Культура раннего Средневековья




Учитель:В период раннего Средневековья на смену античной, светской культуре приходит средневековая культура, в которой откровенно доминировали религиозные взгляды. Формирование культуры обусловлено наследием традиций старого христианства и культуры варварских народов, которые разрушили Рим.

Ученый-археолог: Церковь и средневековая культура. Церковь сыграла значительную роль в сохранении римских традиций культуры. Она стала оплотом средневековой книжности. Богослужение невозможно без книг. Церковь чрезвычайно нуждалась в грамотных людях, поэтому она инициировала создание школ. Благодаря церкви, в Европе возникли традиции современной академической музыки, т. к. изначально любая музыка – прежде всего, музыка церковная. В монастырях возникали и значительные библиотечные собрания.

Истоки средневековой культуры. Первые столетия Средневековья были временем драматичного столкновения варваров и античного мира, гибели целых народов и возникновения новых государств. И у всех этих событий была ещё одна, не менее важная сторона. Два совершенно разных мира встретились не только на полях сражений. Представления римлян и варваров, их взгляды на мир тоже вступили в диалог друг с другом. С одной стороны – мир городов, блестящей, хотя и пришедшей в упадок римской государственности, мир высокоразвитого ремесла, сельского хозяйства и строительства, мир храмов и акведуков, изысканных философских учений, бессмертной поэзии Вергилия и Горация. С другой стороны – мир варваров, мир деревень с их презрением к благам цивилизации, мир языческих верований и из уст в уста передаваемых эпических сказаний. Мир, в котором ценились воинская доблесть и верность, презирались коварство, роскошь и изнеженность. Непросто было таким разным «собеседникам» понять друг друга, но в ходе их взаимодействия, хоть и болезненного, родилась средневековая культура. Это – истоки европейской культуры, потому что античность, зная само слово «Европа», не знала Европы в современном понимании.

Впрочем, на самом деле «собеседников» было не двое, а трое. Третий собеседник – христианство, которое к V веку оказало уже огромное влияние и на германский, и особенно на античный мир. Когда Западная Римская империя рухнула, победившие германцы лишь в малой степени чувствовали потребность в её наследии. Многое в тех условиях могла спасти только христианская церковь. Судьба античной культуры зависела от её позиции.

Церковь и судьбы античного наследия. Но хотела ли церковь сохранить античную науку, образование, искусство? Ведь всё это было не христианская, а языческая мудрость, многие служители церкви считали, что античная учёность христианам не нужна, а нужно доступное и понятное изложение основ веры, проповеди, рассказы о чудесах и мученичестве святых. К счастью для европейской культуры, такая позиция в чистом виде никогда в жизнь не воплощалась. Церковь просто не могла не сохранять элементы античной культуры и образования. В богослужении использовался латинский язык, богословские сочинения также писались на латыни. Без античных знаний по астрономии невозможно было вычислять христианские праздники, античная строительная техника позволяла сооружать христианские церкви. В монастырских библиотеках наряду с Библиями и трудами отцов церкви находили приют тома Цицерона и Вергилия.

Наконец, церковь сохранила и приспособила к своим потребностям позднеримскую систему образования, которая составляла основу знаний в течение всего Средневековья. Набор учебных предметов именовался «семь свободных искусств».

Их делили на два цикла: тривиум (по-латыни «троепутье») и квадривиум (по-латыни «четверопутье»). В состав первого цикла – наук о слове – входили грамматика (правила чтения и письма на латинском языке), риторика (умение говорить связно и красноречиво) и диалектика (умение рассуждать и спорить). Тривиум: грамматика, риторика, диалектика. Одолев тривиум, ученик приступал к наукам о числах – квадривиуму, в состав которого входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Квадривиум: арифметика, геометрия, музыка и астрономия Под музыкой подразумевалось не столько практическое музицирование, сколько теоретическая дисциплина, связанная с математическими вычислениями музыкальных интервалов. Астрономия же включала в себя немало сведений по астрологии, пытавшейся проследить влияние звёзд и планет на судьбы людей. На этом в раннем Средневековье образование почти всегда заканчивалось. Дальше полученные знания применяли на службе в церкви или государю.

Учитель: «Каролингское возрождение». Первые плоды взаимодействия позднеантичной, христианской и варварской традиции созрели в период «каролингского возрождения». Так называют подъём культуры во Франкском королевстве при Карле Великом и его ближайших преемниках. Оставаясь истинным христиан И ном, Карл Великий проявлял удивительный для того времени интерес к римским и греческим авторам и в целом к античной культуре. В то же время Карл не забывал своих германских корней, приказывал собирать германские древности, интересовался старинными франкскими песнями. Для правителя той эпохи Карл был прекрасно образован. Он читал и говорил по-латыни, понимал греческую речь, прекрасно знал труды отцов церкви, хотя писать так и не выучился. Император всячески поощрял развитие наук и искусств, любил книги, приглашал к своему двору лучших учёных и поэтов со всей Европы, мечтая создать вокруг себя «Новые Афины». В своей резиденции в Ахене Карл выстроил огромный дворцовый комплекс. В центре находились большой зал для приёмов, покои императора и его семьи. Боковое крыло, где размещались школа, библиотека и архив, соединяло зал с капеллой – дворцовой церковью. Время не пощадило дворца, капелла же уцелела. Скульптуры, колонны и мозаики для неё были привезены из Италии. Современники видели в ней «чудо дивной красоты». По образцу ахенской капеллы строились десятки церквей по всей империи. Подъём культуры выразился не только в строительстве. Переписывались сочинения античных и христианских авторов. Рукописи того времени отличались чётким и красивым шрифтом и изысканными миниатюрами. Велись записи важнейших событий по годам – анналы (от латинского слова annus – год). Карл лично следил за содержанием этих записей: ему было важно, каким он предстанет перед потомками.

Для управления империей Карл Великий нуждался в образованных помощниках. Его ближайший сподвижник англосакс Алкуин организовывал начальные школы во всех концах государства; он же стал и автором учебников. В Ахене была создана своего рода элитарная школа – Придворная Академия. Академия объединяла учёных, придворных, самого императора и членов его семьи. Члены Академии сочетали интерес к Библии и к античности, о чём свидетельствовали и принятые в Академии имена: императора называли Давидом, Алкуина – Горацием, поэта Ангильберта – Гомером. Член Академии Эйнгард позже написал «Жизнь Карла Великого» - первую светскую биографию Средневековья. Учителя и ученики вели в Академии философские диалоги, загадывали загадки, сочиняли стихи.

«Каролингское возрождение» оказалось столь же непрочным, как и империя Карла Великого, однако благодаря ему были сохранены многие античные знания и традиции. Его достижения стали основой дальнейшего развития средневековой культуры.

Средневековая книжность. От первых веков Средневековья до наших дней сохранилось не так уж много зданий, статуй, произведений изобразительного искусства. Зато в музеях хранится множество рукописных книг того времени, среди которых немало истинных шедевров. Как вы помните, в Древней Греции и Риме искусство книги достигло расцвета, были созданы огромные библиотеки. Но под развалинами Западной Римской империи значительная часть книжных богатств античности погибла. И только в монастырях хранились и переписывались книги. Один средневековый автор писал: «Монастырь без книжного шкафа – как крепость без арсенала».

Средневековая книга сильно отличалась от античной. Если античная книга обычно представляла собой папирусный свиток, то в первые века нашей эры она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов. Писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже – пергаменте. Пергамент был прочен, долговечен и красив, но очень дорог. Поэтому позже переписчики, не располагая дорогостоящим материалом для новых рукописей, подчас смывали или соскабливали текст со старых книг, считая его ненужным. Иногда таким образом уничтожались бесценные произведения. К счастью, современные учёные, как правило, могут прочесть под более поздним текстом то, что переписчики пытались уничтожить. Ведь некоторые древние и очень важные тексты дошли до наших дней только в таком виде. Ещё дороже, чем материал, стоил долгий и кропотливый труд создателей книги. Одни каллиграфическим (чётким и красивым) почерком переписывали текст, другие украшали специальные заглавные буквы – инициалы, третьи покрывали поля орнаментом, четвёртые рисовали миниатюры. В хорошо украшенной Библии бывало до нескольких тысяч миниатюр. Особенно славились рукописи, созданные в монастырях Ирландии. Мастерство и фантазия создателей ирландских миниатюр и инициалов кажутся просто невероятными! Столь же любовно и тщательно создавались переплёты средневековых рукописей. Книги обтягивались кожей или бархатом, могли украшаться пластинами резной слоновой кости, золотом, драгоценными камнями. Всё вместе являло собой чудо средневекового искусства. Не удивительно, что книг было мало и стоили они очень дорого: за одну рукопись могли отдать несколько домов или виноградников. Самые ценные из них приковывались к библиотечным полкам цепями и защищались заклятиями. Король и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях, а на Библии – воплощении святости – приносили клятвы и присягу на верность.

Ученый-архивариус: ИЗ ПИСЬМА ПАПЫРИМСКОГО ГРИГОРИЯ I ВЕЛИКОГО (590-604) ОДНОМУ ИЗ ЕПИСКОПОВ Дошло до нас и о чём мы не можем вспомнить без стыда, а именно, что ты обучаешь кого-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас впечатление очень тяжёлое…; одними устами нельзя воздавать хвалу Христу вместе с хвалами Юпитеру…

ИЗ «КАПИТУЛЯРИЯ О ЗАНЯТИЯХ НАУКАМИ» КАРЛА ВЕЛИКОГО

…Не только не пренебрегайте обучением наукам, но смиренно и с угодным Богу тщанием ревностно им обучайтесь, дабы вы могли легче и правильнее постигать тайны Священного Писания. Так как на страницах книг священных встречаются образы, тропы (употребление слова в образном смысле) и тому подобное, то, без сомнения, тем скорее каждый читающий уразумеет это духовно, чем лучше будет он предварительно наставлен в науках. Но избирать для этого дела следует таких мужей, которые, имея желание и возможность учиться, имеют вместе с тем желание и с другим делиться познаниями. И всё это должно совершаться со столь же благочестивым намерением, с коим и мы это предписываем.

Как видно из документов, Папа Римский выступает против распространения грамотности, а Карл Великий, пытавшийся возродить античную культуру за. Но деятельность Карла Великого была скорее исключением, чем правилом.

Учитель: Культура раннего Средневековья не столь известна своими шедеврами, как античность, или зрелое Средневековье. Но именно тогда, в века нашествий и разорения, закладывались основы последующего культурного взлёта христианской Европы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: