассказов мы можем узнать современного обычного человека.
Однако, есть у молодого Чехова рассказ, в котором он гиперболизировал хамство и тупость, уродующие до неузнаваемости человеческую натуру. Это – «Унтер Пришибеев». Главный герой – притеснитель не по службе и не по званию, а, исключительно, по любви. Он толкается, кричит на людей, доносит, бесчинствует «сверхштатно». Не зря говорят, что человек после 30-ти в ответе за свою внешность, даже лицо у Пришибеева сморщенное и колючее, придушенный хриплый голос.