Дорожные фонды Российской Федерации сравнительно сопоставительный анализ




Для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации создаются дорожные фондысоответствующих органов государственной власти: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации (ФДФ РФ), дорожные фонды субъектов РФ — территориальные дорожные фонды.

Федеральный дорожный фонд консолидирован в федеральном бюджете и является целевым бюджетным фондом. Некоторые субъекты РФ также консолидировали территориальные дорожные фонды в свои бюджеты.

Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых бюджетных и внебюджетных средств.

Средства ФДФ РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Из ФДФ РФ выделяются субвенции и дотации для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории Российской Федерации, относящихся к собственности субъектов РФ. Размер субвенций и дотаций, а также нормативы отчислений от зачисляемого в ФДФ РФ федерального налога на пользователей автомобильных дорогежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете. Суммы данного налога в части, зачисляемой в ФДФ РФ, аккумулируются на специальных счетах, открытых в учреждениях Банка России на территориях субъектов РФ, и могут пропорционально их поступлению перечисляться по установленным нормативам в территориальные дорожные фонды в счет субвенций и дотаций, выделяемых для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования.

Средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектовРФ, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Законодательные органы субъектов РФ или уполномоченный ими орган исполнительной власти могут разрешить использовать средства этих фондов на ремонт, реконструкцию или строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности.[13]

Налоговые поступления являются основными источниками формирования средств дорожных фондов, часть налогов зачисляется в федеральный фонд, а часть налогов поступает в территориальные дорожные фонды. Наряду с налогами в дорожные фонды могут направляться средства, поступающие от проведения аукционов и лотерей, добровольные отчисления предприятий и граждан, другие пожертвования. В дорожные фонды поступают также суммы финансовых санкций за нарушение Закона РФ от 18 октября 1991 г. №1759-1 «О дорожных фондах РФ» (с изменениями и дополнениями), положения которого конкретизирует одноименная Инструкция ГНС от 15 мая 1995 г. №30 (с изменениями и дополнениями). Положения данной Инструкции регламентируют порядок формирования и уплаты в бюджет четырех налогов: на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), на пользователей автодорог, с владельцев транспортных средств и на приобретение автотранспортных средств.

Кроме налога на реализацию горюче-смазочных материалов, как уже отмечалось, дорожные фонды формируют другие источники. К налоговым платежам относятся и такие достаточно крупные поступления, как налог на приобретение автотранспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Целевые бюджетные и внебюджетные средства дорожных фондов образуются за счет:

- налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);

- налога на пользователей автомобильных дорог;

- налога с владельцев транспортных средств;

- налога на приобретение автотранспортных средств;

- акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафы, добровольные взносы и др.

В ФДФ РФ зачисляются:

- налог на реализацию ГСМ;

- акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;

- федеральный налог на пользователей автомобильных дорог по установленной ставке.

В территориальный дорожный фонд зачисляются:

- федеральный налог на пользователей автомобильных дорог по установленной ставке;

- налог с владельцев транспортных средств;

- налог на приобретение автотранспортных средств.

Налог на реализацию ГСМ: автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газа — уплачивают предприятия, реализующие такие материалы, в том числе ввозимые на территорию Российской Федерации.

При перепродаже ГСМ налог исчисляют поустановленной ставке от размера разницы между выручкой от реализации ГСМ без НДС и стоимостью их приобретения также без НДС.

Налог на пользователей автомобильных дорогуплачивают: предприятия — юридические лица по законодательству РоссийскойФедерации, международные объединения и организации,осуществляющийпредпринимательскую деятельность черезпостоянные представительствa, иностранные юридические лица; филиалы и другие подразделения предприятий, имеющие, отдельный баланс и расчетный счет.Налог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета ФДФ РФ и территориальных дорожных фондов.

Федеральный налог на пользователей автомобильных дорог устанавливается в процентах от выручки, полученной от реализациипродукции, работ, услуг, а также от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.

Законодательные или представительные органы субъектов РФ с учетом местных условий могут повышать либо понижать ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% ставки федерального налога.

От уплаты налога на пользователей автомобильных дорог освобождаются следующие плательщики:

- колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более;

- предприятия, содержащие автомобильные дороги общего пользования;

- профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения противопожарной службы МВД РФ;

- плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи;

- российские ииностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по СРП;

- другие плательщики в соответствии с законодательством.

Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие автотранспортные средства,— с каждой лошадиной силы.

От уплаты налога с владельцев транспортных средств освобождаются те же плательщики, что и по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, их общественные объединения и организации, использующие приобретаемые автотранспортныесредства для выполнения своей уставной деятельности; предприятия автотранспорта общего пользования транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров, кроме такси, и другие в соответствии с законодательством.

Налог уплачивается ежегодно в сроки, установленные законами субъектами РФ.

Налог на приобретение автотранспортных средств уплачиваютпредприятия, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.

Налог устанавливается в процентах от продажной цены без НДС.

От уплаты налога освобождаютсяте же категории плательщиков, что и по налогу с владельцев транспортных средств, а также граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование. От налога не освобождаются российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по СРП.

Сумма налоговых платежей в дорожные фонды включается предприятиями в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).[14]

Анализируя материал, нами выявлены некоторые отличия в функционировании дорожных фондов и порядке исчисления налогов.

В РФ порядок исчисления дорожных налогов неоднократно корректируется. В соответствии с проектом Налогового кодекса часть дорожных налогов будет упразднена, часть объединена с другими однотипными налогами. Предполагается отмена налога на реализацию ГСМ и налога на пользователей автодорог, как негативно проявляющихся налогов с выручки. Два других налога будут введены в систему имущественного обложения.

Наиболее существенные изменения претерпевают инструктивные положения по дорожным налогам с принятием поправок от 27 марта 1997 г. Условия оформления экспортных поставок при обосновании льготы по НДС распространились и на налог на реализацию ГСМ на экспорт (п. 2 поправок). Реализация ГСМ в рамках совместной деятельности подлежит обложению налогом на реализацию ГСМ в установленном порядке поданным отдельного (обособленного) баланса участника совместной деятельности, который по договору ответствен за ведение совместных дел. В РФ по организациям, которые реализуют ГСМ по ценам, не превышающим фактические затраты на их производство, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на дату реализации. Эта рыночная цена не должна быть ниже уровня фактических затрат предприятия по производству ГСМ. Оценка выручки от реализации производится на основании поступивших и оплаченных счетов-фактур. При исчислении налогооблагаемой базы сумма полученной выручки уменьшается на сумму:

- налога на добавленную стоимость;

- акцизов (по организациям — изготовителям подакцизных товаров);

- налога на реализацию ГСМ (по организациям, реализующим ГСМ);

- экспортных пошлин (по предприятиям-экспортерам);

- лицензионных сборов за производство, розлив и хранение алкогольной продукции;

- установленных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры.

В системе налоговых поступлений в дорожные фонды ПМР отсутствуют акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. В РФ в соответствии с законом «Об акцизах» в дорожные фонды перечисляются акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. Поступившие в фонд данные акцизы направляются в размере 50 процентов в территориальные дорожные фонды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, получающих дотации из фонда. Кроме того, в отличие от ПМР, в РФ свободные средства фонда можно направлять на предпринимательство, для получения дополнительных средств для фонда, в том числе на кредитование затрат предприятий и других юридических лиц, участвующих в развитии дорожного хозяйства.


Заключение

 

Средства дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Из дорожных фондов выделяются субвенции и дотации для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории ПМР.

Требуют постоянного ремонта составные части автомобильной дороги: мосты, путепроводы, защитные и укрепительные сооружения, переезды, в том числе в двух уровнях, тротуары, места для остановок и стоянок, придорожные зеленые насаждения, дорожные знаки и другие устройства, предназначенные для обеспечения безопасности движения. Из дорожных фондов выделяются средства для ремонта линейных и служебных зданий, производственных баз, а также любых земельных участков, сооружений, устройств и оснащения, предназначенных для управления, содержания, строительства, реконструкции автомобильных дорог и регулирования движения на автомобильных дорогах.

Особенно нуждается в постоянном и профилактическом ремонте дорожная одежда - многослойная конструкция (в отдельных случаях - однослойная), воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание или на подстилающий грунт. Налоговые поступления в дорожный фонд являются самыми экономически оправданным как самостоятельный платеж в системе налоговых правоотношений. Взимание налоговых поступлений в дорожный фонд будет продолжаться, несмотря на нее преобразования, которые может претерпеть налоговая система ПМР.


Приложения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: