Соотношение типологизации и классификации




ЛОГИКА ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Цель проведения типологического анализа (ТА). О понятии «тип». Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и классификацией. Класс. Объекты клас­сификации. Алгоритм классификации. Классификационный при­знак. Эмпирическая закономерность. Дефиниция ТА. Основные понятия ТА. Типообразующий признак. Априорная типология. Объект типологии. Этапы проведения типологического анализа.

 

Последняя часть книги посвящена одному из обозначенных выше языков анализа метаметодики анализа ¾ типологическому анализу (ТА). Проблема типологизации, проблема применения типологического метода познания в социологии ¾ сложная про­блема, носит многоаспектный характер и может рассматриваться в различных контекстах [2, 7, 9, 10, 14, 21]. Например, с одной стороны, предлагается деление на теоретическую и эмпиричес­кую типологизацию [10, 21]. С другой стороны, предлагается отказаться от понятия «эмпирическая типологизация» и пользоваться в рамках эмпирической социологии понятием «типологический анализ» [14, с. 7—10]. Мы же остановимся только на контексте проверки гипотезы о существовании в социальной реальности ти­пов явления, изучаемого социологом, на контексте логики поиска знания о типах. Исходим из того, что ТА проводится в рамках нисходящей стратегии анализа, т. е. в исследовании задается цель, ради достижения которой необходим ТА и формулируется гипо­теза о существовании типов, понимаемых в заданном социологом смысле. Будем рассматривать только логику проведения ТА. Основное внимание уделим структуре понятийного аппарата ТА, тому, каким образом появляется необходимость в столь сложном поня­тийной аппарате.

Для применения ТА в социологическом исследовании необхо­димы математические методы разного класса. Этот сюжет мы не будем рассматривать, оставляя его для следующего этапа изучения вами методологии анализа в эмпирической социологии.

Цель ТА и понятие «тип»

Необходимость различных понятий эндогенного и экзогенного характера, составляющих понятийный аппарат ТА, проиллюстриру­ем на примере двух задач. Первая задача уже была приведена и связана с изучением «феномена господина Х на выборах» (задача 1). В предыдущей части книги было показано, что такую задачу можно решить и с помощью ТА. Под типом мы понимали некоторое элек­торальное поведение с одинаковым механизмом воздействия на него. Такую формулировку мы не употребляли, но смысл был именно таков. Тип понимался как некий объект социального управления. Это и было целью проведения ТА. Вполне возможно, что такая цель недостижима и гипотеза наша не подтвердится. Вместе с тем обозна­чение цели обязательно. Цель ТА как «путеводная звезда» помогает структурировать процесс поиска знания о типах, позволяет выстро­ить логику проведения ТА. Социолог часто прибегает к приему обозначения недостижимых целей. Это необходимый социологу науч­ный прием, идеализация, мысленная конструкция.

Представим себе, что наша гипотеза не подтвердилась. Это же замечательный результат. Например, он будет говорить о том, что господин X имеет устойчивую группу своих сторонников, на электо­ральное поведение которых нельзя воздействовать доступными в со­временных условиях методами. Факторы, причины, по которым мы наблюдаем сей феномен, лежат глубоко и пока неподвластны социо­логическому анализу. Ведь так?

Приведем еще одну задачу из исследования, фрагменты которо­го мы использовали в предыдущих частях книги. Речь идет об иссле­довании времяпрепровождения студентов. Задача состоит в поиске знания о типах времяпрепровождения в рамках нисходящей стратегии анализа (задача 2). Значит, цель ТА обозначена и проверяется гипотеза о существовании типов времяпрепровождения в заданном социологом смысле. Цель ТА такая же, как и к первой задаче, т. е. в возможности интерпретации типов времяпрепровождения как объектов социального управления. В том смысле, что «механизм управления» поведением одинаков для студентов, отнесенных к одному и тому же типу. Ясно, что такая цель ¾ утопия. Однако социологический анализ существования таких типов очень важен. На его основе можно рекомендовать принятие каких-то управленческих решений. А это уже не утопия, а научная обоснованность. Как и в случае задачи 1, такая цель играет ту же роль ¾ помогает социологу выстро­ить логическую схему анализа типов.

Таким образом, в рамках нисходящей стратегии анализа основ­ной целью ТА является проверка гипотезы о существовании типов, интерпретируемых как объекты социального управления. Таковыми можно считать типы электорального поведения, типы времяп­репровождения, типы потребительского поведения, типы обще­ственного мнения и т. д. Напомним, что в рамках же восходящей стратегии анализа основной целью ТА является поиск типологи­ческих синдромов.

В контексте книги неоднократно использовались термины «типологический анализ, типологический синдром», и при этом, без всякого их определения, Вам было понятно, о чем идет речь. А теперь попытаемся прояснить их научный смысл. Прежде всего, что же означает понятие «тип»1 В повседневной жизни дело обсто­ит очень просто. Мы говорим «типовой проект», «типовой дом», «типичное поведение», «ну и типчик этот молодой человек», «ти­пичный образ ученого», «типы наркоманов», «типы государств», «типы времяпрепровождения», «типы семей», «типы студентов», «такое поведение типично для господина X», «типы электорального поведе­ния», «типы потребительского поведения», «тип жизненной страте­гии» и т. д. Что мы улавливаем из этого случайного и странного на первый взгляд перечня? Во-первых, что тип ¾ это вид, форма суще­ствования чего-то и всегда что-то социально значимое. А таковым может быть и что-то специфическое, и часто встречающееся, и что-то объединяющее, и что-то разъединяющее. Во-вторых, понятие тип употребляется как бы в трех смыслах или может иметь как бы три значения:

• типический, т. е. специфический, характерный, антимодаль­ный, редко встречающийся;

• типологический, т. е. особенный, общий, объединяющий, связывающий;

• типовой, т. е. стандартный, модальный, часто встречающийся, распространенный.

В каком из трех значений может использоваться понятие «тип» в задаче 1? По-видимому, во всех трех. Одинаково социально значи­мыми, с точки зрения нашей цели, ТА могут являться и специфи­ческие области «одиночки», и группы областей, у которых много общего. Напомню, что речь идет о специфичности и общности с точки зрения управления электоральным поведением. Само электо­ральное поведение, а точнее, его единственная характеристика (чис­ло голосов, полученных господином X) представляет собой только один из типообразующих признаков. В исследовании всегда суще­ствует целая совокупность типообразующих признаков, природа ко­торых различна. А какое из трех значений понятия «тип» интересует нас в случае изучения времяпрепровождения студентов (задача 2)? Скорее всего, типовое, распространенное, модальное.

От того, какого рода типы нас интересуют, зависит то, как мы будем работать с эмпирическим материалом. Ведь логическая схе­ма работы с одним и тем же материалом может быть различной. Понятие «тип» является некой мысленной конструкцией, не подда­ющейся эмпирической интерпретации в целом. Поэтому-то оно и входит в понятийный аппарат ТА как экзогенное понятие.

Основание типологии

Понимание типа играет огромную роль тогда, когда социолог формулирует основание типологии. Основание типологии ¾это совокупность суждений о похожести, близости, схожести, однотип­ности объектов. Какие основания типологии могут быть предложе­ны для задачи 1? Например:

Две области похожи, близки по типу электорального поведения, если для них одинаков механизм воздействия на электоральное пове­дение (основание 1.1).

Если следовать пониманию типа, заложенному в этом сужде­ний, то получается, что совершенно неважно, какой процент голо­сов отдан за господина X в различных областях, а важно... Две области будут однотипными, если мы сумели доказать, что меха­низм воздействия на электоральное поведение в этих областях оди­наков. Но мы могли исходить и из другого суждения:

Две области похожи, близки по типу электорального поведения, если в них отдано примерно одинаковое число голосов за господина X и для них одинаков механизм воздействия на электоральное поведение (основание 1.2).

Тогда две области, в которых отдано примерно одинаковое число голосов за господина X, не всегда будут однотипными. Приведем еще одно основание типологии:

Две области похожи, близки по типу электорального поведения, если в них отдано примерно одинаковое число голосов за господина X и одинаковый уровень качества жизни (основание 1.3).

Из этого основания следует, что социологу для проведения ТА необходимы данные о качестве жизни. Откуда он их получит, пока неважно. Возможно, они существуют в государственной статисти­ке, возможно, социологу придется самому рассчитывать аналити­ческий индекс по известным социальным показателям, а возмож­но, придется провести исследование.

Что касается задачи 2, то в качестве оснований типологии мож­но предложить, например, следующие суждения:

Два студента похожи, близки по типу времяпрепровождения, если у них одинаковая структура проведения времени и одинаковы факторы, объясняющие их поведение (основание 2.1).

Два студента похожи, близки по типу времяпрепровождения, если у них одинаковые затраты времени на осуществляемые ими виды деятельности (основание 2.2).

Из основания 2.1 мы делаем вывод, что нам нужны не только данные о бюджете времени, но еще и данные об упомянутых «фак­торах». К тому же нужно определить, что есть структура времяпрепровождения. Основание типологии может быть очень сложным. В процессе ТА основание несколько раз корректируется. Вначале социолог впадает в одну крайность ¾ формулирует очень сложное основание о качественном различии. Затем в другую крайность ¾ крайность излишнего переупрощения. Например, основание 2.2 будет примером переупрощения. В этом основании заложена толь­ко количественная однородность. Главный критерий при выборе основания типологии таков, чтобы оно поддавалось эмпирической интерпретации.

Обратите внимание! Основание типологии ¾ это только одно понятие ТА. Но на его примере мы увидели, что необходима долгая «кабинетная работа», прежде чем пойти в «поле». До тех пор пока логика анализа не выстроена на бумаге, социологическое исследо­вание «не родится». Приходится много раз отвечать себе на вопрос: «Куда и как Я буду «двигаться», если получу то-то и то-то?»

Соотношение типологизации и классификации

В процессе типологического анализа используются в основном две группы понятий. Первая с корнем «тип», а вторая с корнем «класс». Первая группа понятий ¾ теоретические понятия, отража­ющие социологическое содержание. Типы ¾это то, что может су­ществовать или не существовать в реальности. Имеются в виду типы только в заданном социологом смысле. Вторая же группа понятий относится к технике, приемам, методам непосредственной работы с данными. Классы ¾результат разбиения, группировки эмпирических объектов на отдельные группы, похожих между со­бой объектов по заданному социологом критерию. Существуют специальные математические методы, которые называются метода­ми многомерной классификации или методами таксономии, или методами кластерного анализа. Однако классы могут быть получе­ны посредством и любых других математических методов. Важно, чтобы метод разбиения, метод классификации отражал содержа­ние основания типологии.

Классификацией называется как сама процедура разбиения на группы, так и результат разбиения. Из контекста всегда ясно, о чем идет речь. Для обозначения процедуры разбиения иногда исполь­зуют термины «классифицирование», «группирование». Следует отметить, что в рамках методологии науки существует так назы­ваемая классификационная проблема [11], проблема систематиза­ции знания. В этом случае понятие «классификация» шире, чем со­держательные типологии, существующие в рамках отдельных наук.

В процедуре ТА всегда возникает необходимость перехода от классификации к содержательной типологии. Вернемся к нашей задаче изучения феномена господина X на выборах, в которой мы проверяем гипотезу о существовании групп областей, интерпрети­руемых как объекты социального управления ¾ в том смысле, что механизмы воздействия на электоральное поведение одинаковы в областях, отнесенных к одному и тому же типу. Что такое в данном случае тип и класс? Тип ¾ группа областей в обозначенном выше смысле. Но как найти эти группы? Для этого нужно придумать некий способ разбиения областей на классы. Разумеется, невоз­можно сразу же выбрать один-единственный универсальный спо­соб. Приходится выбирать некоторый алгоритм разбиения (алго­ритм классификации). При этом возникают, как минимум, еще три вопроса. Первый ¾ с учетом каких признаков (классификационные признаки) провести такое разбиение? Второй ¾ все ли области одно­временно будут участвовать в процессе разбиения, т. е. какую сово­купность областей называть объектами классификации. Третий ¾ как задать вид эмпирической закономерности на классах. Последнее следует пояснить подробнее, ибо это важнейший фрагмент эмпи­рического уровня проведения ТА. Вернемся к основанию 1.3. Пред­положим, что у нас есть данные об уровне качества жизни в обла­стях России. Классификационные признаки ¾ «число голосов» (доля голосов, отданных за господина X), «качество жизни» (уровень качества жизни). Объекты классификации ¾ все области. Они изоб­ражены в виде точек на рис.4.2.1 в двумерном пространстве (на плоскости), образованном признаками «число голосов» и «каче­ство жизни».

«качество жизни»

«ЧИСЛО ГОЛОСОВ»

 

Рис. 4.2.1 Распределение областей (точек) в

двумерном пространстве

 

Наши классификационные признаки имеют метрический уро­вень измерения. Каждая область России (точка) имеет конкретные значения признаков: «число голосов» и «качество жизни». Это ¾ координаты точек соответственно по горизонтальной и вертикальной оси. На рис. 4.2.1 видим, что вся совокупность областей как бы делится на три группы, с четкими границами между ними. К первой группе относятся области, в которых низкое качество жиз­ни и небольшая доля голосов, отданных господину X. Во второй группе ¾ высокий уровень качества жизни, но большой разброс по голосам. И наконец, в третьей группе ¾ примерно одинаковая доля голосов отдана господину X, но наблюдается большой разброс по качеству жизни.

Нас эта картинка интересует только с точки зрения того, как выбрать алгоритм разбиения и какого вида эмпирические законо­мерности искать. Если принять основание 1.3, то мы не получим эти естественные образования групп. Нужны ли они нам, это уже другой вопрос. Если принять это основание и соответственно ему выбрать алгоритмы классификации, то вторая группа породит не­сколько классов, и третья группа тоже. Отметим, что если нас будет интересовать получение именно этих трех групп, изображенных на рис. 4.2.1, то надо будет последовательно и параллельно использо­вать различные методы разбиения. Потому, что ни один отдельно взятый алгоритм классификации не даст желаемого результата. Ибо он всегда ищет классы, на которых выполняются только законо­мерности некоторого жестко заданного вида.

Отсюда делаем вывод о том, что получаемые классы будут но­сить всегда формальный характер. Только их интерпретация с ис­пользованием других характеристик областей, не учитываемых в процессе классификации, но существенных для «управления» элек­торальным поведением, может привести к искомым типам. Клас­сификацию делает математический метод, компьютер, а типологизацию всегда социолог.

Понятие «типология» используется в социологии в двух смыслах. В широком смысле под этим понятием понимается способ поиска знания о типах, а в узком смысле (на эмпирическом уровне) ¾ это совокупность типов. Если речь идет о сугубо теоретической типологизации, то правомерно говорить о построении типологии. Теорети­ческая типологизация возникает либо на основе уже накопленного в науке знания, либо как феномен озарения. В последнем случае она требует эмпирической проверки. В случаях поиска знания о типах малоизученных социальных феноменов лучше не пользоваться терми­ном типология, ограничиваясь терминами тип, типологический син­дром, типологический анализ.

Дефиниция ТА и основные понятия

Введем одну из возможных дефиниций типологического ана­лиза /14, с. 14/. Типологический анализ ¾ совокупность методов изу­чения социальных феноменов, позволяющих выделить социально зна­чимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими признаками, природа которых различна, и интерпретируемых как носители различных типов изучаемого социального феномена.

На схеме 4.2.1 приведены понятия ТА. Эта схема построена в соответствии с логикой проведения ТА. Понятия «тип», «типоло­гия», «цель ТА», «дефиниция ТА» и «группа однотипных объек­тов» являются понятиями экзогенными по отношению к самой эм­пирической процедуре ТА. Все остальные понятия, обозначенные на схеме, носят эндогенный характер. Среди понятий эндогенного характера особое место занимают так называемые основные поня­тия ТА. Они как бы связывают теорию с эмпирией; понятия, не­поддающиеся однозначной эмпирической интерпретации (соци­альная значимость, качественное различие, внутренняя однородность) с понятиями, поддающимися математической фор­мализации (классификационный признак, объекты классификации, эмпирическая закономерность, мера близости, класс, алгоритм клас­сификации). К основным понятиям ТА относятся такие понятия, как «типообразующий признак», «основание типологии», «априор­ная типология» и «объект типологии».

Схема 4.2.1 Понятийный аппарат типологического анализа

 

Типообразующие признаки имеют различную природу. В задаче 1 это характеристики электорального поведения, показатели экономи­ческого развития областей, показатели качества жизни, показатели социальной напряженности в областях, характеристики предвыбор­ной ситуации и т. д. В задаче 2 ¾это характеристики времяпрепровож­дения студентов, социальное происхождение, политическая актив­ность, ценностные ориентации и т. д. Следует особо подчеркнуть, что в исследованиях, проводимых по нисходящей стратегии анализа, та­кая совокупность должна состоять из трех частей. Каждая часть игра­ет специфическую функциональную роль в процессе ТА. Это означает, что один и тот же типообразующий признак в одном исследовании играет одну роль, а в другом ¾ другую.

Первая часть ¾это непосредственные характеристики изучае­мого феномена. Возникают из основания типологии и из понима­ния объекта типологии. Последнее понятие помогает социологу обозначить основную совокупность свойств социального объекта, на основе которых объекты выступают как носители отдельных типов изучаемого явления. В задаче 1 объект типологии ¾ электо­ральное поведение, а в задаче 2 ¾времяпрепровождение. На основе этой части типообразующих признаков формируются классифика­ционные признаки, т. е. те, по которым осуществляем разбиение объектов на классы. Они как бы подаются на вход алгоритма клас­сификации. В задаче 1 для основания 1.1 такой типообразующий признак ¾ один, потому что мы имеем только одну характеристику электорального поведения. Он же и является классификационным признаком. Относительно основания 1.3. их может быть много. Потому что, кроме числа голосов, используются и показатели каче­ства жизни. Классификационных признаков у нас было всего два, потому что мы использовали только один аналитический индекс ¾ «уровень качества жизни».

В задаче 2 таковыми типообразующими признаками являются виды деятельности. На их основе формируются классификацион­ные признаки. Это могут быть и прямые затраты времени, доли этих затрат в общем объеме свободного времени и т. д. Если при­нимается основание 2.1, то классификационные признаки ¾ доли затрат в общем объеме времени (а это объект типологии). А если принимается основание 2.2, то классификационные признаки ¾ зат­раты времени на осуществление видов деятельности.

Вторая часть совокупности типообразующих признаков играет другую функциональную роль и состоит из признаков, на основе которых проводится априорная типология объектов. Априорная типология ¾предварительное разбиение объектов на качественно различные группы. Цели априорной типологии зависят от задачи. В задаче 1 возможна следующая ситуация. Например, среди областей России есть две области-одиночки. В одной очень много голосов отдано за господина X, а в другой очень мало. Эти области необхо­димо исключить из объектов классификации, если алгоритм разби­ения не позволяет учесть такие выбросы. Эти области сами по себе кандидаты в типы. Тогда априорная типология позволяет выделить три различные группы объектов. Здесь в качестве типообразующего используется тот же признак.

Третья часть типообразующих признаков состоит из тех, которые служат цели интерпретации классификации (термин классификация используется одновременно для обозначения как процедуры разбие­ния, так и результатов разбиения объектов на классы) для перехода к однотипной группе объектов. По сути это факты посредством кото­рых происходит объяснение существования типов изучаемого фено­мена в тех или иных условиях их существования. Представляется важным обратить внимание на следующее. В процессе интерпретации результатов разбиения объектов на классы посредством ЭИ, происте­кающих из типообразующих признаков, происходит и формирование как бы и самих этих фактов.

К примеру, автором было показано, что основным фактором, обуславливающим существование различных типов времяпрепро­вождения среди работающих, является «этап жизненного цикла». Из этого последовал вывод, что для проведения ТА с целью интер­претации типов времяпрепровождения как объектов социального управления, «этап жизненного цикла» необходимо включать в чис­ло типообразующих признаков, описывающих априорную типоло­гию.

Несколько усложним ситуации. Представим себе, что у нас есть предположение, что типы электорального поведения (а это не просто проценты) различны в областях с разным уровнем социаль­ной напряженности. Тогда предварительно проводим разбиение объектов на крупные группы, в которых разный уровень социаль­ной напряженности. Каждая такая группа ¾ отдельная совокуп­ность для классификации. Может быть и так, что в процессе ин­терпретации результатов разбиений убедимся в обратном. Окажется, что типы электорального поведения одинаковы во всех этих груп­пах. Тогда такая априорная типология не нужна и всю совокупность объектов надо классифицировать вместе. Как видите, процедура ТА носит всегда итеративный характер.

В задаче 2 ¾изучения типов времяпрепровождения студентов ¾ возникает аналогичная ситуация. Студенчество России ¾ неодно­родная совокупность. Это очевидно. В процессе ТА нас интересует только одна сторона этой неоднородности. Если объектами клас­сификации считать всех опрошенных студентов, мы можем столк­нуться с таким фактом. Допустим, классификационные признаки ¾ затраты времени на осуществление различных видов деятельности. Тогда для некоторых видов деятельности одно и то же количество нельзя интерпретировать как одно и то же качество. Что это зна­чит? Например, возьмем студента-математика и студента-социоло­га и рассмотрим затраты времени на работу в библиотеке в качестве классификационного признака. Известно, что студент-математик может спокойно решать свои задачки дома, а студенту-социологу, чтобы написать очередной реферат, приходится сидеть в библиоте­ке. Допустим, по остальным видам деятельности они очень похо­жи. Тогда вполне вероятно, что эти одинаковые по типу студенты в процессе разбиения попадут в разные классы (если продолжи­тельность посещения библиотек является отдельным классифика­ционным признаком). Содержательно это плохо. Поэтому необхо­димо предварительно отделить математиков от социологов, т. е. построить априорную типологию для того, чтобы одинаковое количество интерпретировать как одинаковое качество.

Этапы проведения ТА

Мы приводили очень простые примеры. Они никак не связаны пока с математическими методами, которые можно использовать в процессе ТА. Еще раз подчеркнем, что наша основная цель ¾ пока­зать, что каждая исследовательская стратегия анализа имеет слож­ный, многоуровневый понятийный аппарат и свою собственную многовариантную стратегию реализации в социологических иссле­дованиях. Среди этих понятий всегда есть идеальные понятия (эк­зогенные), в целом не поддающиеся эмпирической интерпрета­ции. Они играют роль «путеводной звезды» социолога для структурирования логики анализа. Среди них есть и те, которые подлежат эмпирической интерпретации и порождают такие, которым в соответствие можно поставить математические конструкты (формулы, графики, уравнения и т. д.).

Мы подробно не рассматривали некоторые понятия, приве­денные на схеме 4.2.1. Для иллюстрации логики проведения ТА это было не столь важно. Более важными являются, на наш взгляд, этапы проведения типологического анализа. По аналогии с этапа­ми решения школьной задачки. Только в отличие от последней в одной социологической задачке некоторые этапы могут не понадо­биться, а в другой задачке ¾ добавятся новые этапы. Эта не схема, заданная на все случаи жизни. Итак, последовательно выполняе­мыми этапами проведения ТА в рамках нисходящей стратегии ана­лиза являются:

1. Построение (проведение) априорной типологии. Для этого вводятся необходимые типообразующие признаки и соответствую­щие им эмпирические индикаторы. При первой интерпретации про­цедуры ТА этот этап может отсутствовать. При последующих итера­циях могут понадобиться при их проведении и формировании необходимые для этой цели типообразующие признаки.

2. Определение объекта типологии и формирование второй части типообразующих признаков.

3. Формирование типообразующих признаков, играющих роль факторов для объяснения существования искомых типов.

4. Формирование классифицируемой совокупности объектов. Следует отметить, что в случае, когда источником информации является индивид, в качестве объектов классификации могут выс­тупить во-первых, семьи, бригады, студенческие группы и любые другие общности. Во-вторых, объекты идентичности, ценности, страхи, «структуры чего-то...», тексты, статьи, истории жизни и т. д. В общем случае объекты классификации ¾ это единицы анали­за во всех типах данных, выделенных в 2.1.3.

5. Введение одной из возможных дефиниций понятия «основа­ние типологии».

6. Формирование совокупности эмпирических индикаторов, соответствующих типообразующим признакам (всем трем функци­ональным группам признаков).

7. Анализ свойств эмпирических индикаторов, на основе ко­торых будут формироваться классификационные признаки. Сюда относятся и такие общие свойства, как тип шкалы, несовпадение физического и фактического типов шкал, интерпретация нулево­го значения эмпирического индикатора. Последнее важно в слу­чае, когда физический тип шкалы выше порядкового. В этом слу­чае нулевое значение может интерпретироваться либо как случайное, либо как специфичное для объектов классификации. Например, продолжительность некоторого занятия респондента. В каждом исследовании могут возникнуть специфические свой­ства, проистекающие из типов данных, вида эмпирических инди­каторов. Этот тип может быть применим и для двух других частей типообразующих признаков.

8. Анализ структуры взаимосвязей эмпирических индикаторов в основном с целью формирования классификационных призна­ков. Цели этого этапа: учет разнотипности шкал, переход к мень­шему числу обобщенных показателей, формирование специфичес­ких показателей структуры взаимосвязей. В частности, речь может идти об изучении существования факторной структуры совокупно­сти эмпирических индикаторов, если нет априорных представле­ний о формировании обобщенных показателей.

9. Формирование классификационных признаков, тех, которые как бы поддаются на вход алгоритма разбиения.

10. Выбор логики проведения разбиения. В частности, выбор совокупности алгоритмов классификации и последовательность их применения. Этот этап трудоемкий, если речь идет о многомерных методах разбиения.

11. Определение принципов и способов интерпретации классов.

12. Формирование однотипных групп объектов на основе либо объединения классов, либо классов разъединения.

13. При необходимости корректировка основных понятий типологического анализа и возврат к первому этапу.

Мы не рассматривали этап «анализ свойств...». Например, к свойствам относится разнотипность используемых шкал, и это свой­ство необходимо учесть в процессе ТА. Мы также не касались этапа «анализ структуры...». Он необходим в силу огромного количества эмпирических индикаторов, соответствующих типообразующим при­знакам. Поэтому стараются перейти к обобщенным, производным от них показателям. Для этого и нужен данный этап.

Основные этапы проведения ТА в рамках восходящей страте­гии анализа приведем только для случая работы с текстовой ин­формацией, полученной посредством проективного метода, метода неоконченных предложений [34]. В нашем исследовании, целью проведения ТА являлся поиск типологических синдромов в обра­зах «культурный человек», т. е. поиск среди респондентов групп, для которых образ культурного человека похож, близок. Прежде, чем коротко описать эти этапы, следует заметить следующее.

Как было отмечено, восходящая стратегия анализа данных используется при отсутствии априорных представлений о типах изу­чаемого феномена. Точнее при отсутствии объяснительной гипоте­зы о существовании типов в заданном исследователем смысле. Разумеется, это не исключает того, что существуют сложные, раз­мытые образы и представления о типах, например, свойственные сугубо качественным исследованиям и исследованиям типа изуче­ния общественного мнения.

Исследовательские ситуации, когда появляется необходимость в восходящей стратегии, встречаются в практике проведения соци­ологических исследований значительно чаще, чем в нисходящей стратегии анализа (НСА). В этих ситуациях, приведенный поня­тийный аппарат ТА значительно упрощается, но не перестает иг­рать важную роль. В основном меняется характер взаимосвязей между понятиями. Итак, этапами проведения ТА для одной из разновидностей текстовой информации являются:

Построение (проведение) априорной типологии. Этот этап аналогичен первому этапу в рамках нисходящей стратегии анализа (НСА). Так как посредством метода неоконченных предложений изу­чаются стереотипы, образы, то типообразующими признаками, описы­вающими априорную типологию, могут служить любые характеристи­ки индивидов, за исключением характеристик, вытекающих из «образа».

Выделение «элементарных обоснований» ¾ неделимые ча­сти текста окончания предложений.

Формирование из «элементарных обоснований» «элементов» ¾ факторных синдромов для описания образа, а из них «категорий» ¾ совокупность элементов, несущих одинаковые факторные синдромы. Строится своего рода «пирамида» обобщений. Этот этап множество раз повторяется с участием респондентов и экспертов, ибо это своего рода лингвистический анализ текстов окончания предложений. Ситуация усложняется, если речь идет об одновременном анализе нескольких предложений (нами был рассмотрен именно такой случай). В массовых опросах ситуация несколько упрощается, ибо анализируются «обра­зы», заключенные в окончаниях отдельно взятого предложения.

Формирование классифицируемой совокупности объек­тов. Этап аналогичен п.4 в НСА за исключением того, что возни­кает необходимость исключения данных по некоторой совокупно­сти респондентов из-за иррелевантного характера некоторых окончаний предложений по отношению к изучаемому образу.

Введение одновременно множества различных дефинаций понятия «основание типологии». Их сравнительный анализ.

Введение характеристик структуры образа (структурные показатели). Например, степень размытости «образа», «многообра­зия элементарных обоснований», иерархия элементов и т. д. По сути речь идет о логической формализации образа.

Формирование классификационных признаков.

Выбор алгоритма классификации. На первых итерациях ТА не представляются целесообразными эксперименты с выбором нескольких алгоитмов.

Проведение классификации по различным основаниям.

Сравнение результатов разбиения между собой и выделе­ние «ядер образа» и «периферии».

Экспликация оснований и анализ возможностей введения единственного основания.

Возврат к этапу формирования совокупности структурных показателей «образа», ибо эта совокупность может претерпеть измене­ние.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: