Платежи за загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы и размещение отходов




В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей природной среды представляют собой особый вид налогообложения, по которому облагаемой величиной является масса загрязнений, попадающая в окружающую среду, независимо от других результатов хозяйственной дея­тельности предприятия.

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» установлено, что внесение платежей за загрязнение окружающей среды не освобождает от возмещения причиненного ей вреда. Внося платежи, предприятие участвует в финансировании природоохранной деятельности на данной территории и одновременно может быть привлечено по возможным искам организаций и граждан к дополнительным платежам и штрафам за причиненный ущерб.

Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды производится в соответствии с «Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г., № 632. Размер платежей определяется как сумма платежей за загрязнение в размерах, не превышающих установленные предприятию предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов — ЦДВ, ПДС, загрязнение в пределах установленных лимитов — ВСВ, ВСС (выбросов, сбросов, размещение отходов) и за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

Размер платежей определяется по ставкам платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (масса загряз­няющих веществ) от стационарных и передвижных источ­ников загрязнения, за сброс загрязняющих веществ (масса загрязняющих веществ) в поверхностные и подземные вод­ные объекты, за размещение отходов (масса отходов), а так­же по ставкам за выбросы В атмосферу в пределах допус­тимых нормативов передвижными источниками по массе израсходованного топлива.

Фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ подразделяется на три категории: 1) массу нормативных предельно-допустимых выбросов (сбросов), рассчитанных на основе «Проектов ПДВ (ПДС) предприятия» и согласование с территориальным органам Гос­комэкологии; 2) массу ВСВ (временно согласованных выбросов) и ВСС (временно согласованных сбросов), разрешенного выброса по отдельным веществам (лимит), установленного территориальным органом. Госкомэкологии предприятию на период достижения ПДВ или ПДС; 3) сверхлимитную массу.

При отсутствии у природопользователя оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ и размещение отходов вся масса загрязнений засчитывается как сверхлимитная.

Фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ определяется на основании Журналов учета ПОД-1, ПОД-3, ПОД-13, в которых учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы и. водных объектов за год, временной режим работы оборудования за год, данные о времени и эффективности работы пылегазоочистительного оборудования, а также данных о расходах топлива, сырья, материалов. Фактическая масса годового выброса (сброса) указывается в ежегодной статистической отчетности по формам № 2-тп (воздух) и № 2-тп (водхоз).

Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные предельно допустимые нормативы выбросов, определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину массы загрязнения по видам загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений.

Плата за выбросы загрязняющих веществ, в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Ставка платы определяется как произведение базового норматива на коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе с учетом коэффициента индексации платы.

Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется как сумма плат.

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств. Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется как пятикратное произведение платы за допустимые выбросы на долю транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов из общего числа проверенных транспортных средств. Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется как сумма плат за допустимые выбросы и превышение допустимых выбросов с учетом коэффициента экологической значимости атмосферы в данном регионе.

Расчет плат за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты выполняется аналогично расчету плат за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с применением соответствующих ставок платы и коэффициента экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта с учетом коэффициента индексации платы.

Размер платы за размещение отходов в пределах установленных предприятию лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами, умножения на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. Ставка платы определяется умножением базового норматива платы за 1 тонну размещаемых отходов на коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе с учетом коэффициента индексации платы.

Платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, в пределах установленных нормативов указываются в статье 280 «Прочие затраты» в «Номенклатуре расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации». Платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов осуществляются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды, перечисляются природопользователями в бесспорном порядке в размере 90% на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов и 10% — в доход бюджета Российской Федерации для финан­сирования территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Перечисление средств осуществляется в сроки, установленные территориальными органами охраны природы, по их истечении суммы платежей взыскиваются в безакцептном порядке. При внесении просроченных платежей взимаются пени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: