А ведь новая образовательная политика могла бы быть такой




Россия - одна из ведущих мировых держав с мощным внешнеполитическим, экономическим, оборонным и духовным потенциалом, которая начинает осуществлять суверенную и самостоятельную национально ориентированную образовательную политику, предполагающую превращение образования из ресурсозатратной в ресурсосберегающую и ресурсогенерирующую сферу. Новая модель образования должна быть асимметрична той, которая в последние десятилетия с опозданием копировала заимствованные образцы, и требует перехода:

от разъединяющей тактики конкуренции, самореализации и индивидуализма - к объединяющей тактике сотрудничества, соработничества и солидарности;

от тактики доминирования прав ребёнка над его обязанностями - к разумному сочетанию прав, обязанностей и запретов;

от образа педагога как представителя сферы образовательных услуг - к образу педагога-детоводителя, государственника, ответственного за будущее Отечества;

от управления через тотальное администрирование и бюрократический надзор - к управлению через содействие, доверие, самостоятельность и самодеятельность педагогических коллективов;

от навязывания мультикультурализма, космополитичности, толерантности и безродности - к воспитанию народности, патриотизма и державности;

от функционализма компетентностного подхода - к формированию фундаментальности, системности, целостности и антропоцентричности содержания образования;

от освоения универсальных учебных действий - к обретению универсальных для отечественной культурно-исторической традиции целей, ценностей и нравственных образов жизни;

от «индивидуального успеха», «конкурентоспособности» и приоритета карьерных ценностей - к любознательности, трудолюбию, жизнелюбию и человеколюбию - залогу подлинного человеческого счастья;

от культуры полезности и эффективности - к культуре смысла, любви и достоинства;

от идеала индивидуума, добивающегося лидерства, как правило, в денежном выражении - к идеалу человека, стремящегося к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству;

от образа квалифицированного и разумного потребителя - к образу человека-созидателя и человека-творца;

от человека, обладающего набором компетенций, - к целостной личности, ответственной за свою жизнь во всей её полноте;

от размывания и подмены нравственных ценностей под флагом свободы и раскрепощения - к воспитанию традиционной системы духовно-нравственных ценностей, аскетизма и самостояния.

Сущность, миссия и высший смысл современного отечественного образования - это Служение Отечеству(а не обслуживание центров власти и бизнеса); это Дар новому поколению (а не потребительская услуга); это Благо для каждого, это благовестие о собственно человеческом в человеке (а не средство его расчеловечивания).

P.S. Положения новой образовательной политики взяты из проекта Национальной доктрины образования Российской Федерации, разработанной под руководством и при участии авторов этой статьи, которую Вы можете посмотреть по ссылке https://ost101.narod.ru/2018_Doktrina.pdf.

 

Виктор Иванович Слободчиков, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук

 

[1] Звездина П. «Карьерные лифты» за 4,7 млрд руб. включили в национальный проект // РБК. 2018. 14 авг.
https://www.rbc.ru/society/14/08/2018/5b6c2a039a7947d32d02635b

 

[2] Колесникова К. Девять заданий министра Васильевой. Как Россия планирует войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования // Российская газета. Федеральный выпуск. 2018. №7629 (166) / https://rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html.

 

[3] Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и ВШЭ. Апрель 2018 // https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf.

 

[4] Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с. - 300 экз. - (Современная аналитика образования. № 2 (19)). https://ioe.hse.ru/data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf.

 

[5] Цит. по: «Меня упрекают в консерватизме». Министр образования Ольга Васильева о том, что ждет студентов и школьников // Lenta.ru. https://lenta.ru/articles/2017/02/01/vasileva/

 

[6] Министр образования запретила произносить слово «услуга» в школах // РБК. 27.08.2016. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/57ea456d9a794718ec893ec5.

 

[7] Ольга Васильева: нужно отказаться от термина «образовательные услуги» // РИА «Новости». Россия сегодня. 30.08.2016. https://ria.ru/society/20160830/1475622923.html.

 

[8] Ободовский А. Руководство к педагогике или науке воспитания, составленное по Нимейеру. СПб.: Тип. Вингебера, 1833. С. 6.

 

[9] Федосеев П.Н. и др. Научный коммунизм. Учебник для вузов. 5-е изд. М.: Политиздат, 1982. С. 396.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: