Сборник психокоррекционных игр в песочнице и не только...




1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.

2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.

3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

4. Игры дома. Моя статья https://www.kanal-o.ru/parents/9545

5. «Жучки и ветерок» Цели игры: снятие психо-эмоционального и мышечного напряжения. Может быть использована в период адаптации детей к детскому саду. Вызывает у детей положительные эмоции.

Ход игры: Дети ползают по ковру, изображая жучков. Когда взрослый говорит: "Ветерок" - жучки ложатся на спинку и начинают двигать руками и ногами, показывая, что не могут перевернуться. Затем взрослый говорит детям, что жучки - молодцы и все-таки смогли перевернуться на лапки и могут ползать дальше. Игра повторяется несколько раз.

6. «Бабочки». Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, обучение детей навыкам ауторелаксации. Учить пользоваться своим воображением, как ресурсом.

Взрослый предлагает детям превратиться в бабочек (можно при этом коснуться каждого ребенка волшебной палочкой). Затем под спокойную расслабляющую музыку дети начинают "порхать" по комнате. Психолог сопровождает этюд текстом: «Мы с вами легкие бабочки, летаем по небу. Теплый ласковый ветерок тихонько поднимает нас и уносит. Сядем, закроем глаза и почувствуем, как ветерок ласково дует нам в лицо. Легонько коснемся своими пальчиками лба, щек. Почувствуем нежный ветерок. Глубоко вдохнем и выдохнем, также как ветерок. Дышим глубоко и ровно. Теплое солнышко ласкает нас своими лучиками - улыбнемся ему и откроем глаза. Покружимся по комнате и присядем обратно на коврик. Мы легкие разноцветные бабочки. Наши крылышки переливаются на солнышке. Нам легко, мы как пушинки. Потянемся высоко - высоко, и превратимся обратно в мальчиков и девочек». Взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его по голове (или прикасается к нему волшебной палочкой), превращая в мальчика или девочку.

Работа в песочнице. Когда вы были бабочками, где вы пролетали, что увидели? Попробуйте представить себе это место. Был ли в этом месте еще кто-то кроме вас? Давайте изобразим это чудесное место в песочнице.

7. «Звезды». Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов. Может быть использован в коррекционной работе с тревожными и гиперактивными детьми. Учить пользоваться своим воображением, как ресурсом. Работа со страхом смерти (На небе-некоторые дети говорят, что туда попадают, когда умирают) – этот кусок не на первом занятии давать

Дети под расслабляющую музыку ложатся на ковер. Текст: «Закроем глаза. Сейчас я сосчитаю до пяти и мы превратимся с вами в небесные звездочки. Раз, два, три, четыре, пять - мы стали маленькими звездочками. Расставим широко ручки и ножки - представим, что это лучики, наполненные светом. Дышим ровно и глубоко. Каждый вдох наполняет нас легкостью и светом. Тревога уходит, и все проблемы покидают нас. Мы лежим на небе и нам все видно сверху, мы знаем все обо всем, нам спокойно и легко, мы никуда не спешим. Сейчас я досчитаю до пяти мы откроем глаза и превратимся опять в мальчиков и девочек. Один, два, три, четыре, пять, открываем глазки».

Работа в песочнице. Вам понравилось путешествовать? Понравилось превращаться в звездочки? Предлагаю отправиться в путешествие и поиграть! Что мы увидели на небе? Какой вид открывался под нашими ногами? Давайте пофантазируем и изобразим этот мир в песочнице.

8. «Обнималки». Цель: снятие мышечных зажимов. Может быть использован в работе с тревожными детьми. Психолог говорит детям: «Представьте, что вы обнимаете огромного слона, бегемотика, поросенка». Дети изображают «обнималки» широко расставив руки. Затем психолог предлагает детям погладить котенка, щенка, и аккуратно взять в ладошки хомячка. Заканчивается этюд обниманием себя и других детей.

9. «Гроза». Цель: выражение эмоций, преодоление страха. Может быть использован в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Ведущий предлагает детям представить сильную грозу, как на небо набегают огромные тучи, гремит гром, становится очень темно и страшно. Дети изображают, как они боятся грозу: дрожат от страха, прижимаются друг к другу, сидя на ковре. Ведущий говорит детям, что дождь заканчивается, появляется солнышко. Дети улыбаются, потягиваются и радостно обнимаются.

Работа в песочнице. Материалы: пульверизатор с водой, веер, для ветра, можно вентилятор использовать. Только не простудитесь))). Строим мир. Первый вариант – предупреждаем заранее, что будет гроза. Второй вариант, для продвинутых, не предупреждаем о грозе. Можно закрыть шторы, включить ночник или свечи!

10. «Росток». Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие уверенности в себе, самоценность. Для детей 4,5-6 лет.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие уверенности в себе.

 

Дети садятся на ковер. Представим, что мы с вами маленькие семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик (психолог стучит пальцами по спинам детей). Из семечек появились росточки, дети вытягивают вверх руки. Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами, дети встают в полный рост и разводят руки в стороны. Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки. А сейчас каждый скажет, что он за цветочек. Дети передают друг другу по кругу мяч, и говорят, например: «Я роза, а ты кто?» Упражнение завершается тем, что все дети дружно вспоминают, кто из них какой цветик.

Песочная терапия. Первый вариант. Рисование на световом столе. Выбрать цвет фона. Подготовить украшения (камни, ракушки и др.) Рисуем последовательно от ростка до взрослого цветка. Даем название. Украшаем. Второй вариант. На песочном поле из мокрого песка изобразить растение. Вылепить. Украсить. Третий вариант. Используем цветной песок. На световом столе. Вариантов очень много: кофе, манка, различные крупы.

11. Игра для детей от 1,5 лет и старше «Где спрятался зайчик?»

Игру можно проводить с любой игрушкой, например, зайчиком.

Цель игры: развитие внимания, координация движений, ориентировка в пространстве. Ребенок закрывает глаза, взрослый в это время прячет игрушку в песочнице. Затем ребенок должен ее найти. Сначала прячем игрушку на видном месте. Затем строим мир и прячем среди других игрушек и в тех местах, где ее не видно. Потом меняемся. Взрослый ищет, ребенок прячет.

Усложняем. Добавляем право, лево, верх, низ, углы. Сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми, затем с завязанными.

 

12. «Море и небо»

Цель игры: развитие воображения, обучение детей выражению эмоций. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой до 8 человек.

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том, какая бывает погода на море. После чего дети изображают:

· с помощью рук - море (волны, штиль, шторм);

· с помощью лица и ладошек - небо (как солнышко светит и как оно прячется за тучки).

· Затем ребенок делит на шесть квадратов песочницу (с вашей помощью) В каждом квадрате он должен изобразить море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору). Затем ребенок рассказывает про то, что он изобразил и про то, какая у него любимая погода.

13. «В осеннем лесу»(зимнем, весеннем, летнем).

Цель игры: развитие мышления, воображения, речи. Игра предназначена для детей от 5 лет. Групповая работа. Но можно и индивидуально!

Перед началом игры с детьми проводится беседа о том, как выглядит осенний лес, какими стали деревья, как животные готовятся к холодам и т.п. Затем взрослый говорит детям прилагательное про осенний лес, сначала используя одно: «Кто/что в осеннем лесу …?» (например, быстрый, мокрый, старое, веселый), затем два (например: «Что в осеннем лесу высокое и могучее?»), затем три («Кто в осеннем лесу мокрый, холодный, маленький?») и просит найти подходящие предметы и разместить их в песочнице.

Общая цель – построить лес и разместить там животных всем вместе.

 

14. «Что будет если...?» Игра для детей от 5 лет, предназначена для развития воображения.

Может быть использована в группе детей до 8 человек. В нее можно играть не только в группе, но и с одним ребенком, когда есть свободное время, например, в очереди или в транспорте. Эта игра очень нравится детям и вызывает кучу смеха!

 

Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «Что будет если…» Дети отвечают на него по очереди, передавая друг другу мяч. Ответы должны быть необычными.

Примеры вопросов: «Что будет/случится, если…?»

· 10 лет будет идти дождь

· с неба будут падать вместо снега сахаринки

· вместо птиц по небу начнут летать слоны

· на грядках начнут расти сосиски

· люди начнут ходить задом наперед

Затем отправляемся в песочницу и играем. Фантазируем, мечтаем. Строим либо каждый своё, либо группа строит на одну тему.

Веселитесь на здоровье!!!

15. «Полет на Луну»(«Полет в космос»). Занятие для детей от 4.5 лет Большая песочница с синим дном, либо черным дном (можно постелить ткань или клеенку). Либо 2 стандартные песочницы, сдвинутые близко друг к другу.

Цели:

1.Снятие психоэмоционального напряжения.

2.Обучение выражению эмоции гордости.

3.Обучение детей выразительным движениям

4.Обучение ауторелаксации.

Занятие можно дополнять и модифицировать по собственному желанию. Время занятия 20-50 минут. Количество детей в группе 5-10.

Считается, что времена, когда все дети мечтали стать космонавтами ушли в прошлое, но это совсем не так. Образ космонавта по-прежнему остается очень притягательным для ребят. Они с большим удовольствием играют в «полет на Луну».

Игра помогает формировать у детей произвольность поведения – они с большой охотой выполняют все самые сложные правила и справляются со всеми ограничениями, которые вы предлагаете им (лишь бы быть такими, как настоящие космонавты). Во время игры дети чувствуют себя сильными и мужественными - у них формируется уверенность в себе, поэтому игра может быть рекомендована для коррекции застенчивости и неуверенности у детей. При этом надо отметить, что девочкам нравится быть космонавтами не меньше, чем мальчикам.

Игра состоит из нескольких этапов:

1 Подготовка к полету. Дети делают зарядку, можно эмитировать подъем штанги – космонавты должны быть очень сильными и организованными. Читаем статьи про космонавтов, рассматриваем иллюстрации, смотрим фильмы или мультфильмы.

2. Сборы перед полетом. Полет - очень ответственное дело - выбирают только самых лучших – но наши ребята все такие. Они собираются, пожимают друг другу руки, как взрослые, машут рукой Земле.

3. Полет. Одевают скафандры, проверяют космический аппарат - все ли в порядке. Теперь в путь!

Нужно рассказать детям, что при отрыве от Земли возникают перегрузки, поэтому они изображают, как сильно напряжены. (Этап напряжения). Ну, вот отрыв произошел, и так как в космосе невесомость, то можно поболтать руками и ногами, «полетать» по игровой комнате. (Этап расслабления)

4. Пока летим на Луну, можно немного поиграть. Скафандры мешают разговаривать, поэтому пообщаемся жестами. Строим в песочнице космос. Убираем лишний песок, смачиваем, если нужно, лепим планеты, звезды, украшаем различными способами.

5. Ну, вот мы и прилетели на Луну (космос) как здесь все необычно! Давайте решим. Мы высаживаемся на одной планете или каждый будет изучать свою? Решение группы. Работаем исходя из решения.

6. Можно ввести в игру встречу с инопланетянами, разделив детей на 2 команды.

6. Летим обратно. Небольшая перегрузка при отлете – дети напрягают мышцы - затем расслабляют.

7. Мы вернулись на Землю героями. Похлопаем себе!

В конце игры можно обсудить, кому что из детей понравилось и не понравилось в полете.

16. Игра «Царевна Несмеяна».

Цель игры: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения, знакосмство с выражением эмоций-радость, грусть

Дети делятся на две команды. Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята. Они должны рассмешить первую команду. При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды. Перед игрой можно обсудить с детьми, как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.

Строим мир в песочнице. «Веселая страна» и «Грустная страна»

Как и что должны делать персонажи, чтобы было понятно, что им весело. Во что они играют, где живут, с кем общаются. По аналогии с грустной страной. Выбираем персонажей с подходящим выражением лица.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: