Методика организации самостоятельной работы студентов.




Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, условий учебной деятельности.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит:

· составить графики самостоятельной работы, содержащие перечень форм и видов самостоятельной работы студентов, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля;

· разработать методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические и графологические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения тем учебных дисциплин, междисциплинарных курсов профессионального модуля, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, алгоритмы целевой деятельности студентов при выполнении полученных заданий на практических занятиях и др.

Основным элементом самостоятельной работы является творческая учебная задача (задание).Учебная задача представляет собой сформированное задание, направленное на поиск новых знаний, требующее решения в ходе наблюдения, опытов, изучения литературы и других видов познавательной деятельности. Учебная задача, как дидактическая единица, обладает рядом функциональных признаков:

· является предметом познавательной деятельности;

· содержит противоречие между данным и искомым;

· включает все звенья познавательной деятельности: постановку цели, мотивацию, выбор рациональных путей решения, подбор способов действий и средств их выполнения, получение результата, его анализ и формы представления;

· выступает средством логической и психологической организации учебного материала;

· интегрирует процессы усвоения знаний, освоения умений, формирования практического опыта деятельности, что необходимо для овладения общими и профессиональными компетенциями.

Решение творческой задачи включает несколько этапов:

1. Подготовительный: постановка и осознание творческой задачи. Определяется неизвестное новое, которое должно быть найдено в результате решения творческой задачи.

2. Информационный: поиск необходимых информационных источников для решения творческой задачи.

3. Аналитический: анализ и обработка информации. Содержанием данного этапа является восприятие, понимание, осмысление полученной информации, ее оценка, установление связей между разрозненными фактами и явлениями, их обобщение для получения результата решения творческой задачи.

4. Заключительный: оформление и определение форм представления результата решения творческой задачи.

В зависимости от конкретных учебных задач, которые должны быть решены в процессе самостоятельной работы, содержательная наполняемость, продолжительность отдельных этапов изменяются, однако присутствие их в структуре процесса обязательно.

Практическое задание:

1. Проведите анализ функциональных признаков и этапов решения познавательной учебной задачи (задания).

2. Заполните таблицу.

Таблица

Определение понятия «учебная задача (задание)» Функциональные признаки Этапы решения
     

 

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную.

Самостоятельная(аудиторная) работа студентов проходит под контролем педагога и предполагает определение студентам групповых или индивидуальных познавательных учебных задач (заданий), самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством педагога.

Аудиторная самостоятельная работа студентов предусматривает:

· выполнение самостоятельных работ;

· выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;

· решение задач;

· работу со справочной, методической и научной литературой;

· защиту выполненных работ;

· собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;

· тестирование и т.д.

Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий (хронокартой занятия).

Практическое задание:

1. Проведите анализ предложенного информационного материала по самостоятельной (аудиторной) работе студентов.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Особенности организации самостоятельной(аудиторной) работы Формы организации самостоятельной (аудиторной) работы
   
Дополните перечень форм организации самостоятельной (аудиторной) работы из собственной образовательной практики

 

Самостоятельная(внеаудиторная) работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве педагога, но без его непосредственного участия. В системе среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов отводится до 50% учебного времени.

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, опытом творческой, исследовательской работы, проектировочными навыками. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с видами организации самостоятельной (внеаудиторной) работы.В образовательной практике используются следующие виды самостоятельной (внеаудиторной) работы:

· овладение знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; анализ содержания аудио- и видеозаписей, Интернет-ресурсов и др.;

· закрепление и систематизация знаний: работа с конспектом лекций; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; анализ нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

· формирование умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; коллекция (биологическая, нумизматическая, модных собственных изделий, коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков…); прогноз развития ситуации (например, экологической); справочник (например, по топонимике улиц города); сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений и т.д.); учебное пособие по определенной теме, циклу учебных занятий (возможно электронное); словарь (по определенной теме).

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, учебного проекта и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной (внеаудиторной) работы студента являются:

· уровень освоения учебного материала,

· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

· оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными педагогом требованиями.

Основные виды организации, руководства и контроля самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов, примерные нормы времени на выполнение студентами самостоятельной (внеаудиторной) работы приведены в таблицах 1, 2.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: