Этапы разработки учебного проекта | Задачи | Деятельность педагога | Деятельность студента (группы) | Результат этапа |
Подготовительный | Формулировка проблемы; определение типа учебного проекта; цель учебного проекта; название учебного проекта; классификация по различным основаниям; планируемый результат | Предъявление алгоритма деятельности | Выполнение алгоритма деятельности | Проблема сформулирована; тип учебного проекта определен; цель учебного проекта поставлена; название учебного проекта дано; классификация по различным основаниям проведена; результат спланирован |
Проектировочный этап разработки учебного проекта
Проектировочный этап направленна организацию деятельности студентов, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем учебного проекта; поиск информации, необходимой для эффективного решения проблемы проекта.
Общее планирование.
Построение конкретного плана и продумывание всех элементов деятельности невозможно без определения вида учебного проекта в соответствии с классификацией: индивидуальный или групповой. Проектирование индивидуального и группового проектов имеют общие основания – формирование общих компетенций, определенных требованиями ФГОС.
Разработка индивидуального проекта позволяет:
· осуществлять разработку плана работы над проектом с максимальной точностью:приобретать опыт проектной деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта;
· развивать общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные);
· анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;
· формировать чувство персональной ответственности за выполнение учебного проекта.
Разработка группового проекта способствует:
· формированию навыков сотрудничества, так как проектное обучение эффективно лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества»;
· повышению мотивации участников в рамках проектной группы через реализацию ИМО (интерактивных методов обучения), предполагающих коллективный поиск различных путей решения проблемы.
· смене ролевых позиций на каждом этапе работы над проектом: генератор идей, исследователь, оформитель, режиссер.
План-проспект действий студентов при выполнении заданийв групповом проекте может разрабатываться:
· педагогом и предъявляться студентамв готовом виде;
· педагогом и предъявляться в виде алгоритма главных действий (без учета операций);
· участниками творческой группы.
При распределенииролевых позиций на каждом этапе работы над групповым проектом необходимо учитывать психологические особенности студентов.
Различают четыре психологических типа относительно организации деятельности:
· Импульсивный (быстрый) – правильный
· Импульсивный быстрый – неправильный
· Рефлективный (медленный) – правильный
· Рефлективный (медленный) – неправильный
Практическое задание:
1. Выберите для каждого представленного психологического типа наиболее приемлемый способ разработки плана-проспекта действий студентов при выполнении учебного проекта.
2. Определите в соответствии с психологическим типом и способомразработки плана действий студентов ролевые позиции (генератор идей, исследователь, оформитель, режиссер).
2.Заполните таблицу.
Таблица
Психологический тип | Способ(ы) разработки плана действий студентов | Ролевая позиция |
· Импульсивный (быстрый) – правильный · Импульсивный быстрый – неправильный · Рефлективный (медленный) – правильный · Рефлективный (медленный) – неправильный | участниками творческой группы · педагогом и предъявляется в виде алгоритма главных действий (без учета операций); · педагогом и предъявляться студентам в готовом виде; · педагогом и предъявляться в виде алгоритма главных действий (без учета операций); · педагогом и предъявляться студентам в готовом виде; | генератор идей, режиссер генератор идей генератор идей, исследователь, оформитель, режиссер оформитель |
Построение конкретного плана и продумывание всех элементов деятельности эффективно организовывать с использованием интерактивных методов обучения (ИМО).
Отличительной чертой интерактивных методов (ИМО) обучения является инициативность студентовпри выполнении самостоятельной работы, которая стимулируется педагогом, выступающим в позиции партнера-помощника.
Интерактивные методы обучения (ИМО) принято подразделять на неимитационные и имитационные методы.
Неимитационные методы: проблемная лекция, эвристическая беседа, дискуссия, исследовательская работа, работа с учебной литературой, Internet-ресурсамии т.д.
Приразработке конкретного плана и продумывания всех элементов деятельности наиболее приемлемыми методами являются исследовательская работа, работа с учебной литературой, Internet-ресурсамии т.д.
Имитационные методы реализуются через групповые формы работы. Групповые формы работа имеют ряд неоспоримых преимуществ:
· в основе принятия решений участниками лежит больший объем знаний и компетенций;
· осуществляется объединение и координация усилий студентов, что позволяет формировать умение слушать собеседника, аргументировать доводы; развивать способности к дискуссии и переговорам;
· выполняется анализ большего числа вариантов решений, в том числе личностных;
· решение проблемы учебного проекта подвергается большей проработке;
· совместно разработанное решение имеет значительно больше шансов быть принятыми участниками группового проекта, даже если участие минимально;
· идет взаимное обучение участников.
К имитационным методам обучения относятся: ролевая (организационно-деятельностная) игра; мозговой штурм (от английского brain- storm –актуализация мозговой деятельности); модерация (от английского moderate –смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание), структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения); метод конкретной ситуации (от английского case-study - обучение не конкретном случае, ситуации).
Приразработке конкретного плана и продумывания всех элементов деятельностицелесообразнее всего использовать метод мозгового штурма, метод решения конкретной ситуации, моделирующий различные проблемные ситуации.
Практическое задание:
1. На основе разработанных материалов проектировочного этапа заполните таблицу.
2. Перенесите полученные результаты в технологическую карту проекта (Приложение 2).
Таблица