ПЛОХО ПОНИМАЕТ ЗНАЧЕНИЕ МИМИКИ ОКРУЖАЮЩИХ И ИНТЕРПРЕТИРУЕТ ЕЕ КАК ВРАЖДЕБНУЮ.




ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Содержание:

1. Работа с домашним заданием. Вопросы для самопроверки.

2. Новый материал "ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"

3.Вопросы для самопроверки

4. Домашнее задание

 

Работа с домашним заданием

Вспомните, пожалуйста, свое детство и выберите верные для Вас ответы.

 

    да нет
  В детстве у меня были периоды, когда приходилось подолгу лежать в больнице, посещать круглосуточный детский сад или длительное время не видеть родителей или тех, кто обычно занимался моим воспитанием    
  Я воспитывался (ась) в учреждении для детей-сирот    
  Мои родители (один из родителей) умерли до моего совершеннолетия    
  В детстве в моей семье ко мне относились довольно безразлично    
  В детстве мне приходилось терпеть унижения, оскорбления в своей семье    
  Я помню случаи, когда некоторые члены моей семьи избивали меня, жестоко наказывали    
  Я помню такие случаи, когда родные и близкие оставляли меня без защиты в то время, когда мне реально угрожала опасность    

Если Вы выбрали хотя бы один ответ "да", то Вы легко сможете понять переживания Ваших будущих приемных детей. Если Вы выбрали ответ "нет", то найдите того, кто это пережил и поговорите с ним о его переживаниях.

 

Новый материал

 

ДЕПРИВАЦИЯ -

"психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени".

Основные жизненные психические ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА -

ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ, ПРИНЯТИИ, САМОУВАЖЕНИИ, ТЕЛЕСНОЙ БЛИЗОСТИ, ОБЩЕНИИ, ПОДДЕРЖКЕ и т.д.

 

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях:

- уровне ТЕЛЕСНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

- уровне ПОНИМАНИЯ МИРА, В КОТОРОМ ОН ЖИВЕТ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

- уровне установления БЛИЗКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ К КОМУ-ЛИБО (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

- уровень, который позволяет соблюдать нормы и правила общества (СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ).

 

По данным последних исследований, нарушения НА УРОВНЕ ТЕЛЕСНЫХ ОЩУЩЕНИЙ начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребенка постоянное состояние ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА, СПОСОБСТВУЕТ НАРУШЕНИЮ РИТМА СНА И БОДРСТВОВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕТ ЧРЕЗМЕРНО БЕСПОКОЙНОЕ, ПЛОХО УПРАВЛЯЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Впоследствии, пытаясь успокоить себя, тонизировать свое состояние, он начинает раскачиваться всем те-лом, сопровождая РАСКАЧИВАНИЕ МОНОТОННЫМ ЗАВЫВАНИЕМ. Пытаясь снизить уровень своего психологического дискомфорта, нередко прибегает к онанизму. Он плохо чувствует границы своего тела, поэтому либо ЛЬНЕТ КО ВСЕМ, либо ПЫТАЕТСЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КОНТАКТОВ. Не ощущая собственные границы, ребенок не чувствует и границ другого человека, чужого пространства, чужой собственности.

Такие дети страдают различного рода АЛЛЕРГИЯМИ, особенно связанными с высыпанием на коже. У них наблюдаются трудности формирования ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ (они, например, мало или в другом направлении ползают, потом "пишут как курица лапой"), НЕДОСТАТОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ И НЕУСИДЧИВОСТЬ. Формируется ПЕРВИЧНОЕ ОЩУЩЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ НЕУСПЕШНОСТИ И СКЛОННОСТЬ К ПЕРЕЖИВАНИЮ ПОСТОЯННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА, ВНЕШНЕЙ ОПАСНОСТИ, НЕСТАБИЛЬНОСТИ, СТРАХА И ОБИДЫ.

Проблемы развития на телесном уровне негативно влияют и на ЕГО ПОНИМАНИЕ МИРА, В КОТОРОМ ОН ЖИВЕТ, А ЗНАЧИТ И НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Ребенок начинает ХОРОШО РАЗВИВАТЬСЯ, когда мир ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЕМУ БЕЗОПАСНЫМ, КОГДА, УПОЛЗАЯ ИЛИ УБЕГАЯ ОТ МАТЕРИ, ОН МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ И УВИДЕТЬ ЕЕ УЛЫБАЮЩЕЕСЯ ЛИЦО. Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в семье, где родителям не до него, меньше ползает, а значит, и менее активно, по сравнению с детьми из благополучных семей, осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ.

Он ПОЗДНО НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ, ЧАСТО НЕПРАВИЛЬНО СТРОИТ ФРАЗЫИ ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ.

 

Самое главное, он склонен к выстраиванию "КАТАСТРОФИЧЕСКИХ" МОДЕЛЕЙ МИРА", где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхитить и регулировать происходящее извне. Кто-то другой, только не, он управляет его судьбой. В результате у ребенка формируется образ себя как беспомощного маленького неудачника, инициатива которого может иметь негативный результат для всех. В качестве базовых у него появляются такие убеждения, как "у меня все равно ничего не получится" и "меня нельзя любить". Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы.

Подобный образ себя постоянно находит подтверждение в той информации извне, которую ребенок отбирает из всего потока. Он чрезмерно внимателен к отрицательной информации о себе и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.

 

 

"КАТАСТРОФИЧЕСКИХ" МОДЕЛЕЙ МИРА" приводит к следующим искаженным представлениям о себе и о мире.

Они выражаются в:

· нарушениях веры в себя:

- представлениях о собственной непривлекательности

- представлениях о собственной "опасности".

· нарушениях веры в других:

- люди, которые любят меня, издеваются надо мной

- другие люди опасны.

· нарушениях доверия к миру:

- публичные места, такие как школы, больницы, социальные службы,

- опасны, там меня могут обидеть или отвергнуть

- преступность - нормальное явление.

 

Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, - как способных причинить ему боль.

Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимо-сти.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. НА ЭМОЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он об этом или нет, ребенок ТРУДНЕЕ ВСТУПАЕТ С ДРУГИМ В БЛИЗКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Он БОИТСЯ ДОВЕРЯТЬ, БОИТСЯ БОЛИ УТРАТЫ, ПЫТАЕТСЯ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ НЕЕ, ЗАКРЫВАЯСЬ ОТ МИРА. Нередко он просто

 

ПЛОХО ПОНИМАЕТ ЗНАЧЕНИЕ МИМИКИ ОКРУЖАЮЩИХ И ИНТЕРПРЕТИРУЕТ ЕЕ КАК ВРАЖДЕБНУЮ.

ОСОБЕННО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО СТРОГИЙ ВЗГЛЯД, КОТОРЫМ ОБЫЧНО ПОЛЬЗУЮТСЯ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ВЛИЯНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА, НЕ ОКАЗЫВАЕТ НА ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА НУЖНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРОВОЦИРУЕТ НА АГРЕССИЮ.

 

Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные проявления. К ним ОТНОСИТСЯ И СТРЕМЛЕНИЕ НИ В ЧЕМ НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАТЬСЯ, ДАЖЕ В ОЧЕВИДНОМ.

Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его "плохие" качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ними что-то случилось. В результате он может обижать других или действовать вызывающе, тем самым ПРОВОЦИРУЯ НАКАЗАНИЯ ИЛИ ОТВЕТНУЮ АГРЕССИЮ!!!

Особенно часто это начинает проявляться, когда ребенок пытается сформировать привязанность к принимающей семье. Он начинает испытывать чувство вины за предательство "своих", МОЖЕТ провоцировать приемных родителей на наказание, поддерживая этим фантазию о собственных идеальных родителях. Желая вернуть себе потерянную любовь, ребенок пытается взять себе что-то ценное для другого. По нашим наблюдениям, если ребенок строит удовлетворяющие его отношения в принимающей семье, то он может пройти через ситуацию воровства в семье, если отношения отличаются холодностью, он активно начинает воровать у других взрослых, например, у учительницы. При этом ребенок способен сформировать вторичную привязанность к членам замещающей семьи.

ДЛЯ ЭТОГО ЕМУ НУЖНЫВРЕМЯ И ТЕРПЕНИЕ СО СТОРОНЫЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (уровень соблюдения норм общества).

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою принадлежность своей семье, роду. Он четко знает кто он, чей сын (дочь). Он знает на кого похож и чье поведение повторяет. Ребенок из благополучной семьи на вопрос: "Ты кто?" отвечает: "Мальчик (девочка), сын (дочь) такого-то". Ребенок из детского дома на вопрос: "Ты кто?" отвечает: "Никто", "Детдомовец". Он НЕ ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЫСТРАИ-ВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, КОЛЛЕКТИВЕ, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: "прилипала", "агрессор", "негативный лидер" и т. д. В группе детского дома дети живут по своим нормам и правилам. Например, прав тот, кто сильнее, обеспечить собственную безопасность нельзя (нормы и правила близкие к дедовщине). Найди сильного, выполняй все, что он прикажет, и тогда сможешь выжить. Все, кто не в группе - чужаки (враги), ни к кому не привязы-вайся, все равно бросят и т.д.. После выпуска из сиротского учреждения детям крайне сложно жить самостоятельно, иметь семью, воспитывать собственных детей, удерживаться на работе.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Выберите, пожалуйста, верные, на Ваш взгляд, ответы

1.Психическая депривация у ребенка формируется:

1 Когда не удовлетворяют физические потребности ребенка

2 Когда не удовлетворяется его потребность в любви, принятии, са-моуважении, телесной близости, общении, поддержке и т.д.

 

 

Ключ:

Верный ответ - №2. Оценка - 5 баллов

 

2.Монотонное раскачивание, монотонные завывания, потребность "липнуть" ко всем без разбора является признаком нарушений на:

 

1 Эмоциональном уровне

2 Телесном уровне

3 Интеллектуальном уровне

4 Социальном уровне

 

 

Ключ:

Верный ответ - №2. Оценка - 5 баллов

 

3."КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ" МОДЕЛЬ МИРА" ВЫРАЖАЕТСЯ

1 В тревожном ожидании неприятностей

2 В уверенности в завтрашнем дне

3 В невозможности контролировать и управлять собственной жизнью

4 В понимании кто ты и чей ты

5 В восприятии себя как беспомощного маленького неудачника

6 В уверенности в себе и своих действиях

 

Ключ:

Верные ответы: 1, 3, 5.

За каждый верный ответ - 5 баллов

Максимальное число баллов - 15.

 

4. ПЛОХОЕ ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ МИМИКИ ОКРУЖАЮЩИХ, СТРЕМЛЕНИЕ НИ В ЧЕМ НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАТЬСЯ, ДАЖЕ В ОЧЕВИДНОМ, ПРОВОЦИРОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА НАКАЗАНИЕ ИЛИ ОТВЕТНУЮ АГРЕССИЮ является признаком нарушений на:

 

1 Эмоциональном уровне

2 Телесном уровне

3 Интеллектуальном уровне

4 Социальном уровне

 

 

Ключ: ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ - №1.

Оценка - 5 баллов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: