Амфитеатров Александр Валентинович




Вариант 1

 

Родился 26 (14 ст.с.) декабря 1862 г. в Калуге, сын протоиерея, впоследствии настоятеля Архангельского собора в Московском Кремле. По образованию юрист. Начал печататься с 1882 г. в юмористических журналах «Будильник» и «Осколки», где познакомился с А.Чеховым. В 1891-1899 гг. был сотрудником газеты А. С. Суворина «Новое время», вышел из редакции. До революции Амфитеатров не раз подвергался преследованиям за свое критическое отношение к самодержавию. Фельетон «Господа Обмановы» (1902), в котором высмеивается правящая династия, повлек за собой высылку автора под гласный надзор в Минусинск, затем замененный Вологдой.

С 1904 по 1916 гг. Амфитеатров, исключая его поездку на театр русско-японской войны, жил в эмиграции, так как в России ему была запрещена литературная деятельность. Издавал в Париже журнал «Красное знамя» (1906-1907). В Италии близко сошелся с М.Горьким, который впоследствии стал одной из основных мишеней его обличительной публицистики в связи с позицией, занятой «буревестником революции» после октябрьских событий 1917 г.

К тому времени многочисленные романы, пьесы, очерки, памфлеты принесли Амфитеатрову широкую известность, его называли «русским Золя». Общее заглавие главного произведения Амфитеатрова — «Концы и начала», оно включает романы «Восьмидесятники» (1907), «Девятидесятники» (1910-1911), «Закат старого века» (1910), «Дрогнувшая ночь» (1914); в эмиграции опубликованы «Вчерашние предки» (1928-1931); были задуманы, однако остались ненаписанными также «Шестидесятники» и «Семидесятники».

По разъяснению автора, предпосланному заключительной части этой серии, ее читатель постоянно встречает уже известных ему действующих лиц, «несколько постаревших, в новых фазисах жизни и в изменившихся бытовых условиях». Амфитеатров видел свою задачу в том, чтобы проследить основные коллизии, которыми определялось историческое развитие русского общества в пору грандиозного перелома и кризиса вековых форм жизни. Амфитеатров вывел на сцену, наряду с вымышленными персонажами, реальные исторические лица (в его хронике появляются А. С. Суворин, Г. В. Плеханов, Ф. И. Шаляпин, М. А. Врубель). Действие происходит преимущественно в Москве, которая под пером Амфитеатрова стала, на взгляд критики, фокусом, голосом и лицом старой России.

За те двадцать лет, которые писатель отдал своей главной книге, ее жанр изменился: она начиналась как фактографически точная картина быта, нравов, коллизий эпохи, а дописывалась уже как исторический роман. Приближающаяся октябрьская катастрофа, оставаясь за рамками повествования, тем не менее, подчиняет себе логику движения всех его основных линий.

Четыре послеоктябрьских года Амфитеатров прожил в Петрограде, откуда 23 августа 1921 г. бежал с семьей в Финляндию. Опыт этих лет отражен в публицистической книге «Горестные заметы» (1922), в ней два раздела. «Вымирающий Петроград» непосредственно навеян воспоминаниями о советском Петрограде, «превращенном в трепет инстинкта самосохранения, запуганном, забитом, опошленном, оподленном, несчастном из несчастных». «Повесть о великой разрухе» представляет собой обработку публичных выступлений после бегства, здесь также царит «спокойная суровая правда», отличающая статьи Амфитеатрова.

Отвергая иллюзии тех, кто сулил большевикам скорое падение, Амфитеатров доказывал, что этот режим, означающий «позорное мелочное рабство закабаленных масс», воцарился надолго и что, помимо многого другого, он сулит перспективу дегенерации русской культуры. Трагическая смерть Блока, гибель Гумилева, постыдная, на взгляд Амфитеатрова, «политическая двусмысленность» поведения Горького, — все это осознано как приметы начинающейся гибели великой культурной традиции. Сохранить ее, насколько возможно, Амфитеатров считал обязанностью эмиграции. Эта мысль лежит в основе его пространной лекции «Литература в изгнании» (1929). Умер А. В. Амфитеатров 26 февраля 1938 г. в Италии.

 

Вариант 2

АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (псевд. Old Gentleman, Икс, Аббадонна и др.)(14.12.1862, Калуга — 26.2.1938. Леванто, Италия) — прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик. Отец — Валентин Николаевич — протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, мать — Елизавета Ивановна (урожд. Чупрова), дворянка, сестра профессора А.Чупрова.

С 1906 по 1916 жил в Италии, постоянно общался с Г.Лопатиным, часто виделся и переписывался с М.Горьким, что дало повод В.Поссе назвать Горького и Амфитеатрова “Герценом и Огаревым русской эмиграции”; работал над многотомными историческими романами: “Восьмидесятники” (т. 1-2. СПб., 1907), “Девятидесятники” (т. 1-2. СПб., 1910-11), “Закат старого века” (т. 1-2. СПб., 1910), “Дрогнувшая ночь” (СПб., 1914), предполагая объединить их в хронику о судьбах русского общества под общим заглавием “Концы и начала”. Бытовой натурализм, за который критики называли Амфитеатрова “маленьким русским Золя”, сочетался в них с тонкими наблюдениями, пристрастием к красочному факту; Амфитеатров включал в повествование реально существующих лиц или их шаржированные образы, легко узнаваемые читателями. По отчетам библиотечной выставки 1911 г. книги Амфитеатров занимали 2-е место в России после сочинений А.Вербицкой. И.Шмелев считал достоинством язык романов — “живой, с русской улицы, с ярмарки, из трактира, из гостиных, из “подполья”, из канцелярий, от трущоб”.

Продолжая очерки о Балканах, которые суммировали его впечатления от неоднократных поездок в Болгарию, Македонию и др. страны (“В моих скитаниях. Балканские впечатления”. СПб., 1903), Амфитеатров издал книгу “Славянское горе” (М., 1912), печатал корреспонденции в газетах “Киевская мысль” и “Одесские новости”, в петербургской “Нашей газете”. Романы “Марья Лусьева” (1903), “Виктория Павловна” (1903), “Марья Лусьева за границей” (1910), “Дочь Виктории Павловны” (1914-1915), посвященные проблеме женской эмансипации, вызвали упреки критики в легковесности и торопливости: “Бегом через жизнь, не давая ее углубленной трактовки” (А.Измайлов).

В литературно-критических работах Амфитеатров создал выразительные портреты Л.Толстого, М.Горького, Л.Андреева и др. писателей, актеров, драматургов. В Италии продолжал работу над исторической хроникой из жизни Рима эпохи Нерона “Зверь из бездны” (т. 1-4; полн. изд. в собр. соч., т. 5-8. СПб., 1911-14), антологией сатиры и юмора “Забытый смех. Поморная муза” (сб. 1-2. М., 1914-17). В 1911-1912 гг. руководил журналом “Современник”, пытаясь воскресить в нем демократические традиции одноименного журнала 1860-х годах, однако отсутствие ясной политической программы не принесло журналу успеха.

В сентябре 1910 г. Амфитеатров писал Н.Рубакину. “Считаю себя... не записанным эсером. Но в хороших отношениях со всеми другими левыми партиями, борющимися с монархизмом”. В годы Первой мировой войны Амфитеатров занял, по его словам, “яро-патриотическую позицию и в качестве корреспондента “Русского слова” в Риме горячо отстаивал русское дело”. Вернувшись в 1916 на родину, сотрудничал в газетах “Русская воля”, “Петербургский листок”, журналах “Бич”, “Нива”, “Огонек” и др. Продолжал работать над серией романов под общим названием “Сумерки божков”, в которую предполагал включить 12 томов, “изображающих ликвидацию русского XIX века в веке ХХ-м — переломы в искусстве, в семье, в торговле, в политике и т.д.”

В феврале 1917 г. за публикацию “Этюдов” с криптограммой, высмеивающей министра внутренних дел А.Протопопова (Рус. воля, 22 янв.), был выслан в Иркутск, “ввиду вредной его деятельности”, но освобожден Февральской революцией. Октябрь встретил крайне отрицательно, определив большевистский переворот как “лавину ужасов и мерзостей”. Работал во “Всемирной литературе”, создав для секции “исторических картин” пьесы “Аввакум” и “Василий Буслаев” (Берлин-Ревель, 1922) Оценивая последнюю, А.Блок писал: “Все изрядно упрятано в литературу, сглажено, как у Ал.Толстого (или Римского-Корсакова), отчего эта самая русская мордобойная “правда” выходит немного слащавой, книжной, даже... газетной Есть, однако, и живые слова и та сочность, которая свойственна Амфитеатрову всегда”. М.Горький похвалил драму: “Хорошая вещь. Я полагаю — лучшее из всего когда-нибудь сочиненного Амфитеатровым”.

Проживая в революционном Петрограде, Амфитеатров трижды подвергался арестам и допросам в ЧК. Речь, произнесенная им на банкете по случаю приезда Г.Уэллса, и неопубликованный очерк “Ленин и Горький” свидетельствуют о его резко отрицательном отношении к советской власти. Опасность нового ареста заставила Амфитеатрова эмигрировать: 23.8.1921 вместе с семьей он на лодке уехал в Финляндию. Опубликовал в рижской газете “Последние новости” открытое письмо Ленину, в котором констатировал исчезновение “грани между идейным коммунизмом и коммунизмом криминальным”, т.к. для осуществления “самых соблазнительных лозунгов” избран “противоестественный путь, путь крови и насилия”. После недолгого пребывания в Праге поселился в Италии (Леванто), где прожил до смерти. Сотрудничал в берлинских, парижских, шанхайских изданиях (“Сполохи”, “Перезвоны”, “Илл. Россия”, “Слово”), был постоянным сотрудником парижской газеты “Возрождение”, поддерживал монархическую организацию “Братство русской правды”. Написанные в это время исторические хроники (“Сестры”. Берлин. 1922-23; “Гнездо”. Прага, 1922) продолжали и развивали его ранние произведения. Используя “человеческие документы”, Амфитеатров почти не прибегал к вымыслу, хотя романтическое повествование часто брало верх над объективным изложением. Манера его письма приобрела философский характер, романист пытался осмыслить опыт последнего десятилетия, объясняя “социально-политическое безобразие русской коммуны” крахом старой культуры, рухнувшей под напором “извечной азиатчины”. В книге “Горестные заметки. Очерки красного Петрограда” (Берлин, 1922) собраны статьи, печатавшиеся в гельсингфорской газете “Новая русская жизнь”. Дневниковые записи Амфитеатрова близки “Несвоевременным мыслям” Горького, “Окаянным дням” И.Бунина. Не прекращая публицистическую деятельность, Амфитеатров все больше погружался в изучение древних памятников, легенд и поверий, в стихию древнерусской литературы и фольклора. Итогом этой работы явились книги “Одержимая Русь: демонические повести XVII века” (Берлин. 1929), “Соломония бесноватая” (Златоцвет, 1924, № 22-30). Параллельно работал над сборником “Зачарованная степь” (1921), “На заре и другие рассказы” (1922). Романами “Без сердца” (Берлин, 1922) vi “Скиталица” (Берлин, 1922).

Продолжая работу над исторической хроникой “Концы и начала”, создал роман “Вчерашние предки” (т. 1. Новый Сад, 1928; т. 2. Белград, 1931) — пятую часть повествования, доведенного до начала XX в.; намерение Амфитеатрова охватить период до 1-й мировой войны и Октябрьской революции не осуществилось. В те же годы Амфитеатров развивал тему женского равноправия —— в книге “Заря русской женщины” (Белград, 1929}. В романе “Лиляша” (кн. 1-3. Рига, 1928) история “одной женской жизни” раскрывается на фоне повествования о тайной проституции.

В последние годы -жизни А. выступал с воспоминаниями о театральных деятелях, этюдами о писателях и актерах (В.Комиссаржевской, А-Сумбатове-Южине, М.Писареве, И.Горбунове и др.). Лекция, которую он прочитал в Миланском филологическом обществе в мае 1929, легла в основу его книги “Литература в изгнании” (Белград, 1929). Характеризуя разные ветви эмигрантской литературы, Амфитеатров замечал картину не упадка, “а высокого подъема и прочного созидания”. В произведениях И.Бунина, Б.Зайцева, И.Шмелева, А.Куприна. В.Набокова и др. писателей русского зарубежья он находил “красочного богатства несравненно больше, чем в предшествовавший нам литературный период от кончины Чехова до революции”. Работал над книгой о Гоголе “Человек, смешащий людей”, которая осталась неоконченной (этюды в газете “Возрождение”. 1936; сборнике “Земля Колумба”. Нью-Йорк, 1937, № 2). Значительная часть обширного творческого наследия Амфитеатрова осталась неопубликованной Собрание его сочинений (далеко неполное), выходившее в России с 1910 г. оборвалось на 37-м томе.

Маркс, Адольф Фёдорович

Адо́льф Фёдорович Маркс (2 февраля 1838, Штеттин — 22 октября (4 ноября) 1904, Санкт-Петербург) — русский книгоиздатель. В 1859 переехал в Россию. Основатель издательства (1869), позднее — акционерного общества «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс». Издатель иллюстрированного журнала для семейного чтения «Нива» (1870—1918).


Адольф Фёдорович Маркс родился 2 февраля 1838 года в Штеттине (ныне — Щецин), в семье фабриканта башенных часов. По окончании коммерческого училища работал приказчиком в книжной торговле. В 1859 году переехал в Россию, пять лет проработал у книготорговца Ф. Битепажа, а в 1863 году перешел к М. О. Вольфу. В 1864—1869 годах он преподавал иностранные языки, служил письмоводителем в правлении Петербургско-Варшавской железной дороги. В 1869 году А. Ф. Маркс издал первые книги: «Статистическая таблица государств и владений всех частей света» и «Кумыс. Его физиологическое и терапевтическое действие» Э. Штальберга.

С 1870 года Маркс выпускал основанный им и первый в России массовый иллюстрированный еженедельный журнал «для семейного чтения» — «Нива». В журнале публиковались очерки географического и исторического характера, популярные статьи «по наукам и искусству», по вопросам медицины и т. п. В разделе беллетристики публиковались переводные романы, повести, также печатались и произведения русских писателей. Особый интерес читателей вызывали фотокорреспонденции о важнейших мировых событиях и репродукции с картин выдающихся художников.

С 1871 года Маркс начал практиковать рассылку в качестве приложения к «Ниве» журнал «Парижские моды», а с сентября 1879 года стал выпускать бесплатные приложения к «Ниве» — картины, портреты, календари и т. д. С 1894 года бесплатными приложениями к «Ниве» стали систематически выходить собрания сочинений крупнейших русских и зарубежных писателей. Вначале издатель публиковал авторов, после смерти которых прошло не менее 50 лет — в этом случае отпадала необходимость в выплате авторского гонорара: например, среди таких авторов были Д. Фонвизин, И. Кольцов, И. Полежаев, Екатерина II и др. В дальнейшем, упрочив свое финансовое положение, Маркс получил возможность приобретать права и у наследников классиков. Такая издательская политика принесла свои плоды: подписка на журнал возросла до 250 тыс. экземпляров и благодаря своей дешевизне издания А. Ф. Маркса распространялись по российской провинции невиданными прежде тиражами.

В числе изданий фирмы — выпущенные в качестве приложений или самостоятельно собрания сочинений и отдельные произведения М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, А. А. Фета, Ж. Б. Мольера, Г. Ибсена, М. Метерлинка и др., прекрасно оформленные «Фауст» И. В. Гёте и «Потерянный рай» Дж. Мильтона. Издавались также книги по естествознанию, искусству, подарочные иллюстрированные издания большого формата — «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1900), «Лис Патрикеевич» И. В. Гете (1901), «История искусств» П. П. Гнедича и др. Наряду с книгами Маркс выпускал и картографические издания: «Большой всемирный настольный атлас», «Всеобщий географический и статистический карманный атлас» и др.

 

Фирменный знак «артистического заведения» (фотоателье) издательства Маркса, где выполнялись портреты известных людей для журнала «Нива» и издаваемых книг. 1913

По завещанию владельца после его смерти в 1904 году издательство было преобразовано в акционерное общество «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс». В 1914 году большую часть паев приобрел известный издатель И. Д. Сытин. В 1917 году оно прекратило свое существование, но некоторое время книги с его маркой стереотипно продолжали издавать советские издательства Наркомпрос и Госиздат.

 

Популярным в стране было издательство А.Ф. МАРКСА, создавшего самый читаемый журнал «Нива», который выпускался с огромным количеством разнообразных приложений. Причем в «Ниве» А.Ф. Маркс выступал не только как распорядитель финансовой части журнала, но и сам, по свидетельству сотрудников, прочитывал все материалы, поступившие в редакцию, решал вопросы о покупке произведений для журнала и своего издательства. Современники отмечали роль издателя «Нивы» в просветительской деятельности. Но скандальную известность, омрачившую память об издателе на долгие годы, получила покупка Марксом всех прав на издание произведений А.П. Чехова сроком на 50 лет. Чехов это соглашение подписал, по современники считали, что при заключении этого договора писатель оказался в большом проигрыше. Много статей и книг, посвященных этому соглашению, вышло в 1904 г. после смерти Чехова и Маркса, писали об этом и в советское время.


Битнер

Вильгельм Казимир Вильгельмович [21.2(5.3).1865, Ковно, — 24.4.1921, Петроград], русский журналист, популяризатор научных знаний. В 80-е гг. выступил как публицист и в жанре научной беллетристики. С 1900 сотрудничал в журнале "Научное обозрение". Автор 2-томного обзора научных достижений 19 в. "На рубеже столетий" (1901—03). В 1903—18 был редактором-издателем "Вестника знания", рассчитанного на самообразование; печатал здесь популярные " Беседы с читателями" по общественным и моральным проблемам, вёл пропаганду естественных наук. В статьях о литературе и искусстве защищал реалистические, демократические тенденции. В сериях-приложениях к журналу Б. издал "Святое семейство" К. Маркса и Ф. Энгельса, сочинения А. Бебеля, Ч. Дарвина, К. Фламмариона, лекции В. М. Бехтерева, "Загадки луны" Н. А. Морозова, серию "Великие люди", запрещенные цензурой сочинения Л. Н. Толстого.



СОЙКИН, Пётр Петрович

Вариант 1

Родился 4 сентября (23 авг., с.с.) 1862 г. в г. Петербург

Умер 5 января 1938 г. в г. Пушкин, Ленингр. обл.

 

Издательство Петра Петровича Сойкина было основано в 1885 г., когда он приобрел в рассрочку маленькую типографию, инвентарь которой состоял из ручных станков и 30 пудов шрифта. Главным делом издателя была популяризация естественнонаучных знаний.

1885-1900 гг., когда происходило становление издательства, накопление опыта, создание сети журналов. Второй период – 1901-1918 гг. – это непрерывное расширение деятельности, выпуск новых серий книг – массовых и очень популярных.
В издании естественнонаучной литературы Сойкин применил принцип серийности, который так широко используют современные издатели. «Полезная библиотека», «Народный университет», «Библиотека для самообразования», «Общедоступная философия», «Научная библиотека», «Библиотека знания», «Народы мира» – даже названия серий, выпущенных Сойкиным в обращение почти сто лет назад, и сегодня звучат вполне современно.
Верный принципу серийности, Петр Петрович выпускал и беллетристические издания в серии «Библиотека романов. Приключения на суше и на море». Авторы, публиковавшиеся в этой серии, в популярной форме знакомили читателя с последними достижениями науки и дальними странами. По сути дела Сойкин открыл в книгоиздательском деле «неведомую землю», ибо до него ни один из русских книгоиздателей не издавал так широко литературу фантастики, приключений и путешествий. Фенимор Купер, Генри Р. Хаггарт, Жюль Верн, Майн Рид, Артур Конан Дойль, Роберт Л. Стивенсон, Редьярд Киплинг, Ч. Диккенс – вот далеко не полный перечень писателей, изданных в этой серии.

После октябрьского переворота 1917 года и связанных с этим потрясений П. П. Сойкину удаётся продолжить издательскую деятельность. В марте 1918 года типография и издательство были национализированы. Как выдающегося специалиста и человека, в высшей степени преданного издательскому делу, советские власти привлекли П. Сойкина к работе «по специальности». Через несколько лет тот был назначен заведующим полиграфической секцией ВЦИК. Как только стало возможно, он возродил в 1922 году своё издательство и получил разрешение на аренду своей собственной (в прошлом) типографии. По соседству с ней обосновалось и издательство «П. П. Сойкин».

Вариант 2


Сойкин Петр Петрович [23.8(4.9).1862, Петербург, — 5.1.1938, г. Пушкин], русский издатель. В 1885 основал в Петербурге издательство, выпускавшее периодические издания: «Природа и люди», «Книжный мир», «Сельский хозяин», «Знание для всех», «Мир приключений» и др. В 1898—1902 издавал журнал «Научное обозрение», в котором печатались работы К. Маркса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и др. В 1895 в типографии Сойкин Петр Петрович напечатан сборник «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития», включающий первую легальную работу В. И. Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве»; сборник был уничтожен цензурой. В период Революции 1905—07 Сойкин Петр Петрович издавал газету «Обновленная Россия» и «Современная жизнь». Издательство Сойкин Петр Петрович выпускало книги для юношества, общедоступную с.-х., научно-популярную литературу, собрание сочинений многих русских и зарубежных писателей. После Октябрьской революции 1917 издательство Сойкин Петр Петрович было национализировано. В 1921—22 Сойкин Петр Петрович работал заведующим редакционно-издатательским отделом Петроградского совета народного хозяйства и полиграфической секцией ВСНХ. В 1922 издательство Сойкин Петр Петрович возобновило свою деятельность. Выпускались журналы «Вестник знания», «Журнал для усовершенствования врачей», «Мир приключений», «Природа и люди», издано свыше 100 научных книг, в том числе труды В. М. Бехтерева, А. Ф. Кони, Н. А. Морозова, А. Е. Ферсмана и др., «Новейший энциклопедический словарь». В 1930 издательство Сойкин Петр Петрович влилось в Леноблиздат. С 1933 и до конца жизни Сойкин Петр Петрович работал в типографии г. Пушкина.

Вариант 3

Издательство Сойкина было основано в 1885 году. Выпускало естественнонаучную и научно-популярную литературу, многотомные собрания сочинения русских и зарубежных писателей (Н. А. Добролюбова, Жюля Верна, Ф. Мариета, Ч. Диккенса и др.), а также журналы «Природа и люди»(1889—1918), «Книжный мир» (1901—1911), «Сельский хозяин» (1899—1918).

С 1898 по 1902 годы П. П. Сойкиным выпускался философско-литературный журнал «Научное обозрение», в котором печатались труды К. Маркса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова, А. М. Коллонтай.

С 1893 года Сойкин — редактор-издатель журнала «Звезда». После Октябрьской революции издательство было национализировано, но возобновило свою деятельность в период НЭПа в 1922 году и успело выпустить свыше 100 книг по различным отраслям наук (в том числе «Работа головного мозга» В. Н. Бехтерева, 1926). В 1930 году издательство влилось в Леноблизат.

П. П. Сойкиным выпущенны справочные издания — ""Полный православный богословский энциклопедический словарь"" в двух томах (Б.г.), издания научно-популярной литературы — «Жизнь животных» А. Брема в трех томах (1902), которая была выпущена в качестве бесплатного приложения к журналу «Природа и люди», несколько книг из серии «Садовая библиотека» и несколько — посвященных уходу за пчелами, издания художественной литературы — произведения В. И. Немировича-Данченко, Н. Н. Каразина, И. Ли, Л. Воронина, Д. Березкина и других писателей.

 


ТЭФФИ, НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА (наст. фамилия – Лохвицкая, по мужу – Бучинская) (1872–1952), русская писательница. Родилась 9 (21) мая, по другим сведениям – 27 апреля (9 мая) 1872 в С.-Петербурге (по другим сведениям – в Волынской губ.). Дочь профессора криминалистики, издателя журнала «Судебный вестник» А.В.Лохвицкого, сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой («русская Сафо»). Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса Женский вопрос (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала Лохвицкая, печатались под ее девичьей фамилией.
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также и к стихам Р.Киплинга «Taffy was a walesman / Taffy was a thief». Рассказы и сценки, появлявшиеся за этой подписью, были настолько популярны в дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты «Тэффи».

Как постоянный автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (Тэффи печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908, до запрещения этого издания в августе 1918) и как автор двухтомного собрания Юмористических рассказов (1910), за которым последовало еще несколько сборников (Карусель, Дым без огня, оба 1914, Неживой зверь, 1916), Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось,что ее отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.

Излюбленный жанр Тэффи – миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из Этики Б.Спинозы, который точно определяет тональность многих ее произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо». Краткий период революционных настроений, которые в 1905 побудили начинающую Тэффи сотрудничать в большевистской газете «Новая жизнь», не оставил заметного следа в ее творчестве. Не принесли весомых творческих результатов и попытки писать социальные фельетоны со злободневной проблематикой, которых ожидала от Тэффи редакция газеты «Русское слово», где она публиковалась начиная с 1910. Возглавлявший газету «король фельетонов» В.Дорошевич, считаясь со своеобразием дарования Тэффи, заметил, что «нельзя на арабском коне воду возить».

В конце 1918 вместе с популярным писателем-сатириконовцем А.Аверченко Тэффи уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления, и после продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. В книге Воспоминания (1931), которая представляет собой не мемуары, а скорее автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает маршрут своих странствий и пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя свое отношение к Октябрьской революции она определила с самого начала событий: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

В первом номере газеты «Последние новости» (27 апреля 1920) был напечатан рассказ Тэффи Ке – фер, и фраза его героя, старого генерала, который, растерянно озираясь на парижской площади, бормочет: «Все это хорошо... но que faire? Фер-то – ке?», стала своего рода паролем для очутившихся в изгнании. Публикуясь почти во всех видных периодических изданиях Рассеяния (газеты «Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», журналы «Звено», «Современные записки», «Жар-птица»), Тэффи выпустила ряд книг рассказов (Рысь, 1923, Книга Июнь, 1931, О нежности. 1938), показавших новые грани ее таланта, как и пьесы этого периода (Момент судьбы, 1937, написанная для Русского театра в Париже, Ничего подобного, 1939, поставлена Н.Евреиновым), и единственный опыт романа – Авантюрный роман (1931).

В прозе и драматургии Тэффи после эмиграции заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы. «Боялись смерти большевистской – и умерли смертью здесь, – сказано в одной из ее первых парижских миниатюр Ностальгия (1920). –... Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда». Тональность рассказа Тэффи все чаще соединяет в себе жесткие и примиренные ноты. В представлении писательницы, тяжелое время, которое переживает ее поколение, все-таки не изменило вечного закона, говорящего,что «сама жизнь... столько же смеется, сколько плачет»: порою невозможно отличить мимолетные радости от печалей, сделавшихся привычными.

В мире, где скомпрометированы или утрачены многие идеалы, которые казались безусловными, пока не грянула историческая катастрофа, истинными ценностями для Тэффи остаются детская неискушенность и естественная приверженность нравственной правде – эта тема преобладает во многих рассказах, составиших Книгу Июнь и сборник О нежности, – а также самоотверженная любовь. Все о любви (1946) озаглавлен один из последних сборников Тэффи, в котором не только переданы самые прихотливые оттенки этого чувства, но много говорится о любви христианской, об этике православия, выдержавшей те тяжелые испытания, что были ей уготованы русской историей 20 в. Под конец своего творческого пути – сборник Земная радуга (1952) она уже не успела сама подготовить к печати – Тэффи совсем отказалась от сарказма и от сатирических интонаций, достаточно частых как в ее ранней прозе, так и в произведениях 1920-х годов. Просветленность и смирение перед судьбой, которая не обделила персонажей Тэффи даром любви, сопереживания и эмоциональной отзывчивости, определяют основную ноту ее последних рассказов.
Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом. В послевоенные годы Тэффи была занята мемуарными очерками о своих современниках – от Куприна и Бальмонта до Г.Распутина.
Умерла Тэффи в Париже 6 октября 1952.


Самый яркий представитель – Дягилев (1872 – 1929, Венеция). 1896 г. – окончил юрфак СПбГУ. Одновременно он учился в консерватории, где преподавал Римский-Корсаков. 1905 г. – «Русские сезоны», выставки русского искусства. Потом – Париж, 1906. 1907 г. – организует «Русские сезоны» за границей. 1907 г. – «Исторические русские концерты», симфонические, концертные. Собрал Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова и Шаляпина. 1908 г. – организует «Сезоны русской оперы». 1909 г. – первые оперно-балетные выступления. 1909-1913 г. – балетные сезоны. Для гастролей балета пригласил Анну Павлову, Вацлава Нижинского, Татьяну Корсавину, Екатерину Гельцер; постановщик – Михаил Фокин, который поставил для Анны Павловой балет для 1-го человека – «Умирающий лебедь». Оформляли их Бакст, Гончарова, Рерих, и т. д. В 1911 г. – Дягилев организовывает «Русский балет», и он жил до 1929 г.


Пётр Бернга́рдович Стру́ве (26 января (7 февраля) 1870 года, Пермь — 26 февраля 1944 года, Париж) — русский философ, историк, экономист, общественный и политический деятель, публицист.

Биография

Струве был сыном пермского губернатора Б. В. Струве и внуком астронома В. Я. Струве. В 1895 окончил юридический факультет Петербургского университета. Позже — приват-доцент университета.

В 1892 году учился в университете в Граце (Австрия). В 1890-х годах один из лидеров легального марксизма. В 1896 году — участник Лондонского конгресса II-го Интернационала. Для I съезда РСДРП в 1898 написал «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». В дальнейшем Струве переходит от марксизма к либерализму. С 1901 года в эмиграции, с 1902 года редактор журнала «Освобождение». Один из авторов сборника «Проблемы идеализма» 1902.

В 1905 году вернулся в Россию. Член ЦК партии кадетов (1905—1916), 8 июня 1915 года вышел из ЦК.

С 1906 года — в Петербургском политехникуме: преподаватель, доцент, экстраординарный профессор, заведующий кафедрой политэкономии.

В 1906 году, после смерти В. А. Гольцева, возглавил журнал «Русская Мысль» и оставался его редактором до 1918 года.

В 1907 году — депутат II Государственной думы (1907) от Петербурга, статский советник.

Издатель журнала «Полярная звезда» (1905—1906), с 1907 редактор-издатель ежемесячного литературно-политического журнала «Русская мысль», с осени 1907 один из ближайших сотрудников «Московского еженедельника» (редактор-издатель Е. Н. Трубецкой.

Участник сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», содержавшего также статьи его единомышленников Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, М. О. Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского (Москва, 1909).

1913 — магистр, экстраординарный профессор Петербургского университета.

1915 — председатель секретного Особого межведомственного комитета по ограничению снабжения и торговли неприятеля при министерстве торговли и промышленности (по 1917).

В 1916 Струве получил звание почетного доктора Кембриджского университета

1917 — в апреле-мае — директор Экономического департамента МИД, в мае избран в академики.

К Октябрьской революции Струве отнесся отрицательно. В 1918 стал одним из авторов сборника «Из глубины». Во время гражданской войны член Особого совещания при генерале А. И. Деникине. Входил в состав правительства генерала П. Н. Врангеля (начальник управления иностранных дел).

После краха белого движения — в эмиграции. Пытался возобновить ежемесячный литературно-политический журнал «Русская Мысль», который под его редакцией выходил в 1921 в Софии, затем в Праге (1922—1923), Берлине (1923—1926) и, наконец, в 1927 в Париже. Но так как все свои силы Струве в то время отдавал другому своему «детищу» — газете «Возрождение», то идею возрождения «Русской мысли» в эмиграции ему пришлось окончательно оставить.

Сочинения

В 2004 г. в издательстве «Русский путь» вышла книга «Дневник политика (1925—1935)», которая представляет собой отклики П. Б. Струве на все сколько-нибудь значимые события российской, международной экономической, политической и культурной жизни 1920—1930-х годов.


Богданович Ангел

Богданович, Ангел Иванович [2(14). 10.1860, г. Городок Витебской губернии, — 24.3 (6. 4). 1907, Петербург], русский публицист и критик. Из дворян. С 1880 учился в Киевском университете на медицинском факультете; был членом народовольческого кружка, вёл пропаганду среди рабочих. В 1883 выслан в Нижний Новгород, где познакомился с В. Г. Короленко и стал печататься в ряде волжских изданий. С 1887 жил в Казани, редактировал газету "Волжский вестник". В 1893 в Петербурге стал одним из организаторов народнической группы "Народное право" (см. "Народного права" партия), программа которой была изложена Б. в брошюре "Насущный вопрос" (1894). В начале 1890-х гг. сотрудничал в "Русском богатстве". С 1894 до закрытия журнала в 1906 редактор журнала "Мир божий", на страницах которого пропагандировал обязательность образования для широких слоев русского общества, защищал демократические и реалистические начала в русской художественной литературе. Во 2-й половине 1890-х гг. отошёл от народничества и примкнул к "легальным марксистам". С 1906 редактировал журнал "Современный мир".

А.И. Богданович родился в 1860 г. в польско-литовской семье. (Свое имя Анжело он перевел на русский язык, отсюда непривычное Ангел.) Он начал учиться на медицинском факультете Киевского университета, но с 3-го курса был исключен за участие в кружке отставного военного Л свинского, который хотел открыть типографию. Дальше планов дело не пошло. После ареста у членов кружка нашли, по словам А.И. Куприна, «81 точку из шрифта». И хотя обвинение строилось на этих «точках», Богданович был «привлечен к военному суду по политическому процессу, просидел год в тюрьме, произнес на суде блестящую речь, по которой был совершенно оправдан, но исключен из университета и выслан в Нижний Новгород»2.

Десять лет провел Богданович в провинции, сначала в Нижнем Новгороде, где сошелся с кружком общественных деятелей, группировавшихся вокруг В.Г. Короленко и Н.Ф. Анненского, затем пять лет в Казани. Там он сотрудничал в газете «Волжский вестник» и был воскресным фельетонистом «Казанских вестей», где писал под псевдонимом «Зритель». В Нижнем Новгороде под псевдонимом «Сын своей матери» в той же роли выступал В.М. Дорошевич. «Полемика этих двух бойких соперников вызывала звон в ушах», — вспоминал известный в свое время казанский журналист, впоследствии издатель «Нового пути» П.П. Перцов3.

Вернувшись в Петербург, Богданович некоторое время сотрудничал в «Русском богатстве», откуда и пришел в «Мир божий». 8 февраля 1895 г. он впервые опубликовал в этом журнале свои «Текущие за



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: