ПРИМЕРЫ КЕЙСОВЫХ СИТУАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ




ТЕМАТИЧЕСКИЕ КЕЙСЫПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЕЙС: ОБЩАЯ ХАРАКТРИСТИКА МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.. 4

Кейс-карточка №1. 4

Кейс-карточка №2. 7

ПРИМЕРЫКЕЙСОВЫХ СИТУАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.. 12

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс формирования правосознания, правомерного поведения, в том числе правовой активности, повышение уровня правовой культуры детей и подростков не ограничивается только лишь овладением теоретическими основами в области права – важно научить молодых граждан грамотно применять полученные знания в повседневной жизни, в различных ситуациях.

Современное образование, включая все его этапы, предполагает активное внедрение инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий является проблемно-ситуативное обучение с использованием «кейсов» («кейс-технология»).

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.

Кейсовая технология обучения – это обучение действием. Технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

В данном пособии представлен тематический материал по разработке и внедрению в практику работы современных методов и технологий профилактического воздействия/взаимодействия с целью предупреждения безнадзорности и преступности несовершеннолетних, включающий аннотированный тематический кейс лучших социальных практик (услуги, технологии, методики), реализуемых организациями, учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Российской Федерации.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЕЙС: ОБЩАЯ ХАРАКТРИСТИКА МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Кейс-карточка №1

«Методики коррекции детско-родительских отношений»

I. «Семейная фотография»

Область применения методики: Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. На основе данной техники может быть проанализировано влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.

Краткое описание метода Педагог предлагает каждому члену семьи принести с собой на занятие определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается. Каждый член семьи выбирает из семейного альбома те фотографии, которые он возьмет для обсуждения. Если обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий увеличивается. На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 минут, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение имеют они для него и какие чувства они вызывают. Существенным оказывается порядок представлений и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая последней. Имеет значение скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают и т.д. Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке. Педагог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Вопросы предлагаются примерно следующие:

«Кто эти люди на фотографиях?»;

«Помните ли вы, что происходило во время съемки?»;

«Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?» и т.д.

После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Это упражнение интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования воспоминаний, вытесненного эмоционального опыта и эмоциональных переживаний. Во время обсуждения педагогом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи.

II. «Семейная скульптура»

Для проведения этой методики необходимы члены семьи, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметы, которые используются в качестве замены отсутствующих членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое количество членов расширенной семьи. Перед началом выполнения задания педагог объясняет членам семьи, что данная методика позволяет почувствовать — что, значит, быть членом семьи. И это бывает легче показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи должен по очереди показать свое видение внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так, чтобы их позы и положение в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Педагог предлагает обращаться члену семьи, который вступает в роли скульптора, с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть ему необходимо поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить отношение скульптора к данному члену семьи. Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой, как с материалом, зная, что потом они поменяются с ним местами. Каждый член семьи должен изваять свою реальную семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент. Во время построения скульптур педагог на бумаге фиксирует треугольники, альянсы и конфликты, которые появляются и наглядно и символически изображаются скульптором.

После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы — обсуждение полученных результатов.

Существует много вариантов использования методики «Семейная скульптура». Некоторые специалисты, применяющие эту методику, просят скульпторов придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи следует, затем последовательно произнести эти фразы. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект. В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и отдельные ее части.

Во время обсуждения задаются следующие вопросы, как каждому члену семьи, так и всей семье в целом, например:

«Придумайте название вашему произведению»;

«Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?»;

«Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас так, как он это изобразил?».

Один из вариантов методики заключается в следующем: после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную для семьи возможность выразить невербально то, какой они видят идеальную семью.

Методика используется как средство оценки семейной системы и как средство интервенции в нее, а также как особый механизм общения с членами семьи

В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы — треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика — хорошее средство наблюдения за всем этим, особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны традиционные методы типа беседы, и т.д.

Метод «Семейная скульптура» может быть использован и при индивидуальной семейной работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете педагога, хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи. Методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

Кейс-карточка №2

«Методы профилактической работы с несовершеннолетними»

 

На сегодняшний день, специалистами в сфере профилактики правонарушений применяются следующие группы методов, направленные на исправление отклоняющегося, асоциального поведения несовершеннолетних:

Методы разрушения отрицательного типа характера.

Основным педагогическим приемом педагогического воздействия является специфический и спорный в некотором смысле прием «взрыва», который описал и внедрил в практику А.С. Макаренко. Применение «взрыва» в качестве приема педагогического воздействия требует создания обстановки, при которой у несовершеннолетнего возникли бы новые, сильные, ведущие чувства, связанные с жизненными интересами, перспективами, отношениями с близкими людьми.

Это своего рода специфическое средство воздействия, которое требует от специалиста проявления особого мастерства и определенных условий реализации.

Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания.

К ним относятся приемы убеждения, переубеждения, направленные на объектное переосмысление достоинств и недостатков воспитуемого, переориентировку его самосознания.

Методы перестройки жизненного опыта.

К ним относятся приемы предписания, ограничения, переключения, регламентации образа жизни направленные на переучивание.

Методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения.

К ним относятся приемы поощрения и наказания, соревнования, положительная перспектива или положительный пример.

Таким образом, в комплексе мер педагогического воздействии/взаимодействия с несовершеннолетним применимы разнообразные приемы, как задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности несовершеннолетних, так и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Так, к созидающим приемам воздействия относятся: проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство; вовлечение подростка в совершение морально ценных поступков, создание условий для накопления им опыта правопослушного поведения через приемы убеждения, доверие, моральную поддержку и укрепление веры в собственные силы; вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств через нравственные упражнения; строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника и другие.

Не менее действенными являются тормозящие приемы воздействия, грамотно используемые в процессе взаимодействия с подростком: осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; выявление виновного; параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие и др.

В качестве вспомогательных применимы приемы организации внешней опоры социально одобряемого поведения, в том числе отказ от фиксирования отдельных отрицательных поступков.

Используя методы и примы педагогического воздействия/взаимодействия необходимо учитывать воспитательную функцию коллектива, которая предполагает:

Ø доверие — подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

Ø постепенное приучение к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общей значимостью;

Ø поддержку коллективистических проявлений — поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

Ø недоверие — коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

Ø отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы — коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

Ø осуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

Ø переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

Ø включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Немаловажна и позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков. Желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости целесообразно применять следующие приемы индивидуальной работы с подростком:

Ø мобилизация внутренних сил подростка на выполнение задания — перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него;

Ø активизация (создание) целевой установки — с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

Ø контрастность — от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

Ø стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия — предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;

Ø требовательное доверие — подчеркивается неизбежность выполнении задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

Ø поощрение — похвала — поддержка, похвала — побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия/взаимодействия, применение различных форм и видов внеурочной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

 

 

ПРИМЕРЫКЕЙСОВЫХ СИТУАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

«Преступление и наказание»

Структура «кейса»: ситуация, контекст ситуации.

Ситуация: Перед самым началом урока в класс вбегает ученик Иван и громко сообщает: «Контрольная на сегодня отменяется! Я такое придумал! Сейчас всё сами узнаете, будем бежать из школы наперегонки!» (контекст ситуации: приближалось завершение учебной четверти, ученикам 6 «А» предстояла контрольная работа; ученики переживали, поэтому сообщение об отмене контрольной их заинтриговало).

В это время в класс входит учитель и объявляет ученикам о вынужденной эвакуации в связи с тем, что кто-то позвонил в школу и сообщил о заложенной бомбе. Одноклассники догадываются, что звонивший – это Иван. Со своего места вскакивает ученик Василий, подбегает к «сообщившему о теракте» и бьёт его учебником по голове. «Сообщивший» падает, встаёт, держась за голову, стонет, и тут же даёт сдачи своему обидчику. Начинается драка.

«Обида»

Структура «кейса»: ситуация, варианты продолжения и развития ситуации.

Ситуация: Во время школьной перемены подросток Александр попросил у своей одноклассницы Дарьи телефон, чтобы послушать музыку. Дарья телефон не дала, так как засомневалась – вдруг Александр его испортит. Телефон совсем новый, дорогой, к тому же – подарок родителей на День рождения. Александр обиделся на Дарью и…

Продолжение и развитие ситуации:

-... выхватил телефон из рук Дарьи, намереваясь подразнить её в ответ на проявленную «жадность», при этом не удержал телефон в руках – телефон упал и разбился;

-…выхватил телефон из рук Дарьи и со всей силы кинул его о пол – телефон разлетелся на кусочки.

«Ссора друзей»

Структура кейса: ситуация, комментарий педагога.

Ситуация: Друзья Евгений и Михаил поссорились и стали обзывать друг друга. Разозлившись, Михаил стал угрожать Евгению: «Ещё раз прицепишься – убью! Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить!».

Комментарий педагога: Как правило, угроза на словах не наказуема, но если эта угроза реальна, т. е. у лица, которое угрожает, есть все условия для осуществления угрозы, – это будет считаться покушением на преступление, с соответствующим наказанием за него.

«Вандализм»

Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация: На крыльце школы стояла группа подростков лет десяти-двенадцати – не старше. Один из них – Максим стал рисовать на стене школы запрещенные знаки, а потом стал портить обшивку стены. Другие школьники, смеясь, стали ему в этом помогать.

Вопросы для анализа и обсуждения: Действия Максима – это правонарушение или нет? Если да, то по какой статье квалифицируется данное преступление – хулиганство или вандализм? Понесёт ли Максим наказание за своё деяние? Какое наказание может последовать: арест, штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определённый срок? Будет ли наказан кто-то ещё? Какие ещё меры воздействия возможны?

«Авторитет у друзей»

Структура кейса: ситуация, контекст ситуации, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация: У подростка Вадима появились новые друзья – Виталий и Андрей, по меркам школы и района – «очень крутые ребята». Вадим был рад, что его приняли в «крутую» кампанию, выполнял все приказы новых друзей, вместе с ними прогуливал школу, покупал алкоголь, воруя деньги у родителей. Дома Вадим теперь бывал редко, случалось, что и вовсе не приходил ночевать. Через полгода его поставили на учет в ОПДН за бродяжничество.

Контекст ситуации: Раньше Вадима в классе не любили, давали разные обидные прозвища. Чтобы его начали уважать, он решил подражать Виталию и Андрею. Они уже стояли на учёте в ОПДН и вели себя как неподобающим образом: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших школьников, откровенно хамили учителям.

Вопросы для анализа и обсуждения: Как вы понимаете слова «иметь авторитет у друзей»? Какие способы выбрал Вадим, чтобы заслужить авторитет у друзей? Удалось ли Вадиму стать их другом? Считали ли Виталий и Андрей своим другом Вадима? Попробуйте составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажите возможные последствия поведения Вадима. Как бы вы поступили на месте Вадима?

«Угроза»

Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация: Девятиклассник Егор в нетрезвом виде пытался пройти на дискотеку в школу, но дежурный остановил его. Тогда подросток стал оскорблять дежурного и угрожать ему ножом. В полиции несовершеннолетний клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что «когда мальчик трезвый, он и мухи не обидит». Инспектор ОПДН, не поверив доводам взрослых, протокол всё же составил и дал делу ход.

Вопросы для анализа и обсуждения: Прав ли инспектор? Как вы считаете: в подобной ситуации подростка нужно наказать по всей строгости или понять и простить на первый раз.

«Я и моя семья»

Состав кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.

Ситуация (письмо Марины): «… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого. Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они просто не выпустят меня из дома! Папа говорит, что я лентяйка, но я единственная в нашем доме, кто делает хоть что-то! Так обидно!

Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший просто исчадие ада! Он подслушивает мои разговоры по телефону, позорит меня перед друзьями! Сестрёнка роется во всех моих личных вещах, пользуется моей косметикой! О Боже! Как я устала от всего этого!

Поскорее бы мне уехать в колледж, чтобы не видеться с ними подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. Уеду куда-нибудь подальше, и уж точно не буду скучать!»

Вопросы для анализа и обсуждения: В чём вы согласны с Мариной? В чём она не права? Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы. Правильно ли поступит Марина, если уедет из дома? Ваши советы членам Марининой семьи. Как поступить Марине в сложившейся ситуации?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: