Как Вы думаете, о чем шла речь в жалобе пациента?




Тема: «Терапевтическое и нетерапевтическое общение»

Созаева А.А.

l Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации

 

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) терапевтическое, эффективное

2) нетерапевтическое, неэффективное

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.Пример терапевтического общения:

"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет.

Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства.-анальгин или морфий, можно, наконец предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки нежно? обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражен чувствительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные ле­карства, которые врачуют тело".

Приведите свой пример терапевтического общен ия ЗАПОМНИТЕ!

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ -ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: "Смотри, нас трое - я, ты и болели,. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть се. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих».|

 

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации, о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.

Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы

ее пациента. Например:

- Что со мной случилось?

- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

- А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько

критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реаль­ной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, за­боты семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые созда­ют чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболева­нии стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он стра­дает также от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягост­ных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешне проявления страха различны. От взволнованности и возбуждения до внутреннего оце­пенения и кажущегося безразличия, ("ушел в себя"). Отсюда и "странные" поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, аг­рессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

Избавьте больного от страха, страх - это эквивалент боли

 

3) Вселение надежды и уверенности в улучшение самочувствия

Расскажите, что Вы знаете об "эффекте плацебо"?

 

Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИН­СКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

 

Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтического общения

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда".

 

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:

"Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общать­ся: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента об­щение с Вами - часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и стари­ки, и дети - особенно. Для многих несчастных Ваше внимание - един­ственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время, не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происхо­дит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слы­шит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и лас­ково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно помо­жем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим".

Как можно чаще спрашивайте больного:

- Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого кра­на, или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.

Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ К БОЛЬНОМУ.

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак.

Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать - Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотогра фию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле - фотографию, старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей."

 

2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как-бы символом профессии.

Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове - это и будет та "тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима от боли сердечной'' и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

Говорит медсестра: "Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И по-моему, это очень важно, потому-что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то ино­гда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться не­кому. А так им сразу легче становится" (Патриция Беннер).

 

3) КОНТАКТ ГЛАЗ. Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого мар­шала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил."

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому чело­веку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только по­ложительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным вы­ражением лица, с преимущественно низким голосом.

 

 

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

• ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВА­НИЕ.

Что означает выражение "слепота зрячих"?

• КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз "чесотка" был, что называется, "написан" на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: "Вилькинсон". Это озна­чало, что больному следует прописать специальное лекарственное сред­ство для лечение чесотки - мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

Как Вы думаете, о чем шла речь в жалобе пациента?

· БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ. Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвен­ник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во из­бежание упрека в невежливости, а то и в грубости иногда используют, об­ращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и так далее. Медицинские работники словно отгораживаются ими от боль­ного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

• НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ. Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и ле­чение становится неэффективным.

• СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.

• ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ.В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: "Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет".

• МОРАЛИЗИРОВАНИЕ.. Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши гре­хи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь".

• КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, инте­ресно мне знать!"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: