Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № …»
Принято на заседании ПМПк
Председатель зам. зав. по УВР
************************
Дата 14.02.2017
«Согласовано» «Утверждено»
Родители ____________________ Заведующий ________________ /*********** /__________________________/
Дата ________________________ МАДОУ «ЦРР – детский сад №…» ____________________________ Дата 14.02.2017
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
для ребенка с аутизмом и умственной отсталостью
на 3 квартал
2016 – 2017 уч. г.г.
****************************
(фамилия, имя, отчество)
Ответственный за реализацию программы
учитель – дефектолог
ХХХХХХ
Пермь – 2017 г.
1. Общие сведения о ребенке.
Ф.И.О ребенка.***********
Дата рождения: 19.11. 2009
Состояние здоровья: нормальное.
Основные и сопутствующие заболевания: нет.
Заключение ПМПК: обучение в 2016 – 2017 учебном году по адаптированной основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, сложная структура дефекта (аутизм)
Срок обучения: поступил в ДОУ в сентябре 2013, последнее заключение ПМПК – обучение в ДОУ по 2016 – 2017 учебный гг.
Сведения о семье: семья полная, двое детей, К. старший, сестренка – 3 года. Материально семья обеспечена. Адекватно оценивают особенности ребенка и активно участвует в коррекции развития.
2. Основания для разработки индивидуальной адаптированной образовательной программы
Аутизм с умственной отсталостью - сложное нарушение развития. Клинический диагноз ребенка – атипичный аутизм F 84.11. Анализ проведенной комплексной диагностики подтверждает, что по степени выраженности и проявлений на первый план выступает умственная отсталость, она сочетается с аутистическими чертами - РАС с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Умственная отсталость характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. В нашем случае выделены все 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость). При своевременном и правильно организованном коррекционном обучении многие отклонения развития у ребенка могут быть скорректированы и дадут возможность избежать нарушений в развитии личности, позволят улучшить качество жизни ребенка. Аутистические черты и проявления также требуют коррекции и учитываются при построении коррекционной работы, подборе методов и приемов.
ИАОП разрабатывалась на основе «Проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста РАС», «Проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями» «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год).
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с умственной отсталостью с аутистическими проявлениями; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка. Программа рассчитана на один квартал – третий - 2016 – 2017 учебного года. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы индивидуально и будет зависеть от структуры нарушения у конкретного ребенка: уровня его актуального развития и потенциальных возможностей. Содержание материала данной программы включает материал по всем линиям развития и подбором методов и приемов характерных для ребенка с умственной отсталостью и аутизмом. Приоритетными направлениями ИАОП является формирование жизненно необходимых знаний. В основе конкретных методик - четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию. Обучение ребенка строится на характере взаимодействия взрослого и ребенка: принятие его таким, каким он есть, доброжелательное отношение для установления положительного комфортного пребывания ребенка. Продумана предметно - развивающая среда. От созданной предметно – развивающей среды, дидактического материала во много будет зависеть психическое развитие ребенка со сложным нарушением. Через позитивное сотрудничество с ребенком предполагается стимулировать его активность, инициативу и педагогам необходимо проявлять гибкость, мудрость и терпение. Данная программа разрабатывается и реализуется командой педагогов.
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения;
Цель: создание оптимальных условий для индивидуализации коррекционно - образовательной работы ребенка с РАС с тяжелыми интеллектуальными нарушениями: с учетом его реальных возможностей и образовательных потребностей.
Задачи
• Обеспечивать права ребенка с РАС с тяжелыми интеллектуальными нарушениями на получение адекватной коррекционной помощи;
• Корректировать негативные тенденций развития;
• Стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, музыкальной);
• Предупреждать вторичные отклонения в развитии.
• Создавать благоприятные условия развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, и склонностями.
• Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Психолого – педагогическая характеристика ребенка. Развитие ребенка по всем линиям развития низкое. Мальчик является ребенком с ОВЗ со статусом инвалида.
Социальное развитие. Мальчик социально адоптирован в группе, чувствует себя эмоционально комфортно. Доброжелателен и неагрессивен, наблюдается отрешенность по отношению ко всем, как будто никого нет рядом. Самостоятельно прощаться и здороваться, благодарить не может, необходимо стимулировать естественным жестом или кивком головы. Навыки самообслуживания сформированы: самостоятельно ест аккуратно, пользуется столовыми приборами ложкой и вилкой, но к еде относится крайне избирательно. Иногда необходимо напоминать о посещении туалета, хотя никогда не случается неприятностей в отношении этой процедуры. Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдает последовательность одевания и раздевания с небольшой подсказкой взрослого, ориентируется хорошо на алгоритмы. При одевании не путает левые и правые предметы обуви. Наблюдается ритуальное поведение: обходит в определенной последовательности группу «наводит свой порядок» с настольными играми, книгами, конструкторами с которыми в течении дня предпочитает действовать самостоятельно.
Физическое развитие мальчика нормальное, не имеет физических недостатков, подвижный, в спонтанной деятельности любит взбирается на лестницы, постройки, кровати в группе, спрыгивает с них бесстрашно, что вызывает у педагогов большую тревогу за ребенка. Но на занятиях по физкультуре выполнение определенных основных движений вызывает большие затруднения, так не может выполнять действия по подражанию, показу, объяснению: не может прыгать с места, кидать мяч в цель, ползать и т.д. Ведущая рука правая. Удерживает предметы одной и двумя руками, выполняет с ними разнообразные действия. Движения рук согласованы при раскладывании вкладышей, например на доске Сегена. Застегивает молнии, липучки, но трудности при застегивании пуговиц.
Предметно – игровая деятельность. Действует только с хорошо знакомыми игрушками, не проявляя интереса к другим: совсем не играет с машинками, с сюжетными игрушками. Знакомые игры использует адекватно. Сюжетных действий с игрушками не наблюдается. С малознакомыми манипулирует, например - с лего - конструктором, пытается соединять части.
Изобразительная и конструктивная деятельность. Интерес к изобразительной деятельности очень низкий. Включается в процесс только по настоянию взрослого, при рисовании красками, лепке проявляет больше самостоятельности: копирует рисунки детей или образец взрослого, но необходима помощь взрослого. Испытывает трудности в аппликации, самостоятельно не пользуется ножницами. Не проявляет желание рисовать в свободной деятельности: никогда не садится рисовать вне занятий с детьми. При конструировании интереса не проявляет, включается в деятельность по настоянию и выполняет работу вместе со взрослым
Познавательное развитие. Идет на занятие по просьбе взрослого, необходимо повторить несколько раз. Трудно понимает вербальные учебные инструкции: необходимо повторять, подкреплять показом. Лучше понимает и принимает предлагаемые задания, предложенные на невербальном уровне. Но интереса к ним не проявляет, даже если выполняет, безразличен к результату: как к успешному выполнению, так и неудаче. Необходима массированная помощь при выполнении заданий, подкреплять показом, образцом, постоянно смена деятельности. Но очень долгое время может действовать на индивидуальных занятиях при смене деятельности и включении разнообразного материала. Необходимо длительное обучение определенному действию с предметами и пособиями, соскальзывает на предыдущее выполнение. Перенос в новые условия не осуществляет. При исследовании познавательной деятельности выяснили, что мальчик успешно выполняет задание «Коробка форм» - методом зрительного соотнесения. Успешно выполняет задания способом наложения: разрезные картинки из 4 частей с прямыми разрезами и по диагонали после предъявления образца взрослым. Самостоятельно складывает картинки из 6 и более кубиков при создании изображения после показа образца, используя прием наложения на картинку – образец, например - при работе с кубиками Никитина. Находит парные предметные картинки. Соотносит по цвету и по форме карточки по одному признаку. По слову выделяет цвета желтый, красный, желтый, синий и пытается их называть в ситуации обучения и пищевого подкрепления (конфеткой). С помощью взрослого выделяет большой – маленький, треугольник, квадрат, круг в ситуации обучения подсказка указательным жестом.
Осведомленность о себе и окружающем мире на низком уровне: ребенок реагирует на свое имя, но называет его только по просьбе взрослого и по подсказке взрослого. Показывает и называет некоторые части тела и называет несколько в ситуации обучения. Назначение частей тела не дает. Узнает на фотографии и называет членов семьи в ситуации обучения по фото, в свободной деятельности не называет. Педагогов группе называет «Тетя» при стимулировании жестом, сверстников никак не называет. Знания о животных, птицах также весьма ограничены узнаванием и называнием некоторых из них на карточках упрощенными словами, звукоподражаниями.
Развитие речи. Мальчик мутичен. Понимание речи ограничено. Выполняет простые бытовые инструкции «Пойдем в туалет», «Дай руку», «пойдем гулять», «одевайся» и т.п. Иногда обращается с просьбами к педагогам с помощью коммуникативной книги «Я хочу желтую конфетку», «Я хочу в туалет». Стал обращаться с просьбами вербально при стимулировании жестом, но не очень внятно говорит «Тетя», «Хочу конфетку», «Спасибо». Ребенка обучали глобальному чтению этих слов и фраз, работе с коммуникативной книгой в семье и в ДОУ. Требуются постоянный контроль и частичная эпизодическая помощь.
Для успешной психолого - педагогической работы важна медикаментозная коррекция, т.е. – комплексное сопровождение.
Ответственной за составление и реализацию ИАОП учитель – дефектолог ……
3. Содержание программы.
3.1. Медицинское сопровождение. Систематическое посещение реабилитационного центра по графику МСЭ в соответствии с ИПР, где получает комплексное медицинское и психолого – педагогическое сопровождение. 1 раз в квартал посещение врача – психиатра и других специалистов по рекомендациям МСЭ и врача - психиатра, врача – педиатра.
3.2.Психолого – педагогическое сопровождение.
3.2.1. Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план отражает базисные компоненты коррекционного обучения, заложенные в АООП для детей с умственной отсталостью, разработанной на основе комплексной программой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» авт. А.Е.Екжанова, Е.А. Стребелева, а также в соответствии с ФГОС ДО. Индивидуальный учебный план разработан в соответствии с образовательными областями по приоритетным направлениям для формирования жизненных компетенций. Обучение проводить:
· на индивидуальных занятий,
· на подгрупповых занятиях и малыми подгруппами по учебному плану группы,
· на фронтальных занятиях: музыкальном и физкультурном, на которых присутствует несколько педагогов: воспитатель, музыкальный руководитель и специалист группы (учитель – дефектолог или учитель – логопед).
Индивидуальная работа сребенок проводится ежедневно специалистами и воспитателями по разработанному графику индивидуальных занятий.
Приоритетные направления на индивидуальных коррекционных занятиях по формированию жизненных компетенций:
1. Социально – коммуникативное развитие
2. Сенсорное восприятие.
3. Математика
4. Развитие речи на основе ознакомления с окружающим.
5. Предметные и игровые действия
6. Самообслуживание
Индивидуальный учебный план на неделю.
Название занятий | Фронтальные и подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | |||
Учитель - дефектолог | Учитель - логопед | воспитатель | Педагог психолог | ||
Социально – коммуника тивное НОД | По плану группы | ||||
сенсорика | По плану группы | ||||
математика | По плану группы | ||||
Развитие речи на основе озн с окр | По плану группы | ||||
КГН | По плану группы | ||||
итого |
3.2.2. Календарно – тематическое планирование на квартал по приоритетным направлениям.
тема | дата | Формируемые представления | Материалы и оборудование | Содержание и виды деятельности |
Социально – комуникативное развитие | ||||
Я и моя семья | узнавать себя в зеркале, на фотографии; показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы; | Фото ребенка и членов семьи. Картинки с изображением частей тела, действий Карточки для глобального чтения по этим картинкам и фото | Дид. задания «Покажи на фото» «Покажи, где у тебя голова (Нога…) «Найди на карточке, где голва(нога…) «Подбери карточку со словом и подложи к картинке) | |
Познавательное развитие | ||||
сенсорика | Учить воспринимать величину предметов (большой, маленький) Учить производить выбор по величине и по форме по слову. Учить дифференцировать плоскостные (круг, квадрат, треугольник) фигуры. Ввести в словарь через глобальное чтение большой, маленький, круг, квадрат, треугольник | Карточки с изображением больших и маленьких предметов по проходимым темам и геометрических фигур. Карточки для глобального чтения: большой, маленький, круг, квадрат, треугольник | Д.Игры и задания: «Найди круг (квадрат, треугольник), «Найди большой, маленький» «Подбери к ним карточку» («Дай большой мяч, дай маленький мяч»). «Расставь по порядку» | |
Развитие зрительного восприятия. | Учить производить выбор определенного действия, изображенного на картинке, из ряда предложенных | Картинки с изображением мальчика в разном действии: бежит, рисует, сидит. | Задания «Покажи, где мальчик бежит; где мальчик сидит; где мальчик рисует». «Дай картинку». | |
мышление | Учить пользоваться предметами – орудиями (сачками, палочками, молоточками, ложками, совочками, лопатками) Учить решать проблемно-практические ситуации методом проб: приближать к себе предметы с помощью веревки, тесьмы. | Емкости: банки, аквариум; тележка; предметы – орудия:сачки, палочки, молоточки,ложки, совочки, лопатки, веревки, тесьма. Игрушки: мишка, машинка. | выполнение практических и игровых задач (игры: «Достань камешки из банки», «Поймай рыбку!», «Достань тележку!», «Забей гвоздики! Задания: «Достань игрушку!», «Достань воздушный шарик», «Достань колечки», «Покатай мишку!» | |
ФЭМП | Учить пересчету предметов до 5, соотносить количество со словом – карточкой в пределах 5, показывать на пальчиках | Счетный материал. Цифры. Карточки с 2 полосками с изображением предметов до 5, счетные палочки. карточки со словами: один, два..пять | Дид. задания Сосчитай и возьми (положи) карточку с цифрой. Разложи фигуры на дорожке. Покажи столько пальчиков (соотнесение с карточкой - цифрой) | |
Ознакомление с окружающимпо темам «Одежда», «транспорт» | Знакомить с предметами одежды и обуви, посуды. Знакомить с транспортом на улице (машина, автобусы). | Картинки с предметами одежды и обуви (куртка, шапка, шарф, варежки, сапоги, ботинки, брюки, носки, рубашка, чашка, тарелка, ложка, вилка)). Карточки с названием предметов одежды и обуви и посуды» Картинки машины, автобуса и карточки к ним | «Дид. игры и задания «Парные картинки (по всем темам)» Разрезные картинки из 4 частей с прямыми разрезами (по этим названиям)» «Найди и покажи» «Выбери и покажи шапку,.. (одежду, обувь)» «Покажи тарелку, …(посуду)» «Найди и покажи машину, автобус». «Подбери слова к картинкам» | |
Речевое развитие на основе ознакомления с окружающим. | ||||
Я и моя семья Одежда- обувь, посуда. транспорт | Учить отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это? Учить понимать действия, изображенные на картинке, выполнять действия по простым речевым инструкциям. Девочка пьет. Мальчик рисует. учить способам альтернативной коммуникации: глобальное чтение, Находить на картинках и проговаривать машина, автобус способом глобального чтения. | Фотографии всех членов семьи в разных ситуациях» Фото ребенка в разных ситуациях и действиях. Карточки со словами членов семьи, действиями: идет, сидит, спит, ест, пьет. | Дид. задания «Найди на фотографии маму, папу,… (всех членов семьи)», «Найди, где ты? Скажи, как тебя зовут. Покажи, где у тебя голова, нос и т.д Что ты делаешь (на фото). Перечислять действия: ест, спит, пьет, купается, рисует – по картинкам с опорой на карточки со словами Кто что делает?» «Дай автобус, машину» Подбери карточку (со словом) | |
Культурно – гигиенические навыки | ||||
Умывание Одевание, пользование туалетом. | Учить просить помощи у взрослых при затруднениях с одеждой и туалетом. Учить благодарить взрослых за оказанную им помощь. Учить застегивать пуговицы. | Коммуникативная книга. Дидактические пособия - тренажеры на застегивание и растегивание пуговиц. | Побуждать выражать свою потребность словами или с помощью коммуникативной книги: «Я хочу в туалет», «Я уже сходил», «Помогите мне». Дидактические игры – тренажеры «Собери цепочку» | |
Предметная деятельность | ||||
Конструирование Игры с машинками | Учить играть со строителем и конструктором – лего Учить обыгрывать машинку: катать, перевозить строитель. | Лего – конструктор. Строитель: кирпичики и кубики. Машинки разного размера. Мишка, кукла. | Действия по подражанию действиям взрослого: «Сделай как я» Дидактические игры «Прокатим Мишку» «Покатаем куклу» «Везем кубики и кирпичики» |
3.2.3. Предполагаемые результаты обучения и воспитания ребенка на конец квартала.
Социально - коммуникативное
- выполняет действия по простым речевым инструкциям
- пользуется невербальными формами коммуникации, пытается выражать свою потребность словами.
- узнает себя в зеркале, на фото и пытается называть себя по имени.
- Показывает и пытается называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове - волосы.
Познавательное развитие
- выделяет по слову большой – маленький, круг, квадрат, треугольник.
- использует предметы - орудия в игровых и бытовых ситуациях с помощью взрослого;
- соотносит предметы до 5 с цифрой, показывает количеством пальчиков в пределах 5.
- находит на картинках по слову предметы одежды и обуви (куртка, шапка, шарф, варежки, сапоги, ботинки, брюки, носки, рубашка), транспорт (машина, автобус).
Речевое развитие.
- Понимает простые речевые инструкции и выполняет действия, пытается отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?»
- слушает и проявляет интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- воспроизводит знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
Самообслуживание
- пытается выражать потребность словами: «Я хочу в туалет», «Я уже сходил», «Помогите мне». «Я хочу пить» «Я хочу есть»
- благодарит за помощь невербальными и вербальными способами.
- застегивает на тренажере пуговицы с небольшой помощью взрослого.
Предметная деятельность
- Действует по подражанию взрослому со строителем и машинками.
3.2.4. Перечень специалистов и педагогов участвующих в реализации индивидуальной программы.
Учитель- дефектолог: формирование навыков продуктивного
взаимодействия. Развитие сенсорных, математических интеграций, знаний об окружающем, формирование стереотипа поведения в образовательной деятельности.
Педагог - психолог: индивидуальные занятия, направленные на
«простраивание» алгоритма простого взаимодействия, формирование стереотипных, простейших игровых навыков, их осмысление, организации взаимодействия с ребенком.
Учитель - логопед: формирование навыков простой коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания. Развитие всех компонентов речи.
Воспитатель: систематизация, углубление, обобщение личного опыта ребенка в освоении навыков коммуникации, в самообслуживании, в разнообразной деятельности.
4. Работа с семьей.
Цель. Активизация родителей в коррекции развития ребенка
Задачи
1. Повышать осведомленность родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностях ребенка.
2. Обеспечивать участие семьи в разработке и реализации ИАОП, добиваясь единства требований в обучении и воспитании в семье и в образовательной организации.
3. Организовать регулярный обмен информацией о ребенке, о
ходе реализации ИАОП и результатах ее освоения
4.Включать родителей в совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
5. Привлекать к участию в совместных мероприятия группы и детского сада.
Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
1 Изучение воспитания и обучения в семье и при посещении реабилитационного центра (беседы с мамой) 2. Согласование ИАОП с родителями под роспись 3.Конкретные рекомендации по изучаемому материалу в ДОУ 4.Индивидуальные консультации педагогов группы по приоритетным направлениям коррекционной работы по запросам родителей 5.Общегрупповые мероприятия группы для сближения коллектива: мастер – классы, день открытых дверей, совместные мероприятия 6. Информационные стенды для родителей группы с конкретной информацией по изучаемой теме и НОД специалистов 7. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей: в праздничных утренниках (8 Марта, выпускной), интегрированные занятия (Одежда, обувь, головные уборы) 8.Участие родителей в акциях группы «Развивающие пособия своими руками», «Неделя добрых дел на прогулочном участке», 9.Ознакомление родителей с нормативно – правовой документацией по сопровождению ребенка для соблюдения его прав. 10. Помощь в подготовке документации для ПМПК и МСЭ | 1 раз в месяц 1 раз в квартал Еженедельно 1 раз в месяц 1 раз в квартал по графику Еженедельно По календарарю группы По графику мероприятий Март Март- апрель | Учитель – дефектолог Учитель – дефектолог Воспитатели Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Педагоги группы Учитель – дефектолог Учитель - дефектолог |
5.Мониторинг развития ребенка.
Уровни сформированности основных линий развития детей
от 6 до 7 лет
№пп | Основные линии развития | Актуальное развитие | Зона ближайшего развитие | примечание |
Социально - коммуникативное | ||||
1.1 | Представления о себе | |||
1.2 | Ближайшее окружение | |||
1.3 | Навык опрятности | |||
1.4 | Навык еды | |||
1.5 | Навык одевания | |||
1.6 | Навык умывания | |||
Познавательное развитие | ||||
2.1 | Сенсорика | |||
2.1.1 | Форма | |||
2.1.2 | Величина | |||
2.1.3 | цвет | |||
2.1.4 | Целостность восприятия | |||
2.2 | Наглядно – образное мышление | |||
2.3. | Количественные представления и счетные операции | |||
2.4. | Готовность к графическим заданиям | |||
2.5. | Представления об окружающем | |||
2.5.1. | Речь: понимание речи | |||
2.6.2. | Активная речь | |||
3. | Продуктивная деятельность | |||
3.1. | Рисунок | |||
3.2. | конструирование | |||
4. | Художественно – эстетическое развитие | |||
4.1. | различение характер мелодии | |||
4.2 | умение выполнять танцевальные движения | |||
4.3. | сформированность графического образа | |||
Физическое развитие | ||||
5.1 | Ходьба | |||
5.2. | Бег | |||
5.3. | Прыжки | |||
5.4. | Лазание, ползание | |||
5.5. | Метание |
6. Заключение и рекомендации.
В ходе реализации ИАОП необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов группы и семьи. Постоянно отслеживать освоение намеченного по всем линиям развития, корректировать по мере необходимости. Включать ребенка во все мероприятия группы: фронтальные и подгрупповые. Одобрять стремление детей вовлекать мальчика в совместную деятельность: игры на участке и в группе, включать в хороводные и подвижные игры; побуждать к выполнению поручений совместно со взрослым или доброжелательно настроенными детьми. Создавать положительную и комфортную атмосферу в группе. Сравнивать продвижение ребенка только с его показателями развития.