Связь педагогики с другими науками, её структура.




Лекция 1.

Тема: Общее представление о педагогике как науке.

План:

Зарождение педагогической науки.

Объект, предмет и функции педагогики.

Понятийный аппарат педагогики.

Связь педагогики с другими науками, её структура.

Литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию., М., 1995.

2. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке., М., 1990.

3. Кукушин В.С. Общие основы педагогики., Ростов н/Д., 2002.

 

1. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В сред­ние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазуб­ривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механи­ческое повторение или заучивание - не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при вклю­чении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям, возникла одновременно с появлением общества, и бу­дет существовать на всех этапах его развития.

Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся пред­метом специального изучения. На определенном этапе развития че­ловечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта.

С этого момента процесс передачи социального опыта выде­лился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе взаимо­действия старшего с младшим. Это взаимодействие получило на­звание педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.

Термин «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает детовождение. Педагогами назывались наставники, воспитывающие и обучающие детей.

Период развития педагогики от Древней Греции до средних веков еще не был периодом развития науки.

Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался воз­никновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на приро­ду и практику обучения и воспитания человека.

Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передо­вого педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методоло­гию, установив критерии педагогических исследований.

Почти одновременно Я. А. Коменский (1592-1670) попытался привести в си­стему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он ру­ководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и сво­им собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика».

Я. А. Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал строй­ную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обуче­ния в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.

В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагоги­ческих идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1746-1841), Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).

В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники. Он разра­батывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песта­лоцци предлагал ориентироваться на знание психологии.

В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на су­веренности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. И. Ф. Гербарт во многом опреде­лил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разра­ботанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса.

А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обуче­ния и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Он ввел сле­дующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, само­стоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.

Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного обра­зования как наиболее полезного для нужд каждого человека.

В философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась ин­дивидуалистическая направленность воспитания.

Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного вос­питания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и пе­дагогики личности.

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX ве­ка) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философи­ей, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, эконо­микой.

 

2. В определении объекта и предмета педагогики нет единого мнения. В качестве объекта педагогики рассматривают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название – образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Но образование изучает не только педагогика. Его изучают – философия (каковы цели образования сегодня и какими должны быть в современном мире), социология (готовит ли система образования людей способных адаптироваться к социальным условиям), психология (изучает психологические аспекты образования). Но никакая другая наука не затрагивает сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития.

Следовательно, предметом педагогики считают образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных учреждениях).

Другие, в качестве предмета науки рассматривают педагогический процесс как осо­бый вид взаимодействия людей. Отсюда можно вывести и опреде­ление самой педагогики как науки. Педагогика - это наука, изу­чающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства раз­вития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики как науки обусловлены её предметом. Принято различать две функции, которые в свою очередь реализуются на трех уровнях:

Теоретическая функция:

1. Описательный уровень (объяснительный) - изучение передового и новаторского опыта.

2. Диагностический уровень- выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деят-ти педагога и учащихся, установление причин их обеспечивающих.

3. Прогностический уровень - экспериментальные исследования пед. действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания.

Технологическая функция:

1.Проективный уровень – связан с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников), воплощающих в себе теоретические аспекты.

2.Преобразовательный – внедрение достижений в педагогическую практику с целью её совершенствования и реконструкции.

3.Рефлексивный – оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, последующую коррекцию.

 

3. Становление любой отрасли научного знания связано с развитием понятий, которые констатируют предмет науки.

Обучение и воспитание. Развитие любой области научного зна­ния связано с развитием понятий. В понятиях, составляю­щих аппарат конкретной науки, можно выделить одно, централь­ное понятие. Остальные понятия отражают части или элементы этого стержневого понятия.

Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет понятие «педагогический про­цесс». Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, который изучается педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений.

Педагогический процесс - это специально организованное взаимо­действие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучаю­щего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является переда­ча старшими и освоение младшими социального опыта, необходимо­го для жизни и труда в обществе.

Педагогический процесс, выделившись в отдельный вид взаи­модействия людей, стал занимать умы философов, что нашло от­ражение в трудах таких известных мыслителей, как Сократ (470-399 до н.э.), Демокрит (460-370 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) и др.

Попытаемся определить, какие отдельные понятия включает общее понятие «педагогический процесс». Принято считать, что педагогический процесс включает в себя два процесса: обучение и воспитание.

Обучение представляет собой целенаправленный процесс управ­ляемого познания явлений окружающего мира, их закономерно­стей, истории развития и освоения способов деятельности, в ре­зультате взаимодействия ученика с учителем или другими обу­чающимися.

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

Обучение отличается от воспитания степенью организован­ности - оно определено более жесткими рамками. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный образовательный стандарт. А в воспитании такого стандарта нет. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), оно требует специальных наглядных, техниче­ских и электронных (компьютеры) средств обучения.

Развитие и образование. И обучение, и воспитание направлены на развитие человека. Обучение помогает накопить опыт в научной и предметной сферах, а воспитание - в социальной. А в целом пред­назначение всего педагогического процесса заключается в содейст­вии и ускорении процесса развития человека.

Развитие человека - освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного бо­гатства) потенциала возможностей.

Ведущую роль в развитии человека играет обучение. Любое обучение способствует развитию. Трудно себе представить, чтобы, обучаясь какой-то деятельности или познавая отдельные элементы окружающего мира, человек не продвигался в своем развитии. Можно говорить только о том, что один способ или метод обуче­ния больше развивает ребенка, а другой - меньше. Поэтому утвер­ждения о «развивающем» и «неразвивающем» обучении представ­ляются лишенными основания.

Для уточнения требуемого в данном конкретном обществе (государстве) уровня развития выпускников может служить поня­тие «образование».

Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.

В России в каче­стве таких уровней утвердились: среднее, среднее профессиональ­ное и высшее образование. Сейчас постепенно вводятся новые уровни высшего образования: бакалавриат и магистратура.

Составляющим элементом пе­дагогического процесса является педагогическое взаимодействие. С этой точки зрения сам педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по вопросам содержания образования с использованием средств обучения и воспитания. Он представляет собой цепочку отдель­ных педагогических взаимодействий.

Педагогические взаимодей­ствия - это преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание является одним из факторов формирования личности.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой целью развития личности.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

4. Педагогика связана с другими науками:

Философия – разработка систем общих принципов и способов научного познания.

Психология – понимание свойства человеческой природы, учет механизмов, законов психической деятельности и развития личности.

Биология – изучает индивидуальное развитие человека.

Антропософия – изучает биологическую природу человека.

Социология – планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Политология – стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания.

Экономические науки – необходимое условие развития образованности общества (например, экономическое стимулирование педагогических исследований).

  Педагогические науки  
     
         
Фундаментальные   Методические   Специальные   Практико- ориентированные
                             

История педагогики Методика воспит. Тифлопедагогика Экспериментальн.

Общая педагогика Методика обучен. Сурдопедагогика Коррекционная

Теория воспитания Олигофрено - Социальная

Дидактика Профессиональная

Школоведение Семейная

 

Педагогика

детских движений

 

Общая педагогика – исследует основные закономерности образования

Коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей), тифлопедагогика (слепых и слабовидящих детей), олигофренопедагогика (умственно отсталых и детей с задержкой психического развития), логопедия (нарушениями речи).

Частные методики – исследуют специфику применения общих закономерностей обучения и воспитания.

История педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: