Лекция 1.
Тема: Общее представление о педагогике как науке.
План:
Зарождение педагогической науки.
Объект, предмет и функции педагогики.
Понятийный аппарат педагогики.
Связь педагогики с другими науками, её структура.
Литература:
1. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию., М., 1995.
2. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке., М., 1990.
3. Кукушин В.С. Общие основы педагогики., Ростов н/Д., 2002.
1. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям, возникла одновременно с появлением общества, и будет существовать на всех этапах его развития.
Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта.
С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе взаимодействия старшего с младшим. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.
Термин «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает детовождение. Педагогами назывались наставники, воспитывающие и обучающие детей.
Период развития педагогики от Древней Греции до средних веков еще не был периодом развития науки.
Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.
Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.
Почти одновременно Я. А. Коменский (1592-1670) попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика».
Я. А. Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.
В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1746-1841), Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).
В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники. Он разрабатывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песталоцци предлагал ориентироваться на знание психологии.
В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на суверенности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. И. Ф. Гербарт во многом определил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса.
А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.
Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.
В философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая направленность воспитания.
Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и педагогики личности.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
2. В определении объекта и предмета педагогики нет единого мнения. В качестве объекта педагогики рассматривают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название – образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Но образование изучает не только педагогика. Его изучают – философия (каковы цели образования сегодня и какими должны быть в современном мире), социология (готовит ли система образования людей способных адаптироваться к социальным условиям), психология (изучает психологические аспекты образования). Но никакая другая наука не затрагивает сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития.
Следовательно, предметом педагогики считают образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных учреждениях).
Другие, в качестве предмета науки рассматривают педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей. Отсюда можно вывести и определение самой педагогики как науки. Педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Функции педагогики как науки обусловлены её предметом. Принято различать две функции, которые в свою очередь реализуются на трех уровнях:
Теоретическая функция:
1. Описательный уровень (объяснительный) - изучение передового и новаторского опыта.
2. Диагностический уровень- выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деят-ти педагога и учащихся, установление причин их обеспечивающих.
3. Прогностический уровень - экспериментальные исследования пед. действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания.
Технологическая функция:
1.Проективный уровень – связан с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников), воплощающих в себе теоретические аспекты.
2.Преобразовательный – внедрение достижений в педагогическую практику с целью её совершенствования и реконструкции.
3.Рефлексивный – оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, последующую коррекцию.
3. Становление любой отрасли научного знания связано с развитием понятий, которые констатируют предмет науки.
Обучение и воспитание. Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий. В понятиях, составляющих аппарат конкретной науки, можно выделить одно, центральное понятие. Остальные понятия отражают части или элементы этого стержневого понятия.
Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет понятие «педагогический процесс». Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, который изучается педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений.
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Педагогический процесс, выделившись в отдельный вид взаимодействия людей, стал занимать умы философов, что нашло отражение в трудах таких известных мыслителей, как Сократ (470-399 до н.э.), Демокрит (460-370 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) и др.
Попытаемся определить, какие отдельные понятия включает общее понятие «педагогический процесс». Принято считать, что педагогический процесс включает в себя два процесса: обучение и воспитание.
Обучение представляет собой целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися.
Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.
Обучение отличается от воспитания степенью организованности - оно определено более жесткими рамками. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный образовательный стандарт. А в воспитании такого стандарта нет. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), оно требует специальных наглядных, технических и электронных (компьютеры) средств обучения.
Развитие и образование. И обучение, и воспитание направлены на развитие человека. Обучение помогает накопить опыт в научной и предметной сферах, а воспитание - в социальной. А в целом предназначение всего педагогического процесса заключается в содействии и ускорении процесса развития человека.
Развитие человека - освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей.
Ведущую роль в развитии человека играет обучение. Любое обучение способствует развитию. Трудно себе представить, чтобы, обучаясь какой-то деятельности или познавая отдельные элементы окружающего мира, человек не продвигался в своем развитии. Можно говорить только о том, что один способ или метод обучения больше развивает ребенка, а другой - меньше. Поэтому утверждения о «развивающем» и «неразвивающем» обучении представляются лишенными основания.
Для уточнения требуемого в данном конкретном обществе (государстве) уровня развития выпускников может служить понятие «образование».
Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.
В России в качестве таких уровней утвердились: среднее, среднее профессиональное и высшее образование. Сейчас постепенно вводятся новые уровни высшего образования: бакалавриат и магистратура.
Составляющим элементом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. С этой точки зрения сам педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по вопросам содержания образования с использованием средств обучения и воспитания. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий.
Педагогические взаимодействия - это преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание является одним из факторов формирования личности.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой целью развития личности.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
4. Педагогика связана с другими науками:
Философия – разработка систем общих принципов и способов научного познания.
Психология – понимание свойства человеческой природы, учет механизмов, законов психической деятельности и развития личности.
Биология – изучает индивидуальное развитие человека.
Антропософия – изучает биологическую природу человека.
Социология – планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Политология – стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания.
Экономические науки – необходимое условие развития образованности общества (например, экономическое стимулирование педагогических исследований).
Педагогические науки | ||||||||||||||
Фундаментальные | Методические | Специальные | Практико- ориентированные | |||||||||||
История педагогики Методика воспит. Тифлопедагогика Экспериментальн.
Общая педагогика Методика обучен. Сурдопедагогика Коррекционная
Теория воспитания Олигофрено - Социальная
Дидактика Профессиональная
Школоведение Семейная
Педагогика
детских движений
Общая педагогика – исследует основные закономерности образования
Коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей), тифлопедагогика (слепых и слабовидящих детей), олигофренопедагогика (умственно отсталых и детей с задержкой психического развития), логопедия (нарушениями речи).
Частные методики – исследуют специфику применения общих закономерностей обучения и воспитания.
История педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи.