Тема: «Терапевтическое и нетерапевтическое общение»
Созаева А.А.
l Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации
Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:
1) терапевтическое, эффективное
2) нетерапевтическое, неэффективное
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.Пример терапевтического общения:
"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет.
Как снять боль у малыша?
Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства.-анальгин или морфий, можно, наконец предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки нежно? обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражен чувствительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".
Приведите свой пример терапевтического общен ия ЗАПОМНИТЕ!
ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ -ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.
Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: "Смотри, нас трое - я, ты и болели,. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть се. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих».|
Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
1) Предоставление пациенту информации, о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.
Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы
ее пациента. Например:
- Что со мной случилось?
- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?
- А не вредно ли принимать это лекарство так долго?
- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько
критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.
2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые создают чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он страдает также от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешне проявления страха различны. От взволнованности и возбуждения до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия, ("ушел в себя"). Отсюда и "странные" поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.
Избавьте больного от страха, страх - это эквивалент боли
3) Вселение надежды и уверенности в улучшение самочувствия
Расскажите, что Вы знаете об "эффекте плацебо"?
Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтического общения
Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда".
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:
"Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами - часть лечения.
Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и старики, и дети - особенно. Для многих несчастных Ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!
Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время, не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.
Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим".
Как можно чаще спрашивайте больного:
- Может быть, Вам что-нибудь нужно?
Это поможет разрешить множество проблем. И простые могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого крана, или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.
Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ К БОЛЬНОМУ.
Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак.
Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать - Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотогра фию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле - фотографию, старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей."
2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.
Недаром добрые руки медсестры стали как-бы символом профессии.
Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове - это и будет та "тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима от боли сердечной'' и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.
Говорит медсестра: "Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И по-моему, это очень важно, потому-что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится" (Патриция Беннер).
3) КОНТАКТ ГЛАЗ. Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил."
Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.
НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
• ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ.
Что означает выражение "слепота зрячих"?
• КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз "чесотка" был, что называется, "написан" на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: "Вилькинсон". Это означало, что больному следует прописать специальное лекарственное средство для лечение чесотки - мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.
Как Вы думаете, о чем шла речь в жалобе пациента?
· БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ. Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и так далее. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.
• НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ. Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным.
• СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.
• ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ.В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: "Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет".
• МОРАЛИЗИРОВАНИЕ.. Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь".
• КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!"